Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-1213/2022 ~ М-1013/2022 от 13.05.2022

Дело № 2-1213/2022

УИД 41RS0002-01-2022-002308-94

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2022 года                            г. Елизово Камчатского края

Елизовский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи                 Скурту Е.Г.,

при секретаре судебного заседания              Миц О.И.,

с участием помощника природоохранного прокурора    Чухрай А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Никольская управляющая организация» о возложении обязанности,

установил:

Заместитель Камчатского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просил возложить на муниципальное унитарное предприятие «Никольская управляющая организация» (далее по тексту МУП «Никольская управляющая организация», Предприятие, ответчик) обязанность в срок не позднее 1 октября 2022 года получить решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод, отводимых с территории села Никольское Алеутского муниципального округа в Камчатском крае.

В обоснование требований указал, что Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при организации водоотведения на территории Алеутского муниципального округа, в ходе которой в деятельности МУП «Никольская управляющая организация» выявлены нарушения, выразившиеся в том, что Предприятие осуществляет сброс сточных вод, отводимых с территории села Никольское, в Тихий океан в отсутствие решения уполномоченного органа о предоставлении водного объекта в пользование, которым должны определяться условия допустимого сброса, требования к качеству воды и содержанию загрязняющих веществ. 7 апреля 2022 года в МУП «Никольская управляющая организация» природоохранной прокуратурой вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Согласно ответу, предприятие 14 апреля 2022 года обратилось в Амурское бассейновое управление Федерального агентства водных ресурсов за получением (разъяснением) правил подготовки соответствующих документов, а также сообщило об отсутствии возможности устранить нарушения, поскольку имеется необходимость определения координат водопользования и привлечения для этих целей кадастрового инженера, прибытие которого ожидается до октября 2022 года, отсутствие поквартального графика сброса сточных вод, неработоспособность очистных сооружений по причине неприсоединения к ним централизованных сетей водоотведения и отсутствия специалистов. Кроме того, в адрес предприятия контролирующим органом неоднократно выносились предписания об устранении нарушений правил водопользования при сбросе сточных вод, которые ответчиком были проигнорированы. Мировым судьей судебного участка № 24 Елизовского судебного района по фактам неисполнения законного предписания об устранении нарушений организация неоднократно привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Осуществление ответчиком деятельности по сбросу сточных вод в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, ведет к бесконтрольному использованию водного объекта и создаёт предпосылки в его загрязнению, опасности причинения вреда окружающей среде.

Определением суда от 16 июня 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Администрация Алеутского муниципального района, Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В судебном заседании помощник Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Чухрай А.И. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что договор о закреплении муниципального имущества № 04-21 от 6 декабря 2021 года пролонгирован сторонами на тот же срок, предприятие свою деятельность на территории села Никольское Алеутского муниципального округа не прекращало.

Ответчик МУП «Никольская управляющая организация, третье лицо Администрация Алеутского муниципального округа о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, мнение по иску не представили, с ходатайствами в рамках рассмотрения дела не обращались.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, мнение по иску не представило.

Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, представило письменный отзыв на иск, в котором указало, что МУП «Никольская управляющая организация» не является водопользователем, на государственном учете использования вод не состоит, в территориальный отдел водных ресурсов по Камчатскому краю с заявлением о выдаче решения о предоставлении водного объекта в пользование не обращалось. Его представитель по доверенности Чаднова О.С. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при установленной явке.

Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, которые суд находит относимыми, допустимыми и в своей совокупности достаточными для разрешения спора по существу, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статьей 3 данного Федерального закона предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно положениям ст. 34 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Исходя из части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации следует, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Частью 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов.

В силу положений п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В силу положений Водного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование приобретают право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в том числе в целях сброса сточных вод (часть 1 статьи 9, пункт 2 части 3 статьи 11).

Согласно части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование приобретается, в том числе в целях сброса сточных вод (пункт 2).

В соответствии с требованиями пункта 3 части 3 статьи 22 Водного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных (дренажных) вод должно содержать требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных (дренажных) вод.

Порядок принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование регламентирован положениями ст. 23 Водного кодекса Российской Федерации.

Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что решение о предоставлении водного объекта или его части в соответствии с частью 1 настоящей статьи в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик МУП «Никольская управляющая организация» зарегистрирован в качестве юридического лица 3 марта 2016 года, его основным видом деятельности является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, дополнительным видом деятельности является сброс и обработка сточных вод, сбор неопасных отходов.

На основании распоряжения администрации Алеутского муниципального района от 4 октября 2018 года № 269-Р МУП «Никольская управляющая организация» передано в хозяйственное ведение по акту приема-передачи муниципальное недвижимое имущество: сооружение Канализация; сооружение Инженерные сети, Канализация; Инженерные сети, Наружные сети водоотведения; очистные сооружения хозяйственно-бытовых стоков с реконструкцией существующих систем водоотведения с. Никольское (л.д. 14-15).

6 декабря 2021 года между Администрацией Алеутского муниципального округа в Камчатском крае и МУП «Никольская управляющая организация» заключен договор № 04-21 о закреплении муниципального имущества (объектов водоотведения) на праве хозяйственного ведения, по условиям которого за ответчиком закреплено на праве хозяйственного ведения муниципальное недвижимое имущество согласно приложению №1, являющегося неотъемлемой частью договора (л.д. 16-20, 21-22).

Имущество предоставлено Предприятию во временное пользование и владение для использования имущества в соответствии с его назначением, в порядке и на условиях, предусмотренных договором.

Как следует из сообщения и.о. главы администрации Алеутского муниципального округа от 28 марта 2022 года № 12-458, имущество водоснабжения и водоотведения Алеутского муниципального округа в Камчатском крае передано МУП «Никольская управляющая организация» по договору хозяйственного ведения, очистительные сооружения хозяйственно-бытовых стоков в селе Никольское были приняты 23 ноября 2012 года и 29 июля 2016 года, эксплуатация очистных сооружений началась после сдачи второй очереди 29 июля 2017 года, при этом решение (договоры лицензии) о предоставлении водных объектов в пользование и сброса сточных вод не имеется Л.д. 12-13).

В ходе проведения Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки деятельности МУП «Никольская управляющая организация» установлено, что данная организация при осуществлении деятельности по водоотведению на территории Никольского сельского поселения осуществляет сброс неочищенных сточных вод в водный объект и прибрежную полосу о. Беринга в отсутствие разрешительных документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, в связи с чем ответчику внесено представление об устранении нарушений законодательства (л.д.51-54).

Данное представление рассмотрено, указано, что очистительные сооружения водоотведения в АМО не работают из-за отсутствия специалистов очистных сооружений, очистные сооружения на сегодняшний день не соединены с центральными сетями водоотведения (л.д. 55).

Из ответа МУП «Никольская управляющая организация» от 18 апреля 2022 года № 38, усматривается, что водный объект в пользовании у Предприятия не находится и им не получен, что также подтверждается заявлением ответчика в Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов от 14 апреля 2022 года о выдаче ему требования для получения водного объекта (сброс сточных вод в Тихий океан) с. Никольское (л.д. 56-57, 63).

В период с 5 сентября 2016 года по 30 сентября 2016 года в отношении МУКП «Никольская управляющая организация» (в настоящее время МУП) Управлением Росприроднадзором по Камчатскому краю проведена плановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт № 3422/16-30 проверки от 30 сентября 2016 года, согласно которому выявлено нарушение, в том числе, правил водопользования при сбросе сточных вод в поверхностный водный объект (Тихий океан), а именно: сброс сточных вод в поверхностный водный объект (Тихий океан) осуществляется в отсутствие утвержденных нормативов допустимого сброса и в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование (л.д. 66-74).

30 сентября 2016 года Предприятию выдано предписание № 3422/16-30/1 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе в срок до 1 апреля 2017 года получить решение о предоставлении водного объекта в пользование (л.д. 80).

Постановлением от 27 декабря 2016 года № 03-192/2016 МУКП «Никольская управляющая организация» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 80000 рублей (л.д. 75-79).

Согласно акту проверки от 4 мая 2017 года № 3422/17-08 ответчиком вышеуказанное предписание не выполнено (л.д. 81-84).

Аналогичные предписания контролирующего органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды были выданы Предприятию 4 мая 2017 года, 10 ноября 2017 года, 15 мая 2018 года, 30 января 2019 года (л.д. 85, 90, 95, 100).

Указанные предписания ответчиком не выполнены, что подтверждается актами проверок от 10 ноября 2017 года № 3422/17-29, от 15 мая 2018 года № 3422/18-9, от 30 января 2019 года № 3422/19-1 (л.д 86-89, 91-94, 96-99).

31 мая 2017 года, 20 декабря 2017 года, 18 июня 2018 года, 22 ноября 2018 года, 05 марта 2019 года 31 марта 2021 года МУП «Никольская управляющая организация» за невыполнение в срок законных предписаний привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 104-105, 106-107, 108-109, 110, 11-112, 113-114, 115-116).

Таким образом, судом установлено, что водопользование водным объектом осуществляется ответчиком в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, обязанность по получению которого предусмотрена п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что МУП «Никольская управляющая организация» осуществляет деятельность по сбросу сточных вод в водный объект Тихий океан в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, чем наносит вред окружающей среде, суд приходит выводу об обоснованности требований прокурора и наличии оснований для удовлетворения иска.

Срок, который заместитель Камчатского межрайонного природоохранного прокурора просит установить для устранения нарушений требований природоохранного законодательства, суд, с учетом объема работ, которые необходимо произвести с целью исполнения требований прокурора, а также даты вынесения решения суда, вступления судебного постановления в законную силу, находит исполнимым, в связи с чем, удовлетворяя требования истца в данной части, в силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ считает необходимым установить в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено, а именно до 1 октября 2022 года, указанный срок суд полагает разумным и достаточным.

Кроме того, возложение на ответчика обязанности устранить выявленные нарушения 1 октября 2022 года, не лишает ответчика по истечении указанного времени, в случае невозможности исполнения решения суда, при наличии доказательств объективно подтверждающих невозможность его исполнения обратиться в суд в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика – МУП «Никольская управляющая организация», не освобожденного от уплаты судебных расходов, в размере 300 руб. в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования заместителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Никольская управляющая организация» о возложении обязанности - удовлетворить.

Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Никольская управляющая организация» обязанность в срок до 1 октября 2022 года устранить нарушение природоохранного законодательства путем получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод, отводимых с территории села Никольское Алеутского муниципального округа в Камчатском крае.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Никольская управляющая организация» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 19 июля 2022 года.

Председательствующий судья                         Е.Г. Скурту

. .

.

.

.

2-1213/2022 ~ М-1013/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель Камчатского межрайонного природоохранного прокурора
Ответчики
МУП "Никольская управляющая организация"
Суд
Елизовский районный суд Камчатского края
Судья
Скурту Екатерина Геннадьевна
Дело на странице суда
elizovsky--kam.sudrf.ru
13.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2022Передача материалов судье
17.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2022Судебное заседание
12.07.2022Судебное заседание
19.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2023Дело оформлено
12.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее