Дело № 2 –521/2023
УИД 33RS0010-01-2023-000959-53
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
1 августа 2023 года город Киржач
Киржачский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Антипенко Р.П.,
при секретаре судебного заседания Кучиновой Т.Г.,
с участием Малышевой Т.В., помощника прокурора Киржачского района Рыловой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Киржачского района в интересах неопределенного круга лиц к Садовому некоммерческому товариществу «Мележа» о возложении обязанности заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договор на вывоз твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Киржачского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц с требованием об обязании садоводческое некоммерческое товарищество «Мележа» (далее - СНТ «Мележа», Товарищество) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договор на вывоз твердых коммунальных отходов.
В обоснование иска указано, что в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды, ответчик не обеспечивает регулярный вывоз мусора с территории Товарищества, так как не заключил договор на вывоз мусора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Поскольку указанные нарушения могут привести к ухудшению экологической обстановки, нанести вред окружающей среде и явиться источником биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на неопределенный круг лиц, проживающих на территории Киржачского района, что существенным образом нарушит право граждан на благоприятную окружающую среду, прокурор обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Помощник прокурора Киржачского района Рылова А.В. в судебном заседании просила суд удовлетворить заявленные требования по указанным в иске основаниям.
Представитель третьего лица ООО «Хартия» по доверенности Малышева Т.В. в судебном заседании поддержала письменный отзыв, в котором просила суд удовлетворить требования прокурора.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял. Суд извещал ответчика о времени и месте судебного заседания путем направления судебных извещений заказной корреспонденцией по известному суду адресу его регистрации. По правилам ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в данном случае, ответчик считается извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Таким образом, судом в полной мере выполнены предусмотренные ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) требования по направлению ответчику судебных извещений, в то время как со стороны ответчика усматривается уклонение от получения корреспонденции суда, что подтверждается материалами дела. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Согласно ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения искового заявления была размещена заблаговременно на интернет-сайте Киржачского районного суда Владимирской области.
Определение суда о рассмотрении данного гражданского дела в порядке заочного производства занесено в протокол судебного заседания.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Федеральный закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее по тексту - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно ч.1 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопление которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии с ч.2 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно ч.3 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу ч.5 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно п. 1.5 Постановления департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 08.02.2018 № 13/01-25 «Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области» (далее по тексту - Правила) региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, устава регионального оператора, при наличии действующей лицензии, необходимой в отношении деятельности, которую юридическое лицо будет осуществлять самостоятельно (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности).Согласно п.п. 3.1.1, 3.1.4 Правил региональный оператор в границах зон своей деятельности осуществляет следующие функции:
- заключает договоры с собственниками отходов, управляющими компаниями, ТСЖ, гражданами на накопление и транспортирование ТКО в соответствии с территориальной схемой;
- принимает отходы в объеме и в местах, определенных территориальной схемой и договорами на оказание услуг по обращению с ТКО, организует их транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию и размещение в соответствии с Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Владимирской области и требованиями экологического и санитарно- эпидемиологического законодательства Российской Федерации с последующим размещением отходов на объектах, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
22.01.2019 года Департаментом природопользования и охраны окружающей среды области (далее - Департамент природопользования) утвержден и согласован с Минприроды России План мероприятий по переходу к осуществлению деятельности по обращению с ТКО на территории области региональными операторами.
По результатам конкурсного отбора, проведенного департаментом природопользования, деятельность в сфере обращения с ТКО в эксплуатационной зоне № 1 (Александровский, Киржачский, Кольчугинский, Петушинский, Собинский и Юрьев - Польский районы) осуществляет ООО «Хартия».
18.09.2019 года между Департаментом природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области и ООО «Хартия» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
ООО «Хартия» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов на основании действующей лицензии №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, бессрочного срока действия.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее по тексту - Постановление Правительства РФ № 1156) накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно п. 13 Постановления Правительства РФ № 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Киржачского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что ответчиком допущены факты несоблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, выраженные в необеспечении регулярного вывоза мусора с территории товарищества, ввиду отсутствия заключенного с региональным оператором договора на вывоз мусора.
Сообщением ООО «Хартия» от 14.06.2023 года подтверждается, что ответчик заявку на заключение договора по обращению с твердыми коммунальными отходами в адрес регионального оператора не подавал (л.д.7).
Таким образом, результаты проведенной проверки свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответчиком требований законодательства об охране окружающей среды, что нарушает права жителей Киржачского района на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Разрешая исковые требования, руководствуясь статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", частью 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктами 5, 6 части 7 статьи 18 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд", суд приходит к выводу о ненадлежащем обращении ответчиком с твердыми коммунальными отходами, поскольку в нарушение требований действующего законодательства ответчиком не заключен с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, что может привести к образованию несанкционированных свалок на территории Киржачского района, ухудшению состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболеванию населения.
Указанные обязанности по заключению договора на вывоз твердых коммунальных отходов ответчиком надлежащим образом не исполняются, в связи с чем, выявленные нарушения должны быть устранены, следовательно, имеются основания для удовлетворения требований прокурора.
Принимая во внимание характер возложенных на ответчика обязанностей, суд полагает необходимым установить разумный срок исполнения судебного акта - в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем, согласно ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в бюджет муниципального образования Киржачский район Владимирской области подлежат взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Киржачского района в интересах неопределенного круга лиц к Садовому некоммерческому товариществу «Мележа» (ИНН 3316400184, ОГРН 1033301000457) удовлетворить.
Обязать Садовое некоммерческое товарищество «Мележа» (ИНН 3316400184, ОГРН 1033301000457) в течение одного месяца со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу заключить договор на вывоз твердых коммунальных отходов с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Взыскать с Садового некоммерческого товарищества «Мележа» (ИНН 3316400184, ОГРН 1033301000457) в доход бюджета муниципального образования Киржачский район Владимирской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья Р.П.Антипенко
Мотивированное заочное решение составлено 2 августа 2023 года
Судья Р.П.Антипенко