Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3623/2020 ~ М-3223/2020 от 20.10.2020

Дело № 2-3623/2020

51RS0002-01-2020-005279-17

Мотивированное решение изготовлено 08.12.2020

(с учетом выходных дней)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 декабря 2020 года город Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Шурухиной Е.В.,

при секретаре Гловюк В.Н.,

рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения *** о возложении обязанности по организации и обеспечению доставки автотранспортом от места жительства до места получения медицинской помощи и обратно, взыскании компенсации стоимости проезда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения *** о возложении обязанности по организации и обеспечению доставки автотранспортом от места жительства до места получения медицинской помощи и обратно, взыскании компенсации стоимости проезда, указав в обоснование, что истец является неработающим пенсионером, ***. В целях постановки точного диагноза, постоянного наблюдения *** а также для определения путей дальнейшего лечения ему необходимо ездить в ***, расположенный по адресу: ***, так как на территории *** учреждения здравоохранения, оказывающие специализированную медицинскую помощь ***, отсутствуют. Истцом самостоятельно осуществлены и оплачены поездки для проведения диагностики и лечения в *** на общую сумму 4500 руб. Значительное территориальное удаление от учреждений, оказывающих лечение, затрудняет получение истцом медицинских услуг. Между ***, где проживает истец, и *** отсутствует железнодорожное сообщение. Для получения специализированной медицинской помощи истец вынужден пользоваться услугами маршрутного такси, стоимость использования которого является для истца высокой.

На основании изложенного истец просит обязать ответчика организовать и обеспечить доставку автотранспортом от места жительства до места получения медицинской помощи и обратно согласно графику процедур. Взыскать с ответчика понесенные истцом расходы за поездки из *** в *** в размере 4500 рублей.

Истец ФИО1, в судебное заседание не явился, о времени, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Ответчик Министерство здравоохранения *** в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ранее представило письменный отзыв на исковое заявление, в котором просило отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку полагает, что законодатель не предусмотрел транспортировку медицинскими организациями пациентов для организации плановой медицинской помощи, такая транспортировка предусмотрена только в целях спасения жизни.

Третье лицо Администрация *** судебное заседание представителя не направила, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ранее представила письменный отзыв, в котором поддержала заявленные требования, полагает, что поскольку данный вид специализированной медицинской помощи предоставляется в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ, проживающим в ***, бесплатной медицинской помощи, считает, что проезд к месту получения данной процедуры является неотъемлемой частью этого вида медицинских услуг.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО1, *** г.р., зарегистрирован и проживает по адресу: ***.

С *** является пенсионером по старости. С *** истцу установлена инвалидность *** бессрочно, что подтверждается копией справки *** №***, выданной ФКУ «***.

Согласно сведениям ГОБУЗ «***» от *** истец ФИО1 имеет *** заболевание, состоит на учете в ГОБУЗ «***» с ***. Наблюдается и получает стационарное лечение в ГОБУЗ «***», в *** году дважды получал *** с ***

Согласно выписному эпикризу из истории болезни стационарного больного №*** имеет основной диагноз ***

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона, медицинская помощь – комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Основными принципами охраны здоровья являются доступность и качество медицинской помощи (пункт 6 статьи 4).

При этом доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью; оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья; применением телемедицинских технологий (пункт 5 статьи 10 Закона).

Основные права граждан в сфере охраны здоровья отражены в главе 4 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и включают право на охрану здоровья (статья 18 Закона), право на медицинскую помощь (статья 19 Закона), в том числе: выбор врача и выбор медицинской организации; профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; получение консультаций врачей-специалистов; облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или), медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами; получение информации о своих правах и; обязанностях, состоянии своего здоровья; получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях; отказ от медицинского вмешательства.

Виды медицинской помощи определены в статье 32 названного Закона, согласно которой к ним относятся: первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь.

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) (часть 3 статьи 32 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Формами оказания медицинской помощи являются:

- экстренная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

- неотложная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

- плановая – медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью (часть 4 статьи 32 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Системный анализ приведенных норм права свидетельствует о том, что федеральный законодатель не предусмотрел транспортировку медицинскими организациями пациентов для организации плановой медицинской помощи.

Согласно статьи 35 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

Транспортные услуги предоставляются также при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований – при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту (пункт 5 части 3 статьи 80 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «онкология» утвержден Приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 года №915н.

Медицинская помощь по данному профилю также оказывается в виде: первичной медико-санитарной помощи; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; паллиативной медицинской помощи в следующих условиях: амбулаторно; в дневном стационаре; стационарно, и включает в себя профилактику и диагностику онкологических заболеваний; лечение и реабилитацию больных с онкологическими заболеваниями с использованием современных специальных методов и сложных, в том числе уникальных, медицинских технологий (пункты 2-4 Приказа).

Скорая медицинская помощь оказывается фельдшерскими выездными бригадами скорой медицинской помощи, врачебными выездными бригадами скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (пункт 14 Приказа).

Больные с онкологическими заболеваниями полежат пожизненному диспансерному наблюдению в центре амбулаторной онкологической помощи, а в случае его отсутствия – в первичном онкологическом кабинете или первичном онкологическом отделении медицинской организации, онкологическом диспансере или в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями. Если течение заболевания не требует изменения тактики ведения больного, диспансерные осмотры после проведенного лечения осуществляются в течение первого года – один раз в три месяца, в течение второго года – один раз в шесть месяцев, в дальнейшем – один раз в год (пункт 22 Приказа).

Указанным нормативным актом также не предусмотрена доставка граждан (онкобольных) к месту проведения лечения, (осмотра, плановой госпитализации, сеансов химиотерапии, фотодинамической терапии, радиологии, и т.д.).

Целевые значения критериев доступности медицинской помощи устанавливаются в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 81 Закона об основах охраны здоровья граждан.

Законом Мурманской области от 19.12.2019 №2453-01-ЗМО утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Мурманской области на 2020 год и на плановый период 2022 и 2022 годов, которая также не предусматривает транспортировку пациентов, в том числе онкологических больных, в медицинские учреждения в целях оказаниях плановой медицинской помощи.

Проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включается в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в целях получения помощи больным по профилю «онкология». Вместе с тем, не исключается медицинская эвакуация в экстренной и неотложной форме, в случаях, распространяющихся, в том числе, на медицинскую помощь пациентам с онкологическими заболеваниями.

Кроме того, в соответствии с пунктом 12 статьи 15 Федерального закона №131-Ф3 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ», создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи также относится и к вопросам местного значения муниципального района.

Администрацией муниципального образования *** в целях реализации муниципальной программы «Обеспечение социальной стабильности в ***» на *** годы, было принято Постановление от *** №*** «О выплате компенсации за проезд в лечебные учреждения областного центра в *** году», которым предусматривалась выплата компенсации за проезд в лечебные учреждения областного центра гражданам, ***, на лечение по основному заболеванию 2 раза в год по фактически понесенным расходам.

Однако постановлением администрации от *** №*** выплата данной компенсации исключена из социальных гарантий, и органом местного самоуправления выплата компенсации по расходам, понесенным на оплату проезда для оказания медицинской помощи гражданам, ***, за счет средств местного бюджета в настоящее время не производится.

Вместе с тем, отсутствие средств на проезд в медицинские организации государственной системы здравоохранения, расположенные на территории ***, находящиеся за пределами территории проживания граждан, является одним из оснований, дающим право при определенных условиях на предоставление адресной государственной социальной помощи в соответствии с Порядком предоставления адресной государственной социальной помощи гражданам, оказавшимся в экстремальной или трудной жизненной ситуации, утвержденном постановлением Правительства Мурманской области от 10 июля 2009 года №308-ПП.

Таким образом, с учетом системного анализа приведенных норм права и того обстоятельства, что заболевание истца не содержит признаков экстренной и неотложной необходимости получения медицинской помощи, заявленное требование истца о возложении на Министерство здравоохранения Мурманской области организовать и обеспечить доставку истца автотранспортом от места жительства до места получения медицинской помощи и обратно согласно графику процедур, выполняемых с наличием онкологического заболевания, не подлежит удовлетворению.

Также суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании с Министерства здравоохранения *** понесенных расходов на оплату проезда в *** из *** и обратно в размере 4500 рублей. Истцом представлены копии билетов на проезд в автобусе междугороднего и пригородного назначения от *** до *** и обратно (л.д. 12-18). Вместе с тем, оригиналы документов, подтверждающих фактически понесенные расходы, истом в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ *** ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░         ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-3623/2020 ~ М-3223/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Золин Александр Алексеевич
Ответчики
Министерство здравоохранения МО
Суд
Первомайский районный суд г. Мурманска
Судья
Шурухина Елена Викторовна
Дело на сайте суда
perv--mrm.sudrf.ru
20.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2020Передача материалов судье
26.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.11.2020Предварительное судебное заседание
01.12.2020Судебное заседание
08.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2020Дело оформлено
18.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее