№
24RS0№-57
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2024 года г. Зеленогорск
Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Петуховой М.В., при секретаре Чуяшенко О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к Черняковой К. И. об устранении нарушения лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «Лесная охрана» обратилось в суд с иском к Черняковой К.И., в котором просит обязать ответчика произвести очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 0,06 га в лесном участке, расположенном по адресу: Красноярский край, Тасеевский муниципальный район, Усольское лесничество, Шумихинское участковое лесничество, квартал №, выдел №, лесосека №, делянка № в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения.
Требования мотивированы тем, что между Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице КГБУ «Усольское лесничество» и Черняковой К.И. заключен договор купли–продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому КГКУ «Усольское лесничество» передало Черняковой К.И. лесные насаждения общей площадью 0,84 га в объеме 194,0 м3, расположенные по адресу: Красноярский край, Тасеевский муниципальный район, Усольское лесничество, Шумихинское участковое лесничество, квартал №, выдел №, лесосека №, деляна №. Заготовка и вывоз древесины Черняковой К.И. проводились в период срока действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ лесничим КГБУ «Усольское лесничество» Шумихинского участкового лесничества ФИО3 произведен осмотр участка лесного фонда в делянке №, лесосеки №, выделе №, квартале №, в результате которого выявлен факт нарушения лесного законодательства – неудовлетворительная очистка мест рубок от порубочных остатков на площади 0,06 га. В результате нарушения требований лесного законодательства Черняковой К.И. причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 2259,32 рублей. Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ Чернякова К.И. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1500 рублей.
Определением Зеленогорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Чернявцев В.Г.
В судебное заседание представитель истца КГКУ «Лесная охрана» не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Чернякова К.И., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания по известному суду месту жительства, на рассмотрение дела не явилась, возражений по иску суду не представила, не сообщила об уважительных причинах неявки и не просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третьи лица КГБУ «Уярское лесничество», Чернявцев В.Г., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явились, представителей не направили.
В соответствии с частью 1 статьи 233 ГПК РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в порядке заочного производства, о чем вынес определение.
Изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.
В силу статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах (статья 53 Лесного кодекса РФ).
Частями 1 и 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ установлено, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу частей 1 и 4 статьи 30 Лесного кодекса РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктами 16 и 17 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
В силу пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367 утверждены Виды лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки, согласно которым очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек. Очистка мест рубок осуществляется следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период; сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки; вывозом порубочных остатков в места их дальнейшей переработки. Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно. Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах и Правил санитарной безопасности в лесах.
Частями 1 и 2 статьи 99 Лесного кодекса РФ установлено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, части 1 статьи 100 Лесного кодекса РФ компенсация вреда окружающей среде, в том числе лесам, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» при рассмотрении таких споров судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 также отметил, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице руководителя КГБУ «Усольское лесничество» (продавцом) и Черняковой К.И. в лице своего представителя Чернявцева В.Г., действующего на основании доверенности 2АА 387147 от ДД.ММ.ГГГГ (покупатель), заключен договор купли – продажи лесных насаждений №.
Согласно условиям договора купли-продажи лесных насаждений продавец передал в собственность Черняковой К.И. лесные насаждения общей площадью 0,84 га, в объеме 194,0 куб.м, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, с местоположением: Красноярский край, Тасеевский муниципальный район, Усольское лесничество, Шумихинское участковое лесничество, квартал №, выдел №, лесосека №, деляна №, предназначенные для заготовки древесины в целях строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, строительства хозяйственных построек на земельном участке, расположенных в границах населенного пункта на территории края, в соответствии со статьей 30 Лесного кодекса РФ.
По условиям договора купли-продажи лесных насаждений покупатель Чернякова К.И. обязалась осуществить очистку лесосеки от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины способом сбора порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период в срок с 21.02.2019 года по 20.02.2020 года, в соответствии с Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474, Правилами ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды России от 22.11.2017 № 626, Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2007 № 607, Правилами заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, утвержденными приказом Минприроды России от 16.07.2018 № 325, Видами лесосечных работ, порядком и последовательностью их проведения, утвержденными приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367 (пункт 9, подпункт «ж» пункта 15 договора).
В ходе осмотра, проведенного в соответствии с пунктом 3 приложения 4 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ лесничим КГБУ «Усольское лесничество» Шумихинского участкового лесничества ФИО3 был проведен осмотр участка лесного фонда в деляне №, лесосеки №, выделе №, квартале №, выявлен факт нарушения требований лесного законодательства, выразившийся в неочистке мест рубок от порубочных остатков на площади 0,06 га при проведении рубки лесных насаждений, чем нарушен пункт 16 Правил пожарной безопасности лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, согласно которому при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
По результатам осмотра лесного участка составлены акт осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ, сообщение о результатах осмотра лесосеки, сообщение о нарушении требований лесного законодательства, схема (абрис), в которых зафиксирован факт нарушения требований лесного законодательства.
В результате нарушения требований лесного законодательства Черняковой К.И. причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 2259,32 рублей, что подтверждается справкой-расчетом ущерба за нарушение требований лесного законодательства при проведении рубок, расчетно-технологической картой на 2020 год.
Постановлением заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ Чернякова К.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1500 рублей.
Ответчиком доказательств выполнения установленных требований по очистке мест рубок от порубочных остатков в соответствии с технологической картой лесосечных работ при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при рассмотрении настоящего дела не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что бездействие Черняковой К.И. влечет угрозу причинения вреда объектам животного и растительного мира, окружающей среде, а также создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. Оставленные на месте рубок порубочные остатки многократно усиливают пожарную опасность, способствуют перерастанию беглых низовых пожаров в устойчивые, которые, в свою очередь, становятся первопричиной лесных верховых и почвенных пожаров, особенно при высоком уровне пожарной опасности.
На основании изложенного суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
При определении срока исполнения решения в части очистки лесосеки суд учитывает принцип разумности, то есть устанавливает такой срок, в который обязанное лицо по решению суда имеет реальную возможность исполнить решение суда.
В связи с этим, учитывая характер спорного правоотношения, а также с учётом установленных по данному делу обстоятельств суд приходит к выводу, что разумный срок по настоящему делу для исполнения решения суда следует установить в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198, 233-237 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» удовлетворить.
Обязать Чернякову К. И. (паспорт № произвести очистку мест рубок от порубочных остатков в лесном участке, расположенном по адресу: Красноярский край, Тасеевский муниципальный район, Усольское лесничество, Шумихинское участковое лесничество, квартал №, выдел №, лесосека №, делянка №, на площади 0,06 га в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с Черняковой К. И. (паспорт №) государственную пошлину в доход местного бюджета муниципального образования г. Зеленогорск Красноярского края в размере 300 (триста) рублей.
Разъяснить, что ответчики вправе подать в Зеленогорский городской суд Красноярского края заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчик может обжаловать заочное решение суда в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд Красноярского края в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.В. Петухова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.