АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
председательствующий в суде первой инстанции Гонтарь А.А. дело № 11-36/2023 |
31 марта 2023 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания ГАЕВСКОЙ Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю на частное определение мирового судьи судебного участка № 5 Гагаринского судебного района г. Севастополя от 27 февраля 2023 года по материалу по заявлению Некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту г. Севастополя» о вынесении судебного приказа о взыскании с Латышева Владислава Александровича задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт,
У С Т А Н О В И Л:
Некоммерческая организация «Фонд содействия капитальному ремонту г. Севастополя» обратилась к мировому судье судебного участка № 5 Гагаринского судебного района г. Севастополя с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Латышева В.А. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт.
При рассмотрении дела 27.02.2023 года мировым судей вынесено частное определение в адрес Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю о нарушении действующего законодательства. До сведения руководителя Управления доведено о выявленных случаях нарушения законности при исполнении судебного запроса должностными лицами налогового органа, в целях принятия соответствующих мер реагирования и мер к устранению нарушений.
Не согласившись с указанным судебным постановлением, Управлением подана частная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене вынесенного частного определения суда как незаконного.
В частной жалобе Управление ссылается на то, что налоговый орган, не является первоисточником и держателем информации, предоставляемой другими государственными органами в порядке информационного взаимодействия, на дату ответа на судебный запрос мирового судьи не располагало достоверной информацией о физическом лице в отношении которого она запрашивается, и не могло обеспечить полноту и актуальность вышеуказанных сведений, а также отвечать за их достоверность.
Таким образом, Управление считает, что на запрос мировому судье правомерно предоставлены только те сведения о должнике, а именно идентификационный номер налогоплательщика, за актуальность и достоверность которых налоговый орган отвечает в рамках своей компетенции при осуществлении предусмотренных законом полномочий.
В силу положений ч. 3 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба на определение суда первой инстанции, рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы производства, изучив доводы частной жалобы, законность и обоснованность частного определения мирового судьи в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 226 ГПК РФ при выявлении случаев нарушения законности, суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
Исходя из содержания вышеприведенной нормы права, частные определения являются средством предупреждения нарушений законности и правопорядка, устранения существенных недостатков в работе учреждений и организаций.
Частное определение судом выносится в случае, если в процессе производства по гражданскому делу суд выявит случаи существенного нарушения законности должностными лицами или организациями.
Правовая функция частных определений заключается в том, что они способствуют укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений.
При рассмотрении вопроса о необходимости вынесения частного определения суд оценивает в совокупности все обстоятельства дела, исходя из обязанности гражданского судопроизводства способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду (ст. 2 ГПК РФ).
Как следует из материалов производства дела заявитель НО «ФСКР г. Севастополя» обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Латышева В.А. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт.
В поданном заявлении о вынесении судебного приказа взыскателем указано об отсутствии у него сведений о дате и месте рождения должника, идентификаторов должника (страховом номере индивидуального лицевого счета, идентификационном номере налогоплательщика, серии и номере документа, удостоверяющего личность, основного регистрационного номера индивидуального предпринимателя, серии и номере водительского удостоверения).
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 124 ГПК РФ в заявлении о вынесении судебного приказа должны быть указаны сведения о должнике: для гражданина-должника - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, место работы (если известно), один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения).
В случае, если взыскателю неизвестны дата и место рождения должника, один из идентификаторов должника, об этом указывается в заявлении о вынесении судебного приказа и такая информация по запросу суда предоставляется органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и (или) налоговыми органами, и (или) органами внутренних дел.
В связи с чем в адрес Управления мировым судьей направлен судебный запрос от 08.02.2023 года № 605/М-154/2023-5 о предоставлении следующих сведений о должнике: дате и месте рождения, страховом номере индивидуального лицевого счета, идентификационном номере налогоплательщика, серии и номере документа, удостоверяющего личность, адресе места регистрации по месту жительства на территории РФ.
Управлением в ответ на судебный запрос письмом от 21.02.2023 № 09-20/04222@ мировому судье предоставлены сведения об идентификационном номере налогоплательщика (должника).
Одновременно сообщено, что сведения о первичной выдаче или замене документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, сведения о фактах регистрации физического лица по месту жительства, его персональных данных, а также сведения о застрахованных лицах, в том числе информация о страховом номере индивидуального лицевого счета, поступают в налоговые органы от регистрирующих органов в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговые органы не являются первоисточником данной информации и не могут подтверждать ее актуальность и достоверность при предъявлении третьим лицам. В этой связи за получением указанных сведений необходимо обращаться в органы МВД России и в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социального фонда России).
Выявив нарушения законности, допущенные должностными лицами Управления ФНС России по г. Севастополю в части неисполнения судебного запроса, 27.02.2023 года мировым судьей на основании ст. 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вынесено частное определение в адрес руководителя Управления ФНС России по г. Севастополю, в котором указано о необходимости устранить допущенные нарушения, выразившееся в неполном предоставлении запрашиваемых сведений, также руководитель налогового органа предупрежден о возможном наложении штрафа при их не устранении и несообщении о результатах рассмотрения частного определения.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами мирового судьи, поскольку он сделан в нарушение требований действующего процессуального законодательства.
Согласно п. 7 ст. 84 НК РФ каждому налогоплательщику налоговый орган присваивает единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика.
В силу положений п. 3 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанного лица.
В соответствии с п. 8 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения:
- о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа;
- о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в течение трех дней со дня его подачи.
В соответствии с п. 9.4. ст. 85 НК РФ Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации обязан сообщать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, следующие сведения о регистрации (снятии с регистрационного учета) застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, а также об изменениях указанных сведений в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации (снятия с регистрационного учета) или изменения указанных сведений.
При этом, обмен указанными сведениями о физических лицах реализован исключительно в электронном виде на уровне центральных аппаратов ФНС России и государственных органов, являющихся первоисточниками данной информации.
Из анализа указанных норм следует, что все вышеперечисленные данные, в том числе сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, серии и номере документа, удостоверяющего личность, об адресе места жительства, поступают в налоговый орган из обозначенных государственных органов в рамках информационного обмена с ними в порядке статьи 85 НК РФ. Таким образом, налоговый орган не является первоисточником и держателем информации, предоставляемой другими государственными органами в порядке информационного обмена.
При этом, на дату ответа на судебный запрос налоговый орган не располагал достоверной информацией о физическом лице, в отношении которого она запрашивалась, и не мог обеспечить полноту и актуальность вышеуказанных сведений, а также отвечать за их достоверность.
Таким образом, на запрос мировому судье правомерно предоставлены только те сведения о должнике (идентификационный номер налогоплательщика) за актуальность и достоверность которых налоговый орган отвечает в рамках своей компетенции при осуществлении им предусмотренных законом полномочий.
При таких обстоятельствах, действия Управления ФНС России по г. Севастополю по отказу, как расценено мировым судьей, в предоставлении на судебный запрос в рамках настоящего гражданского дела сведений, первоисточником и держателем которых налоговый орган не является, не могут быть расценены такими, что не соответствуют требованиям закона, поскольку такие сведения не свидетельствовали бы об их достоверности, актуальности и полноте, что, как следствие, могло повлечь искажение данных о должнике при вынесении судебного приказа о взыскании задолженности, а в дальнейшем и к неисполнению судебного акта в установленный законом срок.
В соответствии с ч. 2 ст. 334 ГПК РФ суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, вправе отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что мировой судья пришел к неверному выводу о наличии нарушений в действиях должностных лиц Управления ФНС России по г. Севастополя, и установленных процессуальным законом оснований для вынесения частного определения как особой формы процессуального реагирования на нарушения закона, предусмотренного ч. 1 ст. 226 ГПК РФ, в конкретном рассматриваемом случае не имелось.
Более того, в обжалуемом частном определении не содержится указания на конкретное положение закона, регламентирующего деятельность налогового органа, устранение нарушения которого необходимо осуществить в рамках рассмотрения должностным лицом частного определения.
При таких обстоятельствах, частное определение не может быть признано законным и обоснованным, и как следствие, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Частную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю на частное определение мирового судьи судебного участка № 5 Гагаринского судебного района г. Севастополя от 27 февраля 2023 года - удовлетворить.
Частное определение мирового судьи судебного участка № 5 Гагаринского судебного района г. Севастополя от 27 февраля 2023 года по материалу М-154/5/2023 по заявлению Некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту г. Севастополя» о вынесении судебного приказа о взыскании с Латышева Владислава Александровича задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт – отменить.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 05.04.2023 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
-----------------------------------------¬
¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦
¦подпись судьи _____________________ ¦
¦Наименование должности ¦
¦уполномоченного работника аппарата суда ¦
¦помощник судьи ФИО5 ¦
¦ (инициалы,фамилия) ¦
¦"__" _____________ 20__ г. ¦
L-----------------------------------------