Судья: Серова С.Н. адм. дело № 33а-12721/2022
УИД: 63RS0007-01-2022-001716-85
Дело № 2а-1494/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 ноября 2022 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Хлыстовой Е.В. и Роменской В.Н.,
при секретаре Исмаилове Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Волжский Самарской области на решение Волжского районного суда Самарской области от 21 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., судебная коллегия
установила:
Осипова В.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером №
В обоснование требований административным истцом указано, что ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась в администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о перераспределении земель. ДД.ММ.ГГГГ года принято постановление № № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В обоснование отказа указано на подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ). Считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку приложенная к заявлению схема расположения земельного участка разработана без нарушений требований к образуемым земельным участкам, формирование земельного участка не приводит к изломанности границ, площадь образуемого земельного участка не превышает предельных размеров земельных участков данной категории.
В связи с чем, административный истец просит признать незаконным постановление администрации муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков; обязать администрацию муниципального района Волжский Самарской области устранить в полном объеме допущенные нарушения прав, возобновив работу по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Решением Волжского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным постановление администрации муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № об отказе в заключении соглашения Осиповой В.И. о перераспределении земельных участков, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером №. На администрацию муниципального района Волжский Самарской области возложена обязанность возобновить работу по рассмотрению заявления Осиповой В.И., зарегистрированного за входящим № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 151-158).
В апелляционной жалобе администрация муниципального района Волжский Самарской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного (л.д. 174-175).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Административный истец Осипова В.И. в судебное заседание не явилась. Согласно представленному свидетельству о смерти Осипова В.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ года.
Определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года сыну административного истца Осиповой В.И. - ФИО12 отказано в удовлетворении ходатайства о процессуальном правопреемстве по административному делу.
Исходя из разъяснений, приведенных в абзаце четвертом пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», при рассмотрении административного дела, в котором не допускается правопреемство, следует также иметь в виду, что смерть гражданина и завершение ликвидации организации, являвшихся сторонами в деле, подавшими жалобу, произошедшие после принятия решения суда, не влекут прекращение производства по жалобе либо прекращение производства по делу. В таких случаях суд апелляционной инстанции рассматривает поданную жалобу и выносит апелляционное определение.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель административного ответчика по доверенности Ефименко П.В., участвующий в судебном заседании до перерыва, после перерыва в судебное заседание не явился. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из смысла части 2 статьи 227 КС РФ следует, что суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, полностью или в части только в том случае, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Осипова В.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 23-26).
ДД.ММ.ГГГГ Осипова В.И. в лице представителя обратилась в администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> площадью 596 кв. м, и смежного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 18 кв. м и 165 кв. м, приложив документы, подтверждающие полномочия представителя, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, договор купли-продажи, выписку из ЕГРН (л.д. 15-16). Указанное заявление зарегистрировано за №
Согласно прилагаемой к заявлению схеме расположения земельного участка площадь образуемого в результате перераспределения земельного участка должна составлять 779 кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ года по результатам рассмотрения заявления Осиповой В.И. вынесено постановление № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков Осиповой В.И. на основании подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, поскольку выявлена изломанность границ при формировании испрашиваемого земельного участка (л.д. 13-14).
Разрешая административный спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение требований пункта 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком не представлено надлежащих доказательств документального обоснования утверждения о том, что перераспределение земельных участков приведет к изломанности границ испрашиваемого земельного участка, площадью 779 кв. м. Расположенная в границах предполагаемого к образованию в результате перераспределения земельного участка опора, является частью линии электропередачи. Однако сведений об охранной зоне в государственном кадастре недвижимости не содержится. Оспариваемое постановление по своему содержанию является не мотивированным. В связи с чем, суд пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются, в том числе при перераспределении земельных участков.
В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ (пункт 20).
Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьями 39.28, 39.29 ЗК РФ.
Основания перераспределения земельных участков установлены пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Из содержания пункта 8 статьи 39.29 ЗК РФ следует, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков приведены в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Оспариваемое постановление содержит указание на выявленную изломанность границ при формировании испрашиваемого земельного участка, что в силу статьи 11.9 ЗК РФ является нарушением требований к образуемым земельным участкам.
Исходя из пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Часть 2 статьи 62 КАС РФ устанавливает, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Аналогичные обязанности установлены положениями части 11 статьи 226 КАС РФ, согласно которым обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как указано выше, администрация в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка указала на выявленную изломанность границ при формировании испрашиваемого земельного участка площадью 779 кв. м.
В то же время, указанные в оспариваемом постановлении основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка установлены специалистом администрации при визуальном изучении приложенной к заявлению схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Выезд на место образования испрашиваемого земельного участка специалистами администрации был осуществлен после вынесения оспариваемого постановления.
Согласно акту осмотра администрации муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № забор земельного участка с № с западной стороны находится на одной линии с заборами соседних земельных участков № с восточной стороны относительно земельных участков № выбивается из общей линии. Формирование испрашиваемого земельного участка приведет к изломанности границ в точках № Также в результате визуального осмотра установлено, что на планируемом к перераспределению земельном участке расположена опора линии электропередач (л.д. 79-82).
Вместе с тем, из представленных административным истцом фотоматериалов (л.д. 55-60, 140-142), а также письменных пояснений смежных землепользователей ФИО13 (л.д. 143-144) следует, что границы земельного участка в точках № с участком № сложились в течение длительного времени, изменение границ в точках № невозможно в связи наличием колодца, относящегося к земельному участку №. Формирование земельного участка иным образом не представляется возможным.
Согласно отзыву АО «Самарская Сетевая Компания», являющейся владельцем и собственником линии электропередач по адресу: <адрес> сведения об охранной зоне <адрес> в государственный кадастр недвижимости не внесены. Возражений против требований Осиповой В.И. не имеется при условии обеспечения доступа обслуживающего персонала АО ССК к опоре ЛЭП (л.д. 147).
Таким образом, испрашиваемый к перераспределению земельный участок не имеет сложную конфигурацию, острые или многочисленные углы, которые бы усложняли или делали невозможным установлением границ данного земельного участка, постановку его на кадастровый учет.
Исходя из этого судебная коллегия приходит к выводу о том, что конфигурация земельного участка, отображенная на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территорий, является единственно возможной, с учетом указанных причин и для целей рационального использования земельного участка в соответствии с требованиями ЗК РФ.
При этом административный ответчик, вопреки требованиям части 2 статьи 62 КАС РФ, каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о том, что формирование испрашиваемого земельного участка приведет к изломанности границ в точках № в материалы дела не представил.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказ административного ответчика в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не соответствует положениям подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, ввиду чего решение суда об удовлетворении требования о признании постановления незаконным подлежит оставлению без изменения.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд обоснованно, в соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ, обязал административного ответчика возобновить работу по рассмотрению заявления Осиповой В.И. о перераспределении земельных участков, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. В то же время правовая позиция, изложенная в решении, является для административного ответчика обязательной при принятии решения.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией административного ответчика в суде первой инстанции при разрешении спора. Каких-либо новых обстоятельств, влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, поскольку не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ. В связи с этим, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда Самарской области от 21 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Волжский Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 29 ноября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Серова С.Н. адм. дело № 33а-12721/2022
УИД: 63RS0007-01-2022-001716-85
Дело № 2а-1494/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
24 ноября 2022 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Хлыстовой Е.В. и Роменской В.Н.,
при секретаре Исмаилове Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Волжский Самарской области на решение Волжского районного суда Самарской области от 21 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда Самарской области от 21 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Волжский Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме будет изготовлено в течение десяти дней.
Председательствующий:
Судьи: