Решение
именем Российской Федерации
5 апреля 2022 года город Улан-Удэ
Улан - Удэнский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Плеханова Д.А., при секретаре Бальчиновой О.Б., с участием представителя истца Буяновой Т.Н., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Зилотина А.Р., ответчика Дячука С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-30/2022 по исковому заявлению командира войсковой части 11111 о взыскании с бывшего военнослужащего войсковой части 11111 Дячука С.В. суммы причиненного ущерба в размере 56838 рублей,
установил:
Командир войсковой части 11111 обратился в военный суд с иском о взыскании с Дячука С.В. в пользу государства в лице указанной воинской части 56838 рублей, составляющих стоимость его проезда воздушным транспортом к месту проведения отпуска и обратно.
Как следует из искового заявления, в ходе проведенной военной комендатурой военных сообщений (железнодорожного участка, станции и аэропорта Улан-Удэ) Восточно-Сибирского управления военных сообщений в декабре 2020 года – январе 2021 года в воинской части документальной проверки учета хранения, оформления, законности выдачи, использования воинских перевозочных документов был обнаружен факт использования ответчиком воинских перевозочных документов после его увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части. Данный факт свидетельствует о нарушении ответчиком требований приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2017 года № 815, которым утвержден Порядок, случаи и особенности оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте, повлекшем причинение ущерба в указанном размере.
В судебном заседании представитель истца Буянова Т.Н. предъявленный иск поддержала и в его обоснование пояснила, что Дячук С.В., будучи военнослужащим, в связи с убытием в отпуск за 2019 год получил воинские перевозочные документы, которые, имея данный статус, не использовал. При этом, после окончания отпусков за 2019 год, а также при исключении из списков личного состава воинской части он воинские перевозочные документы не сдал, а использовал их после окончания военной службы. Поскольку использованием ответчиком воинских перевозочных документов после даты исключения военнослужащего из списков личного состава части воинской части причинен ущерб, Дячук С.В. подлежит привлечению к полной материальной ответственности в размере причиненного ущерба. Ввиду отсутствия в воинской части финансового органа, взыскиваемые с Дячука С.В. денежные средства подлежат зачислению на счет довольствующего финансового органа – федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю».
Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, – военной комендатуры военных сообщений (железнодорожного участка, станции и аэропорта Улан-Удэ) Восточно-Сибирского управления военных сообщений Зилотин А.Р. полагал иск подлежащим удовлетворению и пояснил, что в ходе проверки был обнаружен факт использования Дячуком С.В. воинских перевозочных документов после его увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части.
Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельные требования – федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» Шиндяева Н.Н., извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в суд не прибыла, ходатайствуя о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик Дячук С.В. иск не признал и пояснил, что воинские перевозочные документы были ему выданы для убытия к месту проведения отпуска и обратно, данные документы должны быть использованы в течение 3 месяцев с момента выдачи. Что он и сделал, после увольнения и исключения из списков личного состава воинской части, приобретя билеты на самолет по маршруту Улан-Удэ – Москва – Санкт-Петербург и обратно.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав письменные доказательства, военный суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом (далее – Закон), федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К числу таких прав относится, как следует из пункта 1.1 статьи 20 Закона в частности, право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, на проезд на безвозмездной основе воздушным транспортом один раз в год по территории Российской Федерации к месту использования основного отпуска и обратно.
Согласно пункту 9 статьи 20 Закона расходы, связанные с перевозкой военнослужащих железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества, утвержден постановлением Правительства Российско Федерации от 20 апреля 2000 года №354.
Пунктом 1 названного Постановления установлено, что Министерство обороны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), в которых предусмотрена военная служба, при реализации социальных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы - к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска по территории Российской Федерации и обратно (один раз в год).
Республика Бурятия, на территории которой дислоцирована войсковая часть 11111, в списках личного состава которой проходил военную службу административный истец, отнесена, согласно приложению № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 года № 434, к местности с не благоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленной и входит, согласно разделу 1 Общероссийского классификатора экономических регионов, утвержденных постановлением Госстандарта Российской Федерации от 27 декабря 1995 года № 640, в состав Дальневосточного федерального округа.
Во исполнение упомянутого постановления Министром обороны РФ издан приказ от 27 декабря 2017 года № 815, которым утвержден Порядок, случи и особенности оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте (далее – Порядок).
В силу пункта 78 Порядка проезд военнослужащих по проездным документам (билетам), оформленным по воинским перевозочным документам, в том числе проезд в обратном направлении, должен быть начат до даты, с которой они утратили право на соответствующую социальную гарантию по проезду (до даты исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части).
Как следует из пункта 76 Порядка военнослужащие по возвращении из отпуска в течение трех рабочих дней сдают в воинскую часть проездные документы (билеты) и перевозочные документы, оформленные по воинским перевозочным документам, а также неиспользованные воинские перевозочные документы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы, каковым согласно пункту 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» является дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, вопреки мнению ответчика, возможность реализации Дячуком С.В. своего права на бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно в рамках упомянутых нормативно-правовых актов обусловлена лишь наличием у него статуса военнослужащего в соответствующий период.
Из приказа командира войсковой части 11111 от 16 августа 2019 года № следует, что майор Дячук С.В. с указанной даты полагается убывшим в основной отпуск за 2019 год, с выездом в <адрес>, при этом, ему предписано выдать воинские перевозочные документы по маршруту аэропорт города Улан-Удэ – аэропорт города Москва – аэропорт города Санкт-Петербург и обратно.
Как следует из приказа командира войсковой части 11111 от 2 сентября 2019 года № из указанного отпуска Дячук С.В. прибыл в воинскую часть досрочно – 31 августа 2019 года ввиду наличия направления врача от 30 августа 2019 года №561.
Как пояснил в суде ответчик досрочное возвращение из отпуска было вызвано ухудшением состояния его здоровья, вследствие чего он в последующем проходил лечение в федеральном государственном казенном учреждении «437 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации (г. Улан-Удэ), а также в федеральном государственном бюджетном учреждении «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко»« Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва).
Согласно приказам командира войсковой части 11111 от 14 октября 2019 года № и от 9 декабря 2019 года № оставшаяся часть основного отпуска за 2019 год была предоставлена ответчику с 14 октября по 30 ноября 2019 года, из которого он прибыл на службу 1 декабря 2019 года.
Как видно из копий корешков требований на перевозку воинских пассажиров серии №, они были выданы 28 ноября 2019 года Дячуку С.В. для проезда к месту использования отпуска воздушным транспортом по маршруту Улан-Удэ-Москва-Санкт-Петербург и обратно.
В соответствии с приказом командира войсковой части 11111 от 3 декабря 2019 года №, Дячук С.В., уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона), с 6 декабря 2019 года был исключен из списков личного состава воинской части.
Согласно сообщению врио командира войсковой части 11111 от 28 марта 2022 года № Дячук С.В. по прибытии из отпуска не сдал как проездные документы (билеты), так и неиспользованные воинские перевозочные документы.
<данные изъяты>
Таким образом, следует, что проезд в отпуск Дячук С.В. осуществил за пределами указанного в приказе командира войсковой части 11111 от 14 октября 2019 года № срока. В этот период времени он уже не являлся военнослужащим и, следовательно, был лишен прав, гарантированных государством в связи с прохождением военной службы, в том числе права на проезд на безвозмездной основе к месту проведения отпуска и обратно посредством воинских перевозочных документов.
Обосновывая отсутствие своей вины в причинении ущерба Дячук С.В. пояснил, что считает использование им ВПД правомерным в связи с тем, что срок их действия не истек.
Данные утверждения ответчика суд признает несостоятельными в связи с их противоречием вышеуказанным нормам действующего законодательства.
Согласно статьям 5, 6 и 9 Федерального закона от 12 июля 1999 года №161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинён военнослужащим, которому имущество было передано под отчёт для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей. Размер причинённого ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учёта имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности на день обнаружения ущерба. В случае, когда причинивший ущерб военнослужащий уволен с военной службы и не был привлечён к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром воинской части, в размере, установленном данным Федеральным законом.
Как видно из ранее упомянутого сообщения <данные изъяты> суммарная стоимость приобретенных ответчиком авиабилетов составила сумму заявленных исковых требований в 56838 рублей.
При таких обстоятельствах военный суд находит иск подлежащим удовлетворению.
При этом, суд учитывает отсутствие какие-либо объективных данных о необходимости применения в данном деле положений статьи 11 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», определяющей условия уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению.
Ввиду того, что истец – войсковая часть 11111, исходя из ее организационной структуры, в своем составе финансового органа не имеет, и финансируется из средств федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», привлеченного к участию в деле, взыскиваемую с ответчика в пользу истца сумму иска необходимо перечислить на счет данного учреждения.
Поскольку иск судом удовлетворен, а войсковая часть 11111 в соответствии со статьей 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождён от уплаты государственной пошлины, она, рассчитанная в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1905 рублей (800 рублей и 3 процента от суммы, превышающей 20000 рублей, то есть от 36838 рублей), в силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию с ответчика Дячука С.В. в местный бюджет, то есть бюджет городского округа «Город Улан – Удэ».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 198 и 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации военный суд
решил:
Иск командира войсковой части 11111 к Дячуку С.В. – удовлетворить.
Взыскать с Дячука С.В. в пользу войсковой части 11111 56838 (пятьдесят шесть тысяч восемьсот тридцать восемь) рублей путём перечисления или внесения указанной суммы на расчётный счет федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю».
Взыскать с Дячука С.В. в доход городского округа «Город Улан-Удэ» государственную пошлину в сумме 1905 (одна тысяча девятьсот пять) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Во-сточный окружной военный суд через Улан – Удэнский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Д.А. Плеханов
мотивированное решение вынесено 12 апреля 2022 года