Дело № 2-311/17
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2017 года с. Иволгинск
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Фалилеевой М.Н.
при секретаре Шаглановой З.Б..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филиппова А.М. к Черновой (Загузиной) Т.К., третьему лицу не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ (Управление Росреестра по РБ) о признании зарегистрированного права собственности на недвижимое имущество отсутствующим, суд
УСТАНОВИЛ:
Филиппова В.А. являлась собственником жилого дома и земельный участка, расположенных по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ, между Филипповой В.А., и Загузиной Т.К., был заключен договор купли-продажи жилого дома с земельным участком. По условиям данного договора окончательный расчет производиться в день получения ответчиком свидетельства о государственной регистрации права в Учреждении юстиции. Так как данное условие договора Загузиной Т.К. не исполнено, Филиппова В.А. обращалась в суд с иском о расторжении данного договора купли-продажи. Определением Иволгинского районного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ, утверждено мировое соглашение, между Филипповой В.А. и Загузиной Т.К. , согласно которому: Загузина Т.К., обязуется в срок до ДД.ММ.ГГГГ, выселиться со всеми членами семьи из <адрес> РБ и в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в добровольном порядке расторгнуть договор купли-продажи данного жилого дома, произведя перерегистрацию права собственности на Филиппову В.К. в Учреждении юстиции РБ по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Филиппова В.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Определением Иволгинского районного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ Филиппова В.А. заменена правоприемником - Филипповым А.М.. ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о расторжении договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГгда жилого дома, расположенного по адресу <адрес>., зарегистрированный в ЕГРП за номером №, по которому Чернова Т.К. передает Филиппову А.М. полученное по вышеуказанному адресу недвижимое имущество. Составлен акт приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ, по которому Чернова Т.К. передала, а Филиппов А.М. принял жилой дом по адресу <адрес>. Сведения о передаче имущества в виде земельного участка и расторжения договора купли-продажи в части земельного участка в мировом соглашении и соглашении о расторжении договора купли-продажи отсутствовали, в связи с чем сведения о принадлежности земельного участка, расположенного по адресу <адрес> РБ <адрес> в ЕГРП остались прежними и право собственности зарегистрированы на Загузину Т.К.
Обращаясь в суд, Филиппов А.М. просил расторгнуть договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе судебного разбирательства уточнил свои исковые требования, просил признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, между Филипповой В.А., и Загузиной Т.К., расторгнутым в целом, признать право собственности Загузиной Т.К. на земельный участок, расположенный в <адрес> РБ <адрес> отсутствующим.
В судебном заседании уточненные исковые требований поддержал, суду пояснил, что его мать продала принадлежащий ей жилой дом и земельный участок Черновой Т.К. по договору купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Загузина(Чернова) Т.К. не выплатила денежные средства, данный договор был расторгнут, однако про земельный участок сведения не отразили, указав сведения только о доме.
В судебное заседание представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлялся надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Чернова Т.К. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания уведомлялась по единственно известному месту жительства, о причинах неявки не сообщила, возражений против удовлетворения исковых требований не представила, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 17 ФЗ Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав, в том числе свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.
Государственная регистрация прекращения права носит заявительный характер, происходит посредством погашения регистрационных записей на основании заявления, которое может быть подано одной из сторон и возможна только при наличии правоустанавливающих документов, соответствующих требованиям федерального законодательства.
В п.52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Судебный акт, не содержащий в резолютивной части выводов о необходимости государственной регистрации прекращения права собственности на объекты недвижимости (погашения регистрационной записи о зарегистрированном праве), не является основанием для внесения регистрации прекращения соответствующего права, соответственно истец иным способом, кроме как заявления исковых требований об исключении записей из реестра не может быть устранены нарушения его прав
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в частности из:
1)из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;
6) вследствие причинения вреда другому лицу;
7) вследствие неосновательного обогащения;
8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Из материалов дела следует, что Филиппова В.А. являясь собственником жилого дома и земельный участка, расположенных по адресу: <адрес> РБ <адрес> заключила договор купли-продажи. ДД.ММ.ГГГГ, с Загузиной Т.К. В связи с неисполнение Загузиной Т.К. обязательств по договору было заключено мировое соглашение, между Филипповой В.А. и Загузиной Т.К., согласно которому: Загузина Т.К., обязуется в срок до ДД.ММ.ГГГГ, выселиться со всеми членами семьи из <адрес> РБ и в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в добровольном порядке расторгнуть договор купли-продажи данного жилого дома, произведя перерегистрацию права собственности на Филиппову В.К. в Учреждении юстиции РБ по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденное определением Иволгинского районного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ Филиппова В.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Определением Иволгинского районного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ Филиппова В.А. заменена правоприемником - Филипповым А.М. По соглашению от ДД.ММ.ГГГГ договор купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут, однако в договоре указан как объект недвижимости только жилой дом, расположенный по адресу <адрес>., без указания на расторжение договора в части купли-продажи земельного участка, также как и в акте приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем сведения о принадлежности земельного участка, расположенного по адресу <адрес> РБ <адрес> в ЕГРП остались прежними и право собственности зарегистрированы на Загузину Т.К.
В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 35 ЗК РФ не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу, соответственно при расторжении договора купли-продажи в собственность владельца возвращается как здание и сооружение а также и сам земельный участок. Таким образом право собственности Загузиной Т.К. на недвижимое имущество и государственная регистрация данного права произведена на основании документов, которые в настоящее время утратили силу, были расторгнуты, следовательно, право собственности Загузиной Т.К. как на жилой дом так и на земельный участок, расположенные по адресу: РФ, <адрес> отсутствуют. Поскольку в соглашении от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ сведения о расторжении договора в части земельного участка отсутствуют, Государственная регистрация прекращения права на земельный участок посредством погашения регистрационных записей её права не были произведены, в связи с чем необходимо признать право Загузиной Т.К., после перемены фамилии Черновой Т.К. на земельный участок, расположенный в <адрес> отсутствующим.
На основании вышеизложенного и установленных судом обстоятельств, заявленные требования подлежат удовлетворению
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 233-235 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░(░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░░(░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░.
░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02.06.2017 ░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.