Дело № 21-222/2021
Судья Мурадова С.Л.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
15 июня 2021 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Игнатьева Виталия Александровича на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 7 апреля 2021 года, вынесенное в отношении Игнатьева Виталия Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 7 апреля 2021 года Игнатьев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.2 статьи 8.37 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде лишения права осуществлять охоту сроком на один год.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Игнатьев В.А, просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу – прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, выслушав Игнатьева В.А., поддержавшего доводы жалобы, опросив об обстоятельствах дела должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – главного инспектора КУ Чувашской республики «Дирекция по охране и использованию животного мира и особо охраняемых природных территорий» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Горшкова К.Я., свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, прихожу к следующим выводам.
Частью 1.2 статьи 8.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты, что влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ) охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
В соответствии с частью 2 статьи 57 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.
Согласно статье 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и являются обязательными для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Пунктом 52.2 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 16 ноября 2010 года № 512 (далее – Правила № 512), действовавших на момент возникновения обстоятельства, послуживших основанием для привлечение Игнатьева А.В. к административной ответственности, установлено, что при отлове и (или) отстреле охотничьих животных запрещается применение самоловов для добычи копытных животных и медведей, за исключением случаев отлова этих животных в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, а также случаев применения живоловушек для отлова кабана в целях регулирования его численности.
В силу пункта 5 Правил № 512 охота может осуществляться как одним охотником, так и коллективно (с участием двух и более охотников), при которой осуществляются совместные согласованные действия, направленные на обнаружение и добычу охотничьих животных (далее - коллективная охота).
Приказом Минприроды России от 24.07.2020 № 477, вступившим в силу 1 января 2021 года, утверждены Правил охоты (далее – Правила № 477), и признан утратившим силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. № 512 «Об утверждении Правил охоты».
В соответствии с пунктом 62.27 Правил № 477 при осуществлении охоты запрещается применение самоловов для добычи копытных животных и медведей, коралей и заграждений для добычи дикого северного оленя, за исключением случаев отлова этих животных в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, а также случаев применения живоловушек для отлова кабана в целях регулирования его численности.
В силу пункта 7 Правил № 477 Охота может осуществляться как одним охотником, так и коллективно с участием двух и более охотников, которые осуществляют совместные действия, направленные на поиск, выслеживание, преследование и добычу охотничьих животных (далее - коллективная охота).
Таким образом, как Правилами № 512, утратившими силу с 1 января 2021 ода, так и Правилами № 577, вступившими в силу с 1 января 2021 года, установлен запрет на применение самоловов для добычи копытных животных, кроме исключений, в том числе случаев применения живоловушек для отлова кабана в целях регулирования его численности. Указанный запрет в равной степени распространяется на всех лиц, которые осуществляют совместные действия, направленные на поиск, выслеживание, преследование и добычу охотничьих животных.
Из материалов дела и установленных судьей районного суда обстоятельств следует, что 24 октября 2020 года в 15 часов 30 минут Игнатьев В.А. в черте <адрес> в <данные изъяты> к югу от <адрес> ( на месте с координатами <данные изъяты> производил отлов кабанов запрещенным способом и с использованием запрещенного орудия – клетки живоловушки без разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Живоловушка была насторожена, внутри находилась подкормка в виде зерна, кукурузы, арбузов. Живоловушка была оснащена двумя фотоловушкам - одна с антенной для передачи сообщений на верхнем углу клетки - живоловушки, другая - дублирующая, прикреплена к нижней части ствола дерева.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Игнатьева В.А. к административной ответственности предусмотренной частью 1.2 статьи 8.37 КоАП РФ, по признаку нарушения пункта 52.2 Правил охоты № 512.
Факт совершения Игнатьевым В.А. вмененного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, исследованных судьей при вынесении постановления, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от 1 февраля 2021 года и приложенным к нему фотоматериалами и видеозаписями на СД-диске, протоколами изъятия вещей, предметов и документов от 25 октября 2020 года и от 31 октября 2020 года, протоколом осмотра места происшествия от 24 октября 2020 года, объяснениями Игнатьева В.А., объяснениями главного инспектора КУ ЧР «Дирекция по охране и использованию животного мира и особо охраняемых природных территорий» - главного инспектора ФИО6, данными ими в судебном заседании при рассмотрении жалобы, иными.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом административного органа и судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется. Каких-либо неустранимых сомнений, которые в силу статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Игнатьев В.А, не признавая вину в совершенном административном правонарушении, в суде второй инстанции по обстоятельствам дела показал, что в середине октября 2020 года знакомые ФИО1 и ФИО2 обнаружили на территории Карачуринского лесничества живоловушку. С целью изобличения правонарушителей он по просьбе ФИО1 установил две фотоловушки, срабатывающие на движение. Одну из них, оснащенную функцией передачи сообщений на адрес его (Игнатьева В.А.) электронной почты, он прикрепил к клетке, а вторую, оснащенную функцией записи на карту памяти, прикрепил к дереву. В последующем клетка – живоловушка была обнаружена ФИО6, который безосновательно обвинил его в осуществлении охоты. Полагает, что он охоту не осуществлял, так как клетка – живоловушка ему не принадлежит. Кроме этого, Игнатьев В.А. показал, что 14 октября 2020 года, возвращаясь в г. Чебоксары вместе с ФИО3 и ФИО4, на <адрес> лесничеством встретил главного инспектора Горшкова К.Я., и в ходе разговора предъявил ему находящееся в автомобиле три ружья для проверки, после чего они расстались.
По ходатайству Игнатьева В.А. судом допрошены свидетели ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, которые в части событий с их участием дали показания, аналогичные показаниям Игнатьева В.А.
Опрошенный в вышестоящем суде по обстоятельствам дела главный инспектор КУ Чувашской Республики «Дирекция по охране и использованию животного мира и особо охраняемых природных территорий» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Горшков К.Я. показал, что 14 октября 2020 года на автодороге, прилегающей к территории Карачуринского лесничества встретил Игнатьева В.А., который был с ФИО3 и ФИО4 Они при нахождении в лесничестве осмотрели участок местности, где находилась подкормка для кабанов и имелись следы животных. 24 октября 2020 года по сообщению руководителя группы по спортивному ориентированию он осмотрел данный участок местности и обнаружил там настороженную живоловушку с подкормкой и две фотоловушки. Фотоловушка с антенной была прикреплена в углу живоловушки и фиксировала происходящее в ней, другая фотоловушка являлась дублирующей и была прикреплена к дереву. В ходе административного расследования он пришел к выводу об осуществлении Игнатьевым А.В. охоты на кабана запрещенным способом, который примерно в этот же период времени совместно с иными лицами добыл кабана при разрешенной охоте с применением аналогичных живоловушек с целью регулирования численности кабанов в ином месте – на территории д. Чандрово. Принадлежность фотоловушек и их факт их личной установки Игнатьев В.А. не отрицал. Версия о принадлежности и установке живоловушки ФИО5 была проверена и отвергнута, поскольку последний не смог объяснить принципы работы живоловушки, при это его пояснения о доставке громоздкой конструкции живоловушки к месту охоты и ее установке на местности фактическим обстоятельствам дела не соответствовали.
Оснований не доверять объяснениям должностного лица Горшкова К.Я., которые согласуются с представленными в материалы дела доказательствами, у суда не имеется, суд принимает их в качестве доказательств вины Игнатьева В.А.
Показания свидетелей Фомиряковых, ФИО1, ФИО2 в части, противоречащих показаниям Горшкова К.Я., суд отвергает, поскольку находит данных свидетелей заинтересованными в исходе дела в силу дружеских отношений с Игнатьевым В.А.
Доводы жалобы заявителя об отсутствии вины в совершенном административном правонарушении суд не принимает.
Игнатьев В.А. является охотником, ему известен принцип охоты на кабана с применением живоловушки.
Вместе с тем Игнатьев В.А. установил две фотоловушки в настороженную живоловушку в среде обитания диких животных, при этом одна из фотоловушек была оснащена функцией передачи фотоматериалов на адрес его электронной почты, что обеспечивало незамедлительное получении информации о происходящем вокруг. Указанное, равно как и способ и место установки фотоловушек, их угол охвата, очевидно свидетельствует о направленности действий на обеспечение выслеживания и добычи кабана.
Таким образом, осуществляемая Игнатьевым В.А. деятельность является связанной с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой, и по смыслу статей 2, 57 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ признается охотой вне зависимости от принадлежности живоловушки Игнатьеву В.А.
Довод заявителя о ненадлежащем извещении о месте и времени составления протокола об административном правонарушении от 1 февраля 2021 года рассмотрен судьей районного суда и обосновано опровергнут.
Оснований для вывода о нарушении правил оказания услуг почтовой связи при направлении в адрес Игнатьева В.А. почтового отправления с номером почтового идентификатора 42802454035074, срок хранения которого истек 30 января 2021 года, что установлено должностным лицом до составления протокола об административном правонарушении (л.д. 33-36), не имеется.
Дело об административном правонарушении рассмотрено судьей районного суда с участием Игнатьева В.А, которым реализованы процессуальные права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ.
Совершение Игнатьевым В.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.2 статьи 8.37 КоАП РФ, выявлено в ходе административного расследования, проведенного после вынесения определения от 24 октября 2020 года о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования, в ходе которого соврешены реальные действия, в частности, проверена версия ФИО5
Нарушение административным органом срока проведения административного расследования, предусмотренного частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ, не является безусловным основанием для признания незаконным и отмены постановления о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассмотрено судьей районного суда с соблюдением правил исключительной подсудности, ходатайство заявителя о передаче дела в Чебоксарский районный суд Чувашской Республики для рассмотрения по месту жительства обоснованно отклонено, что согласуется с разъяснениями, содержащимися в абзаце 12 подпункта «з» пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Оснований для отмены постановления путем применения «регуляторной гильотины» в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не имеется. Изменения Правил охоты с 1 января 2021 года административную ответственность за допущенное Игнатьевым В.А. нарушение не устраняют и его положение не улучшают.
Наказание в виде конфискации орудий охоты (фотоловушек) частью 1.2 статьи 8.27 КоАП РФ не предусмотрено и в отношении Игнатьева В.А. не назначалось.
Из представленных материалов не следует, что фотоловушки были изъяты в рамках производства по настоящему делу. При этом установлено, что в отношении Игнетьева В.А. имеется иное дело о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ.
Таким образом, вопрос о судьбе фотоловушек может быть разрешен по иному делу об административном правонарушении либо путем обращения к соответствующему должностному лицу или в суд с заявлением об их возврате в случае неприменения наказания в виде конфискации, что на законность постановления по настоящему делу не влияет.
Административное наказание назначено Игнатьеву В.А в минимальном размере, предусмотренном санкцией частью 1.2 статьи 8.37 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление вынесено в рамках предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока привлечения к административной ответственности.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Учитывая изложенное, постановление судьи является законным, оснований для его отмены либо изменения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 7 апреля 2021 года, вынесенное в отношении Игнатьева Виталия Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.2 статьи 8.37 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Игнатьева В.А. – без удовлетворения.
Судья А.В. Голубев