Дело № УИД: 91RS0№-86
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
04 апреля 2023 года <адрес>
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Камыниной В.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем – Давлетовой А.А.,
с участием представителя истца – ФИО7,
представителя ответчика – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству внутренних дел по <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности ознакомить с материалами контроля за расходами,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в суд с иском, уточным в порядке ст. 39 ГПК РФ к МВД по <адрес>, в котором просил:
-признать незаконным бездействие МВД по РК, выразившееся в отказе в его должностных предоставить ФИО2 для ознакомления материалы контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности иных лиц их доходами в отношении ФИО2 и членов его семьи, оконченного ДД.ММ.ГГГГ, в том числе: документ, послуживший основанием для осуществления контроля за расходами ФИО2, а также за расходами его супруги и несовершеннолетних детей, доклад о результатах осуществления контроля за расходами ФИО2, а также за расходами его супруги и несовершеннолетних детей;
-обязать МВД по РК предоставить ФИО2, материалы контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности иных лиц их доходами в отношении ФИО2 и членов его семьи, в том числе: документ, послуживший основанием для осуществления контроля за расходами ФИО2, а также за расходами его супруги и несовершеннолетних детей, доклад о результатах осуществления контроля за расходами ФИО2, а также за расходами его супруги и несовершеннолетних детей, оконченного ДД.ММ.ГГГГ для ознакомления в течение 20 рабочих дней по его обращению.
Заявленные исковые требования обоснованы тем, что в отношении ФИО2, являющегося сотрудником МВД по <адрес>, в период с июля по октябрь 2022 году осуществлен контроль за расходами в соответствии с требованиями Федерального закона №230-ФЗ.
Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ начальник управления по работе с личным составом МВД по <адрес> проинформировал истца об окончании контроля за расходами и направлении материалов контроля в Аттестационную комиссию МВД по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 через канцелярию МВД по <адрес> обратился с ходатайством об ознакомлении со всеми материалами проверки.
В тот же день ФИО2 направил в адрес МВД по <адрес> ходатайство об ознакомлении его и представителя со всеми материалами проверки, а также докладом, с целью подготовки к заседанию Аттестационной комиссии МВД по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в МВД по <адрес> с рапортом от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил ознакомить его о проводимых и проведенных в 2022 подразделениями МВД по <адрес> проверках, в том числе служебных проверках с указанием основания проведения проверки, периода проведения проверки, результатов проверки, просил ознакомиться материалами проверок.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик уведомил ФИО2 о проведении ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссии) МВД по РК, на котором будет рассматриваться вопрос о результатах осуществления контроля за расходами истца.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился к врио МВД по РК с рапортом, содержащим просьбу допустить на заседание комиссии представителя, ознакомить с материалами проверки, с этой целью отложить заседание комиссии и о желании присутствовать на заседании комиссии.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии, на котором начальник управления по работе с личным составом МВД по РК сообщил об отсутствии необходимости присутствия ФИО2 и направлении ответа на ходатайство об ознакомлении с материалами проверки по почте.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было отказано в ознакомлении с материалами контроля, в связи с отсутствием такой обязанности в Федеральном законе №230-ФЗ.
ФИО2 считает отказ в ознакомлении с материалами контроля незаконным, ссылаясь на пп. «б» ст. 19 Положения о комиссиях организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов, в котором предусмотрено ознакомление работника организации, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым предусмотрено ознакомление работника организации, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представился, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с поступившей информацией и с результатами ее проверки. Считает, что отсутствие в Федеральном законе №230-ФЗ прямого указания на невозможность получения сотрудником материалов контроля по расходам не свидетельствует об отсутствии у работодателя обязанности по ознакомлению с этими материалами, если они непосредственно затрагивают права и свободы сотрудника МВД.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
В частности указала, что положениями Федерального закона №230-ФЗ на орган, осуществлявший контроль за расходами возложена обязанность только лишь по информированию лица о результатах контроля за расходами. Федеральным законом №230-ФЗ не предусмотрена возможность ознакомления с материалами контроля за расходами. МВД по РК является территориальным органом МВД России на региональном уровне, а не организацией, созданной для выполнения задач, поставленных перед МВД России, соответственно на возникшие правоотношения приказ № не распространяется. Также к спорным правоотношениям не подлежит применению Положение о комиссиях организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку на заседании аттестационной комиссии рассматривался вопрос о результатах осуществления контроля за расходами в соответствии с требованиями Федерального закона №230-ФЗ, а не вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
Выслушав пояснения лиц, присутствующий в судебном заседании, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ФИО2 проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации в должности начальника ОМВД России по <адрес>.
На основании письма прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 и его супруги ФИО5 управлением по работе с личным составом на основании решения МВД по РК от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен контроль за расходами.
По результатам осуществления должностными лицами МВД по РК контроля за расходами в соответствии с требованиями Федерального закона №230-ФЗ в отношении ФИО2, и его супруги подготовлен доклад от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в аттестационную комиссию были предоставлены материалы контроля за расходами ФИО2 и ФИО5
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 было направлено уведомление об окончании проводимого в отношении него контроля за расходами. Также ФИО2 был проинформирован о том, что материалы контроля за расходами представлены в аттестационную комиссию МВД по РК.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в МВД по РК с ходатайством об ознакомлении со всеми материалами проверки о результатах контроля за расходами.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 был направлен ответ, согласно которому в ходе проведения контроля за расходами, обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов ФИО2, а также расходов супруги в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №230-ФЗ, не установлено.
Также в ответе было указано, что согласно нормами Федерального закона №230-ФЗ ознакомление с материалами проверки государственного служащего в отношении которого проведена проверка, не предусмотрено.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание аттестационной комиссии МВД по РК, по результатам которого установлено, что сведения, предоставленные ФИО2, являются достоверными и полными.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N79-ФЗ) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляет гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, - ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N342-ФЗ) предусматривает обязанность сотрудника органов внутренних дел представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 9 часть 1).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 230-ФЗ) лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 230-ФЗ лицо, замещающее (занимающее) или замещавшее (занимавшее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в связи с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязано представлять сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В статье 4 (пункт 1 часть 1) данного Федерального закона указано, что основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.
Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является поступление в органы прокуратуры Российской Федерации материалов, предусмотренных частью 6 статьи 16 настоящего Федерального закона (часть 1.1).
Лица, в отношении которых проводится контроль за их расходами, а также расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, имеют право:
1) на уведомление в письменной форме о принятии решения об осуществлении контроля за расходами и о необходимости представить сведения, предусмотренные п. 1 ч. 4 ст. 4 ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", - не позднее чем через два рабочих дня со дня получения решения об осуществлении контроля (ч. 1 ст. 7 ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам").
2) обращаться с ходатайством в орган, подразделение или к должностному лицу, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением контроля за его расходами, которое подлежит обязательному удовлетворению (ч. 1 ст. 7 и п. 3 ч. 2 ст. 9 ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам").
3) обращаться с ходатайством к прокурору, принявшему решение об осуществлении контроля за расходами данного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением такого контроля, которое подлежит обязательному удовлетворению (ч. 4 ст. 9 ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам").
4) давать пояснения в письменной форме (ч. 2 ст. 9 ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам");
5) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме (ч. 2 ст. 9 ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам");
6) выплату денежного содержания (заработной платы) по замещаемой (занимаемой) должности в период отстранения от нее в связи с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей на срок, не превышающий шестидесяти дней со дня принятия решения об осуществлении такого контроля.
Указанный срок может быть продлен до девяноста дней лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами (ч. 3 ст. 9 ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам");
7) быть проинформированным с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне о результатах контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (ч. 1 ст. 14 ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам").
Информация о результатах контроля за расходами лица, замещавшего (занимавшего) одну из указанных в Законе должностей, направляется данному лицу по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации (ч. 2 ст. 14 ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам").
8) быть уведомленным о направлении информации о результатах, полученных в ходе осуществления контроля за расходами, в органы и организации (их должностным лицам), политическим партиям и общественным объединениям, в Общественную палату Российской Федерации и средства массовой информации, которые предоставили информацию, явившуюся основанием для осуществления указанного контроля (ст. 15 ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам").
Как следует из материалов дела и не оспаривалось в судебном заседании ФИО2 в соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N230-ФЗ он был проинформирован о результатах контроля за расходами, а также за расходами супруги.
Доводы ФИО2 и его представителя о бездействии должностных лиц, выразившихся в отказе в ознакомлении с материалами контроля за расходами, в том числе с документом, послужившим основанием для осуществления контроля за расходами ФИО2, а также за расходами его супруги и несовершеннолетних детей, докладом о результатах осуществления контроля за расходами ФИО2, а также за расходами его супруги и несовершеннолетних детей, являются не состоятельными.
Отказывая в ознакомлении с материалами контроля за соответствием расходов МВД по РК обосновано было принято решение об отсутствии такой обязанности, поскольку положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N230-ФЗ закреплена лишь обязанность проинформировать лицо, в отношении которого проводится проверка о результатах контроля за расходами. Прямое указание на возможность ознакомления с материалами проверки положения данного закона не содержат.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд,-
р е ш и л:
В удовлетворении иска ФИО2 к Министерству внутренних дел по <адрес> о возложении обязанности ознакомить с материалами контроля за расходами - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья В.Ф. Камынина
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.