Дело № 2-740/2022
УИД 02RS0002-01-2022-001145-96
Категория 2.211
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2022 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи |
Ватутиной А.А., |
при секретаре судебного заседания |
Имангажиновой Е.Б., |
с участием помощника прокурора Кош-Агачского района Олченовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кош-Агачского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «Бельтирское сельское поселение» к администрации МО «Кош-Агачский район» о возложении обязанности обеспечить постановку на кадастровый учет автомобильной дороги, регистрацию права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кош-Агачского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «Бельтирское сельское поселение» к администрации МО «Кош-Агачский район» о возложении обязанности обеспечить постановку на кадастровый учет автомобильной дороги, регистрацию права собственности, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что на территории села Новый Бельтир имеются участки автомобильной дороги по улицам: Лапшина, Кызыл-Тан, К. Тебековой, Школьная, Эре-Чуй, Центральная дома с № 2 до № 16, которые до настоящего времени не поставлены на кадастровый учет, право собственности в установленном законом порядке не зарегистрировано. Непринятие ответчиком мер по постановке указанной автомобильной дороги на кадастровый учет и регистрации права собственности препятствует осуществлению дорожной деятельности, что в свою очередь влияет на безопасность дорожного движения, создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, пользующихся автомобильной дорогой общего пользования местного значения.
В последующем прокурором подано уточненное исковое заявление, из которого следует, что на территории сёл Новый Бельтир и Бельтир имеются автомобильные дороги общего пользования местного значения МО «Кош-Агачский район», расположенные на земельном участке с кадастровым номером 04:10:000000:460. Указанные автомобильные дороги переданы в оперативное управление МКУ «Трансстрой» МО «Кош-Агачский район». Одна из дорог, расположенная по ул. Диятова с. Бельтир представляет собой дорожное полотно, выполненное из асфальта-бетона. До настоящего времени указанная дорога как объект недвижимого имущества не поставлена на кадастровый учет, не зарегистрировано право собственности на нее. В связи с указанным прокурор Кош-Агачского района просит обязать администрацию МО «Кош-Агачский район» в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку на государственный кадастровый учет автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером 04:10:000000:460 по ул. Диятова с. Бельтир Кош-Агачского района Республики Алтай, произвести регистрацию права собственности.
Протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: администрация МО «Бельтирское сельское поселение», МКУ «Трансстрой» МО «Кош-Агачский район».
В судебном заседании помощник прокурора Кош-Агачского района Олченовой И.В. настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований.
Представитель ответчика администрации МО «Кош-Агачский район» Джанабилова М.Ж. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. При этом в случае удовлетворения исковых требований судом просила увеличить срок для исполнения решения суда.
Представители третьих лиц, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явились, о причинах не явке суд не уведомили.
Суд, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995 (далее Федерального закона N 196-ФЗ) основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу ст. 3 Федерального закона N 196-ФЗ приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности является одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), ст. 1 Закона Республики Алтай от 07.07.2015 N 32-P3 "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай", Устава МО "Кош-Агачский район", утвержденного решением Районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район», к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон N 257-ФЗ) дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. п. 1 - 3 ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что автомобильные дороги в зависимости от их назначения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Кроме того, автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В соответствии с п. п. 1, 10 ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. При этом к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.
В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту Федеральный закон N 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Пунктом 7 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет). Перечень сведений, подлежащий включению в кадастр недвижимости, предусмотрен статьей 8 Федерального закона N 218-ФЗ. В том числе это кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения (п. 2 ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Из материалов дела следует, постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» от 22.05.2015 г. №076 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Кош-Агачский район». В указанный перечень, в том числе, включена автодорога в с. Бельтир по ул. Диятова, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 04:10:000000:460.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 18.09.2015 г. №308 утвержден Перечень недвижимого и движимого имущества, передаваемого из собственности МО «Бельтирское сельское поселение» в собственность МО «Кош-Агачский район» в рамках разграничения муниципального имущества, согласно приложению.
Из приложения к указанному Постановлению следует, что земельный участок с кадастровым номером 04:10:000000:460 является собственностью МО «Кош-Агачский район».
Из ответа филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай от 12.09.2022 следует, что земельный участок с кадастровым номером 04:10:000000:460 поставлен на кадастровый учет 31.07.2014.
Согласно выписке из ЕГРН собственником земельного участка с кадастровым номером 04:10:000000:460 является МО «Кош-Агачский район».
При этом в судебном заседании установлено, что автомобильная дорога на указанном земельном участке по ул. Диятова с. Бельтир Кош-Агачского района не поставлена на кадастровый учет, а также отсутствует регистрация права собственности на нее.
Стороной ответчика при рассмотрении дела не представлены доказательства обратного согласно ст. 56 ГПК РФ.
При проведении проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения прокуратурой Кош-Агачского района Республики Алтай выявлены данные нарушения законодательства.
Отсутствие собственника автомобильной дороги влечет невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 08 ноября 2007 года №257 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, создает препятствие в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дороги, безопасностью дорожного движения, что противоречит интересам неопределенного круга лиц при обеспечении безопасности дорожного движения.
Нарушение прав неопределенного круга лиц вытекает из обязанности муниципальных органов нести бремя содержания муниципального имущества, в том числе и автомобильных дорог, находящихся в границах муниципального образования.
Доводы стороны ответчика о том, что в обязанности администрации МО «Кош-Агачский район» не входит постановка автомобильной дороги на кадастровый учет, а также регистрация права муниципальной собственности на нее судом отклоняются, поскольку противоречат требованиям ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также установленным судом обстоятельствам, изложенным выше.
С учетом обстоятельств дела, суд полагает возможным установить для исполнения ответчиком решения суда в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. По мнению суда, указанный срок является разумным, обеспечивает соблюдение баланса интересов всех сторон, а также отвечает требованиям исполнимости судебного акта.
При данных обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Исковое заявление предъявлено прокурором в пределах его полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 173, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░-░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 04:10:000000:460, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.09.2022