04RS0021-01-2023-002521-68
Решение в окончательной форме изготовлено 19.09.2023 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 сентября 2023 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьиНорбоевой Б.Ж., при помощнике судьи ФИО5, при секретаре судебного заседания Гомбоевой К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2815/2023 по искупрокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах ФИО4, Понамарчук А.Н. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия о признании незаконными действий, взыскании компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, прокурор Советского района г. Улан-Удэ в интересах ФИО4, Понамарчук А.Н. просит признать незаконными действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия, выразившиеся в отказе Понамарчук А.Н. 28.04.2023 г. в назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка ФИО4 при наличии справки от 28.10.2022 г. опризыве ФИО3 на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы Российской Федерации, признать незаконными действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия по истребованию у Понамарчук А.Н. справки о призыве ФИО3 на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы Российской Федерации, возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерациипо Республике Бурятия обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу прекратить истребование у граждан справок о призыве на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы Российской Федерации на дату подачи заявления о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, взыскать с Российской Федерации в лице Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Понамарчук А.Н. компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Советского района г. Улан-Удэ по обращению Понамарчук А.Н. проведена проверка по вопросу назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка. Установлено, что Понамарчук А.Н. 28.04.2023 г. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Республике Бурятия с заявлением о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка. Дополнительно в этот же день заявителем представлена справка от 28.10.2022 г. о призыве ФИО3 на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы Российской Федерации. По результатам рассмотрения данного заявления, Отделением 28.04.2023 г. принято решение об отказе в назначении ежемесячного пособия ввиду превышения размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения. После повторного обращения Понамарчук А.Н. и представления ею справки от 02.05.2023 г. о призыве ФИО3 решение от 28.04.2023 г. Отделением отменено, 03.05.2023 г. принято решение о назначении ежемесячного пособия на период с 01.04.2023 г. по 30.09.2023 г. Действия Отделения по отказу в назначении ежемесячного пособия и по истребованию у заявителя справки о призыве являются неправомерными. Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предусмотрено Федеральным законом от 19.05.1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и направлено на материальную поддержку семей с детьми. Согласно ст. 3 Закона №81-ФЗ порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной настоящим Федеральным законом, требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанного пособия и форма заявления о его назначении устанавливаются Правительством РФ. Органы и организации, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий, вправе проверять достоверность предоставленных заявителем документов, а также указанных в заявлении о назначении пособия сведений. В этих целях данные органы и организации вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые документы и сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 №2330 утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Действующее законодательство не устанавливает срок действия справки о призыве на военную службу по мобилизации, не предоставляет уполномоченным органам произвольно определять такой срок. Поскольку срок действия контрактов о прохождении военной службы установлен до завершения окончания периода частичной мобилизации, соответственно, справка о призыве является действительной на протяжении всего периода частичной мобилизации. Обязанность по актуализации сведений, содержащихся в указанной справке, на органы военного управления не возложена. Отделение на момент рассмотрения заявления от 28.04.2023 г. не располагало сведениями о недостоверности справки от 28.10.2022 г. В этой связи истребование у Понамарчук А.Н. справки о призыве супруга на военную службу является излишним, создающим препятствия при реализации гражданином права на меры социальной поддержки в период прохождения одним из членов семьи государственной службы. Принятие Отделением 28.04.2023 г. решения об отказе в назначении ежемесячного пособия в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения при наличии справки от 28.10.2022 г. противоречит положениям Постановления №1933. Исходя из положений международного законодательства, статей 7, 38, 39 Конституции РФ, любой государственный орган, решая вопрос, в котором задеты интересы ребенка, должен прежде всего обеспечить эти интересы наилучшим образом, не допуская волокиты, промедления и нарушения прав несовершеннолетних. Неправомерными действиями Отделения Понамарчук А.Н. и ее сыну причинен моральный вред. Действия Отделения повлекли переживания и беспокойство Понамарчук А.Н. из-за отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка, истец испытывала чувство беспомощности, тревожности, дискомфорта, что обусловлено воспитанием малолетнего сына в отсутствие супруга, участвующего в специальной военной операции.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Улан-Удэ Денисова Н.В., действующая на основании доверенности от 02.05.2023 г., поддержала исковые требования, воспользовавшись своим правом, предусмотренным ст. 39 ГПК РФ, уточнила исковые требования и в окончательной редакции просила признать незаконными действия Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия, выразившиеся в отказе Понамарчук А.Н. 28.04.2023 г. в назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка ФИО4 при наличии справки от 28.10.2022 г. о призыве ФИО3 на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы Российской Федерации, признать незаконными действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия по истребованию у Понамарчук А.Н. справки о призыве ПонамарчукаК.И. на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы Российской Федерации, взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия в пользу Понамарчук А.Н. компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
В судебное заседание Понамарчук А.Н. не явилась, надлежаще извещена, ранее в судебном заседании доводы искового заявления прокурора поддержала и просила их удовлетворить. Суду пояснила, что является супругой ФИО3, который в рамках частичной мобилизации призван в Вооруженные силы Российской Федерации. 26.04.2023 г. через портал Госуслуг она обратилась в Отделение Фонда с заявлением о назначении ей ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка ФИО4, при этом не отметила, что супруг является военнослужащим, поскольку побоялась отмечать лишние графы. 27.04.2023г. получила решение об отказе в назначении ежемесячного пособия. 28.04.2023 г. она повторно обратилась в Отделение, представив справку от военкомата о том, что супруг призван в рамках частичной мобилизации, 03.05.2023 г. ей вновь отказали, при этом сотрудник Отделения требовал от нее предоставить новую справку от военкомата, что супруг продолжает находиться на СВО, сотрудник пояснил, что справка просрочена, она была вынуждена ехать в военкомат, где ей отказались в выдаче такой справки. Она находилась в затруднительном положении, поскольку не понимала, какие документы от нее требуют сотрудники Отделения Фонда. У нее двое детей, старший ребенок инвалид, страдающий ДЦП, и малолетний ребенок, для решения вопроса о назначении пособия, была вынуждена нанимать няню посидеть с ее детьми, пока она ездила между военкоматом и Отделением Фонда, от безысходности обратилась в прокуратуру за защитой своих прав. После ее третьего обращения 03.05.2023 г., ей назначено пособие, вместе с тем, полагает, что Отделением Фонда незаконно нарушены ее права, в части истребования справки о нахождении супруга на СВО, вынуждена была тратить свои деньги, время для выяснения этого вопроса, нанимать няню посидеть с ее детьми. Просила исковые требования прокурора удовлетворить.
В судебном заседании представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ в Республике Бурятия по доверенности Гармаев Б.Ю. возражал против удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснил, что решение об отказе в назначении ежемесячного пособия от 28.04.2023 г. было отменено ответчиком 03.05.2023 г., и 03.05.2023 г. было принято решение о назначении ежемесячного пособия. Согласно п. 8 Постановления №1933 документы (сведения), необходимые для подтверждения факта призыва на военную службу по мобилизации, представляются в уполномоченный на осуществление мер социальной поддержки и государственной социальной помощи орган заявителем самостоятельно. В связи с тем, что на заявителя возложено представление необходимых сведений, Отделением осуществлено взаимодействие с заявителем по предоставлению справки, подтверждающей прохождение военной службы по мобилизации на дату подачи заявления о назначении ежемесячного пособия. С момента призыва ФИО3 до даты подачи заявления о назначении ежемесячного пособия (28.04.2023 г.) прошло более 6 месяцев, справка о призыве на военную службу по мобилизации от 28.10.2022 г. не была принята при определении права на ежемесячное пособие. В связи с чем, сведения, отраженные в справке от 28.10.2022 г. требовали актуализации сведений, за период с октября 2022 года по апрель 2023 года могли возникнуть обстоятельства, повлекшие увольнение с военной службы, в том числе по состоянию здоровья. Ежемесячное пособие назначено с 01.04.2023 г. (по заявлению от 28.04.2023 г.) действия Отделения не повлекли нарушение прав несовершеннолетнего ФИО4 Кроме этого, требование истца о признании незаконным решения Отделения от 28.04.2023 г. об отказе в назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка не подлежит удовлетворению, т.к. данное решение было отменено и принято новое решение оназначении ежемесячного пособия после предоставления заявителем справки о призыве ФИО3 на военную службу по мобилизации, выданной Военным комиссариатом Республики Бурятия от 02.05.2023 г. №336. Право на социальную поддержку является имущественным правом гражданина с учетом положений статей 7, 39 Конституции РФ, Федерального закона от 19.05.1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», при этом положения п. 2 ст. 1099 ГК РФ устанавливают, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежат компенсации в случаях, предусмотренных законом. Просит в удовлетворении требований отказать.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38); гарантируется право на заботу о детях и их воспитание (ч. 2 ст. 38); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Правоотношения в сфере единой системы государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В соответствии со ст. 9 Федерального закона №81-ФЗ, право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.
Назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации.
Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой настоящей статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.
При определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитываются наличие у заявителя и членов его семьи движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением несовершеннолетних детей) в соответствии с порядком и условиями назначения и выплаты указанного пособия, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние двенадцать календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее двенадцати календарных месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением указанного пособия, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Судом установлено, чтоПонамарчук А.Н. является матерью несовершеннолетнего ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении II-АЖ ....
31.05.2023 г. прокурором района в адрес Управляющего Отделением Фонда внесено представление об устранении нарушений закона по проведенной проверке по обращению Понамарчук А.Н. по вопросу назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.
Из ответа Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия от 19.05.2023 г. на представление прокурора следует, что Понамарчук А.Н. обратилась 26.04.2023 г., 28.04.2023 г., 03.05.2023 г. с заявлениями о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенком в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Отделением 27.04.2023 г. принято решение об отказе в назначении ежемесячного пособия в соответствии с пп. «б» п. 31 Правил – превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения. В состав семьи заявителя, определенный на дату подачи заявления и учитываемый при определении права на получение ежемесячного пособия включены: заявитель Понамарчук А.Н., супруг ФИО3, сын заявителя ФИО4 Расчетный период по заявлениям, поданным в апреле 2023 года, определен с 01.03.2022 г. по 28.02.2023 г. в Расчет среднедушевого дохода семьи учтены суммы: доходы в виде процентов, получаемыхпо вкладам в банках – 327,50 руб., вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей – 1 026 598,09 руб., пособие по временной нетрудоспособности – 12419,85 руб. Общий доход семьи заявителя составил – 1039345,44 руб., среднедушевой доход на каждого члена семьи – 28870,71 руб., что превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Республике Бурятия. В заявлении о назначении ежемесячного пособия от 26.04.2023 г. Понамарчук А.Н. не указано о призыве на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы РФ супруга ФИО3, заявителем, документ, подтверждающий факт призыва на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы РФ не представлен. При расчете среднедушевого дохода семьи учтены доходы, предусмотренные ст. 47 Правил. Понамарчук А.Н. 28.04.2023 г. повторно обратилась с заявлением о назначении ежемесячного пособия в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. В заявлении о назначении ежемесячного пособия Понамарчук А.Н. не указано о призыве супруга заявителя на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы РФ. Дополнительно, 28.04.2023 г. в клиентскую службу Отделения заявителем представлена справка о призыве ФИО3 на военную службу по мобилизации, выданная Военным комиссариатом Республики Бурятия от 28.10.2022 №42/24. Поскольку справка выдана в октябре 2022 года и не содержала актуальных сведений о прохождении супругом заявителя военной службы по мобилизации на момент обращения за назначением ежемесячного пособия, при расчете среднедушевого дохода семьи Понамарчук А.Н. были учтены доходы, предусмотренные ст. 47 Правил. Отделением 28.04.2023 г. принято решение об отказе в назначении ежемесячного пособия в соответствии с пп. «б» п. 31 Правил – превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения. Понамарчук А.Н. 03.05.2023 г. повторно обратилась с заявлением о назначении ежемесячного пособия в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. В заявлении о назначении ежемесячного пособия Понамарчук А.Н. не указано о призыве супруга заявителя на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы РФ. 03.05.2023 г. в клиентскую службу Отделения заявителем представлена справка о призыве ФИО3 на военную службу по мобилизации, выданная Военным комиссариатом Республики Бурятия от 02.05.2023 н. №336. Отделением 03.05.2023 г. решение об отказе в назначении ежемесячного пособия от 28.04.2023 г. отменено (по заявлению от 28.04.2023 г.). Отделением 03.05.2023 г. принято новое решение о назначении ежемесячного пособия (по заявлению от 28.04.2023 г.) с учетом представленного документа – справки, подтверждающей мобилизацию супруга, выданной Военным комиссариатом Республики Бурятия в месяце обращения за назначением ежемесячного пособия. Ежемесячное пособие назначено на ребенка ФИО4 в размере 16006,00 рублей на период с 01.04.2023 г. по 30.09.2023 г. Отделением 03.05.2023 г. принято решение об отказе в назначении ежемесячного пособия (по заявлению от 03.05.2023 г.) в связи с тем, что Понамарчук А.Н. по заявлению от 28.04.2023 г. назначено ежемесячное пособие.
Не согласившись с ответом Отделения на представление прокурора от 31.05.2023 г., Понамарчук А.Н. обратилась к прокурору Советского района г. Улан-Удэ за защитой своих социальных прав и для подачи искового заявления, мотивированное тем, что с момента призыва супруга, находится в постоянном стрессе, сотрудники ОСФР создают препятствия в получении пособий на ребенка, в настоящее время осталась одна с двумя детьми, один маленький, второй инвалид 1 группы, была вынуждена бегать по инстанциям несколько дней. Из-за действий Отделения Фонда по предоставлению повторной справки в отношении супруга, необходимости обращения в военкомат, испытывала переживания, волнения.
Из материалов дела следует, что 26.04.2023 г. Понамарчук А.Н. обратилась в Отделение Фонда с заявлением №0001.000127/2023-0072066 о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, как одному из родителей в возрасте до 17 лет.
Решением Отделения Фонда №0001.000127/2023-0070253 от 27.04.2023 г. отказано в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки, причина отказа в назначении: превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения.
28.04.2023 г. Понамарчук А.Н. повторно обратилась в Отделение Фонда с заявлением №0001.000127/2023-0073075 о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, как одному из родителей в возрасте до 17 лет.
Решением Отделения Фонда №0001.000127/2023-0071105 от 28.04.2023 г. отказано в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки, причина отказа в назначении: превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения.
Решением Отделения Фонда №0001.000127/2023-0072880 от 03.05.2023 г. назначено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в размере 16006,00 рублей на период с 01.04.2023 г. по 30.09.2023 г. на основании заявления №0001.000127/2023-0073075 от 28.04.2023 г.
При этом данное решение не содержит сведений об отмене решения Отделения Фонда №0001.000127/2023-0071105 от 28.04.2023 г., на что ссылается представитель ответчика.
03.05.2023 г. Понамарчук А.Н. повторно обратилась в Отделение Фонда с заявлением №0001.000127/2023-0076856 о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, как одному из родителей в возрасте до 17 лет.
Решением Отделения Фонда №0001.000127/2023-0073269 от 03.05.2023 г. отказано в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки, причина отказа в назначении: наличие в заявлении о назначении пособий недостоверных или неполных данных (выплата назначена по ранее поданному заявлению).
Согласно представленной в материалы дела справки, выданной Военным комиссариатом Республики Бурятия №336 от 02.05.2023 г. ФИО3 на основании Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года №647 призван на военную службу по частичной мобилизации.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной настоящим Федеральным законом, требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанного пособия, и форма заявления о его назначении устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы и организации, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий, вправе проверять достоверность представленных заявителем документов, а также указанных в заявлении о назначении пособия сведений. В этих целях данные органы и организации вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые документы и сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 г. №2330 утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
В силу п. 23 Правил №2330, документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты ежемесячного пособия, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. N 2330 "О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка", запрашиваются органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, в рамках межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации). Срок подготовки и направления ответа на межведомственный электронный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного электронного запроса в орган и (или) организацию.
Орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, вправе проверять достоверность представленных заявителем документов, а также указанных в заявлении о назначении ежемесячного пособия сведений. В этих целях орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые документы (сведения) от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (п. 25 Правил №2330).
Пунктом 28 Правил №2330 предусмотрена ответственность заявителя, а именно, последний несет ответственность за неполноту и недостоверность документов (сведений), указанных в заявлении о назначении ежемесячного пособия, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что Понамарчук А.Н., при обращении в Отделение Фонда 28.04.2023 г. была предоставлена справка о призыве ФИО3 на военную службу по мобилизации, выданная Военным комиссариатом Республики Бурятия от 28.10.2022 г. №42/24, действия Отделения в части отказа 28.04.2023 г. в назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка ФИО4, а также истребование унее «новой» справки о призыве ФИО3 на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы Российской Федерации, нельзя признать законными, поскольку именно действующим законодательством, в частности пунктом 25 Правил №2330 на орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, возложена обязанность проверять достоверность представленных заявителем документов, а также указанных в заявлении о назначении ежемесячного пособия сведений, в том числе, путем направления запросов в рамках межведомственного электронного взаимодействия.
Доводы представителя ответчика о том, что с момента призыва ФИО3 до даты подачи заявления о назначении ежемесячного пособия (28.04.2023 г.) прошло более 6 месяцев, за указанный период времени, ФИО3 мог быть уволен с военной службы, а также то, что ответы из Военного комиссариата поступают в Отделение спустя длительное время, судом отклоняются.
В пункте 23 Правил №2330 указано, что срок подготовки и направления ответа на межведомственный электронный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного электронного запроса в орган и (или) организацию, при этом пунктом 29 Правил №2330 предусмотрено, что должностное лицо и (или) работник органа или организации, не представившие (несвоевременно представившие) документы (сведения), запрошенные органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, и находящиеся в распоряжении органа или организации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме этого, согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.09.2022 №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту. Контракты о прохождении военной службы, заключенные военнослужащими, продолжают свое действие до окончания периода частичной мобилизации.
Пунктом 5 Указа №647 предусмотрены следующие основания увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации:
а) по возрасту - по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по состоянию здоровья - в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, за исключением военнослужащих, изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях, которые могут замещаться указанными военнослужащими;
в) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы.
Действующее законодательство не устанавливает срок действия справки о призыве на военную службу по мобилизации, не предоставляет уполномоченным органам произвольно определять такой срок.
Поскольку срок действия контрактов о прохождении военной службы установлен до завершения окончания периода частичной мобилизации, соответственно, справка о призыве является действительной на протяжении всего периода частичной мобилизации. Обязанность по актуализации сведений, содержащихся в указанной справке, на органы военного управления не возложена.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что Отделение на момент рассмотрения заявления от 28.04.2023 г. не располагало сведениями о недостоверности справки от 28.10.2022 г., более того, Отделение не было лишено возможности в рамках межведомственного электронного взаимодействия проверить актуальность сведений, отраженных в справке от 28.10.2022 г.
При таких обстоятельствах, действия Отделения в части истребования у Понамарчук А.Н. справки о призыве супруга на военную службу являлось излишним, создало препятствия при реализации ею права на получение мер социальной поддержки в период прохождения одним из членов семьи военной службы в рамках частичной мобилизации.
Разрешая заявленные требования о компенсации морального вреда, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В абз. 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" указано, что одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из разъяснений, изложенных в абзаце 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 N 33 под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства).
В силу пункта 2 Постановления N 33 отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага.
В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.
Право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Поскольку судом установлен факт нарушения личных неимущественных прав истца незаконными действиями ответчика, выразившимися в отказе Понамарчук А.Н. 28.04.2023 г. в назначении ежемесячного пособия, а также истребовании справки о призыве ее супруга на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, в результате чего Понамарчук А.Н. вынуждена была обращаться за защитой своих прав в органы прокуратуры, а такжепринимать меры по истребованию справки у органов военного управления, учитывая, что выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 5000,00 рублей, принимая во внимание, что решением ответчика от 03.05.2023 г. указанное пособие назначено на период с 01.04.2023 г. по 30.09.2023 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требованияпрокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах ФИО4, Понамарчук А.Н. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия о признании незаконными действий, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия, выразившиеся в отказе Понамарчук А.Н. 28.04.2023 г. в назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка ФИО4, в истребовании у Понамарчук А.Н. справки о призыве ФИО3 на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы Российской Федерации.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (ОГРН 1020300893249) в пользу Понамарчук А.Н. компенсацию морального вреда в размере 5 000,00 рублей.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Улан-Удэ.
Судья Б.Ж. Норбоева