Дело № 12-24/2022
УИД: 28RS0007-01-2022-000337-53
РЕШЕНИЕ
по протесту на постановление по делу
об административном правонарушении
27 июля 2022 года г. Завитинск
Судья Завитинского районного суда Амурской области Никитина А.Е.,
при секретаре Авдеевой Д.С.,
с участием старшего помощника прокурора Завитинского района Вахмяниной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Завитинского района Амурской области на постановление административной комиссии Завитинского муниципального округа № 1 от 14 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.1 Закона Амурской области от 30 марта 2007 года № 319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области», в отношении Осетрова Николая Викторовича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии Завитинского муниципального округа № 1 от 14 января 2022 года Осетров Н.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.1 Закона Амурской области от 30 марта 2007 года № 319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области», ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, прокурор Завитинского района обратился в Завитинский районный суд Амурской области с протестом, в обоснование указав, что в постановлении по делу об административном правонарушении не указаны данные о дате и времени его совершения, при описании объективной стороны правонарушения указано на дату поступления материала в административную комиссию. Из административного материала следует, что с 02-30 до 05-00 29.11.2021 года Осетров Н.В. нарушал тишину, при этом из объяснений Осетрова Н.В. усматривается, что 29.11.2021, 30.11.2021 он <***> стучал, в какое время он <***> и нарушало ли это тишину из объяснений не ясно. Кроме объяснений ФИО1, иных доказательств, подтверждающих виновность Осетрова Н.В. в нарушении тишины в ночное время, не имеется. Полагает, что неустранимые сомнения трактуются в пользу Осетрова Н.В., в связи с чем оснований для возбуждения дела об административном правонарушении не имелось.
На основании изложенного, просил суд постановление административной комиссии Завитинского муниципального округа № 1 от 14 января 2022 года отменить и производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Определением Завитинского районного суда Амурской области от 11 июля 2022 года прокурору Завитинского района восстановлен срок для принесения протеста на указанное постановление.
Осетров Н.В., представитель административной комиссии Завитинского муниципального округа, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО, потерпевшая ФИО1, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, причину неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения протеста не просили.
Судьей определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Завитинского района Амурской области Вахмянина Е.Ю. поддержала протест прокурора Завитинского района Амурской области, сославшись на доводы, изложенные в нем.
Заслушав помощника прокурора, проверив с учетом требований ст. 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, проанализировав доводы протеста прокурора Завитинского района Амурской области, прихожу к следующим выводам.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ закреплено право прокурора, действующего в пределах своих полномочий, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судьей, органом или должностным лицом, наделенными административно-юрисдикционными полномочиями, условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что получило свое закрепление в ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ.
Статьей 1.3.1 КоАП РФ установлено, что к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится: установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организацию производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с ч. 2 ст. 22.1 Кодекса; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с данным Кодексом.
Частью 1 статьи 4.1 Закона Амурской области от 30 марта 2007 года №319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области» (далее Закон) установлена ответственность за совершение действий, нарушающих тишину и спокойствие граждан (свист, крики, громкое пение, использование звуковоспроизводящих устройств, установленных на повышенную громкость, в том числе на транспортных средствах, в киосках, павильонах, летних ресторанах, кафе, игра на музыкальных инструментах, использование пиротехнических средств и иное), в период с 22 часов до 7 часов в будние дни (с понедельника по пятницу включительно), с 22 часов до 9 часов в выходные дни (суббота, воскресенье) и установленные федеральным законодательством нерабочие праздничные дни на улицах, площадях, вокзалах, в парках, скверах, во дворах, в квартирах многоквартирных домов, помещениях общего пользования в многоквартирных домах, жилых домах, жилых помещениях и помещениях общего пользования в общежитиях, за исключением случаев проведения в соответствии с законодательством публичных мероприятий, официальных спортивных и культурных мероприятий, празднования Нового года с 22 часов 31 декабря до 6 часов 1 января, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 10.1 Закона производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется в порядке, установленном КоАП РФ. В силу ст. 9.5 Закона дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, ст. 4.1 Закона, рассматривают административные комиссии.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ.
По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Как следует из материалов дела, 01.12.2021 года в ОМВД России по Завитинскому району от ФИО1 поступило заявление о происшествии о том, что в <адрес> Осетров Н.В. с 02-30 до 05-00 29.11.2021 и в ночь с 30.11.2021 на 01.12.2021 нарушал тишину.
Из протокола об административном правонарушении от 13 декабря 2021 года № АО № 28154946 ПР следует, что «с 02-30 до 05-00 29.11.2021 в <адрес> Осетров Н.В. стучал, <***> тем самым нарушал тишину».
При этом протокол об административном правонарушении указание о том какой частью статьи 4.1 Закона Амурской области от 30 марта 2007 года №319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области» предусмотрена административная ответственность не содержит.
Одновременно с протоколом об административном правонарушении в административную комиссии направлены объяснения потерпевшей ФИО1 от 01.12.2022 года, из которых данных о разъяснении ее прав, предусмотренных частью 2 статьи 25.2 КоАП РФ (как потерпевшей), не усматривается.
Согласно п. 18 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ). Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
В том случае, когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол, с указанием на имеющееся недоставки, требующие устранения. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу.
Указанный недостаток протокола об административном правонарушении и неполнота приложенных к протоколу материалов при подготовке дела к рассмотрению административной комиссией Завитинского муниципального округа не устранены.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, и приложенный к нему материал подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
В настоящее время такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалобы (протеста) невозможно.
Кроме того, как следует из выписки из протокола заседания административной комиссии № 1 от 14 января 2022 года Осетров Н.В. на заседании административной комиссии не присутствовал.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно чч. 1, 2, 4 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам направляются по месту их жительства. Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.
Изложенные нормы права свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении или рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без их предоставления дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
Сведений, позволяющих достоверно установить факт извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Осетрова Н.В. о времени и месте рассмотрения дела на 14 января 2022 года в 10-00 в соответствии с требованиями вышеприведенных норм, в материалах дела не имеется.
При этом материалы дела об административном правонарушении сведений о номере телефона Осетрова Н.В., по которому он мог быть уведомлен с последующим составлением телефонограммы, не содержат; также не содержится сведений о направлении в адрес Осетрова Н.В. определения от 17 декабря 2022 года о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 14 января 2022 года в 10-00, извещения о времени и месте рассмотрения дела.
Таким образом, административная комиссия при отсутствии данных о надлежащем извещении Осетрова Н.В. о месте и времени проведения заседания необоснованно приняла решение о рассмотрении дела в его отсутствие.
В рассматриваемом случае Осетрову Н.В. не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, что повлекло нарушение его права на судебную защиту.
Согласно ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
Вместе с тем, из постановления административной комиссии Завитинского муниципального округа № 1 от 14 января 2022 года следует, что оно составлено на основании поступившего 17 декабря 2021 года в административную комиссию материала в отношении Осетрова Н.В., при этом событие административного правонарушения описано следующим образом: «Совершение действий, нарушающих тишину и спокойствие граждан (свист, крики, громкое пение, использование звуковоспроизводящих устройств, установленных на повышенную громкость), в период с 22 часов до 7 часов в будние дни (с понедельника по пятницу включительно), с 22 часов до 9 часов в выходные дни по адресу: <адрес>, чем нарушена ст. 4.1 Закона Амурской области от 30 марта 2007 года №319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области»».
Данных об установлении обстоятельств дела при его рассмотрении постановление административной комиссии Завитинского муниципального округа № 1 от 14 января 2022 года не содержит: отсутствуют сведения о дате и времени совершения правонарушения, а также о том, в чем именно оно выразилось. При этом указание от дате поступления в административную комиссию материала значения для рассмотрения дела не имеет. Указание общего периода времени, когда запрещено нарушать тишину и спокойствие граждан, само по себе событием административного правонарушения являться не может.
Кроме того, постановление административной комиссии Завитинского муниципального округа № 1 от 14 января 2022 года каким-либо образом не мотивировано; объяснениям потерпевшей ФИО1 от 01 декабря 2021 года, которые как изложено выше отобраны без разъяснения ей прав, предусмотренных ст. 25.2 КоАП РФ, что препятствует признать их доказательствами по делу, объяснениям Осетрова Н.В. от 13 декабря 2022 года в части неуказания времени правонарушения - оценка не дана.
Также постановление административной комиссии Завитинского муниципального округа № 1 от 14 января 2022 года не содержит указание о том по какой части статьи 4.1 Закона Амурской области от 30 марта 2007 года №319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области» предусмотрена административная ответственность и Осетров Н.В. признан виновным с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 500 рублей.
Допущенные по настоящему делу нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в принятии в качестве доказательств по делу объяснений потерпевшей ФИО1 от 01.12.2021 года, с указанными выше недостатками (данных об обратном протокол заседания комиссии, постановление по делу об административном правонарушении не содержат, потерпевшая ФИО1 на заседании комиссии не присутствовала); ненадлежащее уведомление лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Осетрова Н.В. о времени и месте рассмотрения дела являются существенными нарушениями требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность постановления административной комиссии Завитинского муниципального округа № 1 от 14 января 2022 года о привлечении Осетрова Н.В. к административной ответственности по ст. 4.1 Закона Амурской области от 30 марта 2007 года №319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области», которое само по себе не соответствует, предъявляемым к нему требованиям.
В силу требований п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
По смыслу ч. 1 ст. 4.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
На основании изложенного, с учетом существенного нарушения должностными лицами при рассмотрении дела об административном правонарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, постановление административной комиссии Завитинского муниципального округа № 1 от 14 января 2022 года о привлечении Осетрова Н.В. к административной ответственности по ст. 4.1 Закона Амурской области от 30 марта 2007 года № 319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области» подлежит отмене, а производство по делу – прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление административной комиссии Завитинского муниципального округа № 1 от 14 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.1 Закона Амурской области от 30 марта 2007 года № 319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области», в отношении Осетрова Николая Викторовича, - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.1 Закона Амурской области от 30 марта 2007 года № 319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области», в отношении Осетрова Николая Викторовича прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
Судья А.Е. Никитина