Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-529/2024 от 06.05.2024

УИД 57МS0042-01-2024-001320-62

Дело №12-529/2024

РЕШЕНИЕ

04 июля 2024 г.          город Орел

Судья Советского районного суда города Орла Доровых Е.А., рассмотрев жалобу Захарова И.В. на постановление мирового судьи судебного участка №3 Советского района г. Орла от 24 апреля 2024 г. о привлечении к административной ответственности по частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №3 Советского района г. Орла от 24 апреля 2024 г. заместитель директора бюджетного учреждения дополнительного образования Орловской области «Спортивная школа «Академия футбола им. Ю.П. Семина» Захаров И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Захаров И.В. обратился в Советский районный суд г. Орла с жалобой.

В жалобе просит постановление мирового судьи судебного участка №3 Советского района г. Орла от 24 апреля 2024 г. отменить, производство по делу прекратить.

Ссылается на то, что образование тренера-преподавателя ФИО3 соответствует требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н.

Полагает, что квалификация тренера-преподавателя ФИО8 соответствует требованиям профессионального стандарта «Тренер-преподаватель», утвержденного приказом Минтруда России от 24.12.2020 № 952н, (имеет высшее профессиональное образование по специальности культурно-просветительская работа, а также подтвержденную высшую квалификационную категорию тренера-преподавателя (удостоверение от 31.10.2001).

Кроме того, указывает на то, что нарушение требования о наличии при приеме на работу у педагогических работников справки о наличии (отсутствии) судимости не относится к лицензионным требованиям.

Также ссылается на то, что допускается установление недельной нагрузки для тренеров-преподавателей по основной работе, не превышающей 36 часов в неделю и возможна работа за пределами 36 часов на условиях совместительства.

В судебном заседании Захаров И.В. и его защитник адвокат Медведев И.А. жалобу поддержали по основаниям, в ней изложенным.

Старший помощник прокурора Амелина Е.М. в судебном заседании полагала, что вынесенное мировым судьей постановление о привлечении Захарова И.В. к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законными. При этом с учетом отсутствия единообразной практики и противоречивых разъяснений Минтруда в части продолжительности рабочего времени тренеров-преподавателей, полагала, что достоверно утверждать об отсутствии необходимого количества тренеров-преподавателей в учреждении, о перегрузке тренеров-преподавателей невозможно.

В судебном заседании главный специалист отдела контроля и надзора в сфере образования Департамента образования и молодежной политики Орловской области ФИО6 и заместитель начальника отдела контроля и надзора в сфере образования Департамента образования и молодежной политики Орловской области ФИО7 полагали, что в действиях Захарова И.В. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив жалобу, выслушав лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении и его защитника, старшего помощника прокурора Советского района г. Орла Амелину Е.М., главного специалиста отдела контроля и надзора в сфере образования Департамента образования и молодежной политики Орловской области ФИО6 и заместителя начальника отдела контроля и надзора в сфере образования Департамента образования и молодежной политики Орловской области ФИО7 прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт его совершения и что привлекаемое лицо виновно в его совершении.

В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с ч.10 ст. 19.10 Федерального закона от 04.05.2011№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» к грубым нарушениям лицензионных требований относятся:

а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «ж» пункта 7 и подпунктами «б», «д» и «е» пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а», «в» и «г» пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с подпунктом «г» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» Лицензионными требованиями к лицензиату являются наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, статьей 46 и статьей 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

Из материалов дела следует, что прокуратурой Советского района г. Орла совместно со специалистами Департамента образования Орловской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о лицензировании в БУ ДО ОО «Спортивная школа «Академия футбола им. Ю.П. Семина».

В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных законодательством об образовании, с грубым нарушением лицензионных требований и условий, выразившимся в том, что предоставлении права на занятие педагогической деятельности по должности тренер-преподаватель лицам (ФИО3, ФИО8), не отвечающему профессиональному стандарту, в отсутствии сведений о наличии (отсутствии) судимости, факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на момент трудоустройства тренеров-преподавателей (ФИО9, ФИО10), отсутствии в штате Учреждения в необходимом количестве тренеров-преподавателей по реализуемым образовательным программам.

Приказом от 01.02.2022 № 8-л на должность заместителя директора по спортивной работе БУ ДО ОО «Спортивная школа «Академия футбола им. Ю.П. Семина» назначен Захаров И.В..

В соответствии с п.4.1 должностной инструкции в обязанности Захарова И.В. входит: разработка и утверждение внутренних порядков плановой работы по спортивной подготовке, в том числе определение требований к составу планов, форме, графикам подготовки, должностям работников, участвующих в плановой работе; составление планов спортивной подготовки обучающихся по программам спортивной подготовки; составление учебных планов, режима и расписания занятий по направлениям дополнительных программ спортивной подготовки.

Захаров И.В., в нарушение требований должностной инструкции мер по исполнению лицензионных требований, требований законодательства об образовании, предъявляемых к учреждению образования, не принял.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, должностной инструкцией заместителя директора по спортивной работе БУ ДО ОО «Спортивная школа «Академия футбола им. Ю.П. Семина», уставом Учреждения, выпиской из лицензии №Л035-01229-57/00668370 от 03.08.2023, дипломами ФИО3, дипломом ФИО8, приказом о приеме ФИО8 на работу тренера-преподавателя с 02.10.2023, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При изложенных обстоятельствах мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии, совершенном заместителем директора по спортивной работе БУ ДО ОО «Спортивная школа «Академия футбола им. Ю.П. Семина» Захаровым И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы Захарова И.В. о том, что образование тренера-преподавателя ФИО3 соответствует требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н., квалификация тренера-преподавателя ФИО8 соответствует требованиям профессионального стандарта «Тренер-преподаватель», утвержденного приказом Минтруда России от 24.12.2020 № 952н, а также то, что нарушение требования о наличии при приеме на работу у педагогических работников справки о наличии (отсутствии) судимости не относится к лицензионным требованиям являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства.

Таким образом, изложенные в жалобе доводы основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных доказательств, опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования, а также к выражению несогласия с оценкой, данной мировым судьей фактическим обстоятельствам дела и представленным по делу доказательствам, выполненной в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, были предметом рассмотрения мировым судьей и обоснованно отвергнуты как не основанные на законе, по мотивам, с которыми судья находит возможным согласиться, в связи с чем, указанные доводы не подлежат удовлетворению.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого акта, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Вместе с тем, в части отсутствия необходимого количества тренеров-преподавателей в учреждении, о перегрузке тренеров-преподавателей суд приходит к следующему.

Из разъяснений, данных Департаментом подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников от 25.04.2024 следует следующее.

В Российской Федерации законодательно установлено разграничение полномочий в сфере образования между федеральным, региональным и местным уровнями, в соответствии с которым вопросы организации предоставления дополнительного образования детей отнесены к компетенции органов государственной    власти субъектов - Российской    Федерации и местного самоуправления.

Часть 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена как верхний предел продолжительности рабочего времени, который может быть применен при регулировании федеральным органом исполнительной власти продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы » за ставку заработной платы) в зависимости от должности и (или) специальности " педагогических работников с учетом особенностей их труда (часть третья статья 333ТК РФ), что и установлено приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ № 1601).

При этом указанным приказом конкретно установлено, для каких педагогических работников предусматривается продолжительность рабочего времени (30 или 36 часов в неделю), а для каких работников предусмотрены только нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы (от 18 до 36 часов в неделю, 720 часов в год), являющиеся расчетной величиной для определения размера оплаты за фактический объем учебной нагрузки.

Согласно пункту 2.8.1 приложения 1 к приказу №1601 тренерам - преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта, устанавливается не продолжительность рабочего времени, а именно норма часов за ставку заработной платы, соответствующая 18 часам учебной (учебно-тренировочной) работы в неделю за ставку заработной платы, которая является расчетной величиной для исчисления оплаты труда за фактическую учебную нагрузку, которая, например, может с их письменного согласия составлять 24, 27, 36 и более часов в неделю.

Особенность педагогической деятельности, которая не рассматривается как совместительство или как сверхурочная работа, обусловлена частью третьей статьи 333 ТК РФ, в соответствии с которой федеральный орган исполнительной власти в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда вправе определять продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки, что в настоящее время реализовано в положениях приказа Минобрнауки России № 1601.

Приказом № 1601 с учетом постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (далее - постановление № 41) обеспечивается стабильность правого регулирования деятельности педагогических работников, для которых определены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Положения приказа № 1601, определяющие продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки применяются в системной связи с положениями приказа Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее - приказ № 536), а также с положениями квалификационной характеристики должности тренера-преподавателя (включая старшего).

Регулирование режима рабочего времени тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей в части выполнения как учебной (учебно- -тренировочной) работы, именуемой учебной нагрузкой, и являющейся нормируемой частью их педагогической работы независимо от ее объема, так и иной педагогической работы, предусмотренной квалификационной характеристикой, требующей затрат рабочего времени, но которое не конкретизировано по количеству часов, осуществляется в соответствии с разделом II приложения к приказу № 536 и не ограничивается 36 часами.

Пунктом 1.3 определено, что объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (учебно-тренировочную) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При таких обстоятельства, с учетом изложенного, суд полагает необходимым исключить из описательно-мотивировочной части постановления о привлечении заместителя директора бюджетного учреждения дополнительного образования Орловской области «Спортивная школа «Академия футбола им. Ю.П. Семина» Захарова И.В. указание об отсутствии необходимого количества тренеров-преподавателей в учреждении, о перегрузке тренеров-преподавателей.

Руководствуясь статьями 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление мирового судьи судебного участка № 3 Советского района г. Орла от 24 апреля 2024 г. в отношении заместителя директора бюджетного учреждения дополнительного образования Орловской области «Спортивная школа «Академия футбола им. Ю.П. Семина» Захарова И.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Захарова И.В. - без удовлетворения.

Исключить из описательно-мотивировочной части постановления указание об отсутствии необходимого количества тренеров-преподавателей в учреждении, о перегрузке тренеров-преподавателей.

Судья Е.А. Доровых

12-529/2024

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
Прокуратура Советского района г.Орла
Ответчики
Захаров Игорь Вячеславович
Другие
Медведев И.А.
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Доровых Екатерина Александровна
Статьи

ст.19.20 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
08.05.2024Материалы переданы в производство судье
29.05.2024Судебное заседание
18.06.2024Судебное заседание
04.07.2024Судебное заседание
04.07.2024Вступило в законную силу
30.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2024Дело оформлено
30.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее