УИД 59RS0035-01-2022-000819-34
Судья Гиниятуллина Э.Р. Копия
Дело № 71-564/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 28 июня 2022 г.
Судья Пермского краевого суда Спиридонов Е.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Шамардановой Елены Сергеевны на постановление судьи Соликамского городского суда Пермского края от 20 апреля 2022 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Попковой Елены Николаевны,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Соликамского городского суда Пермского края от 20 апреля 2022 г. индивидуальный предприниматель Попкова Е.Н. (далее ИП Попкова Е.Н.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Шамарданова Е.С. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава вменяемого правонарушения, либо применить положения части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
В судебном заседании в краевом суде ИП Попкова Е.Н., извещенная надлежаще, участие не принимала.
Защитник Шамарданова Е.С. в судебном заседании жалобу поддержала.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, просмотрев видеозаписи, прихожу к следующему.
Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями предусматривает организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу пункта 1 статьи 2 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ).
Пункт 3 статьи 29 данного Закона устанавливает, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» с последующими изменениями коронавирусная инфекция (2019-nCoV) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ИП Попковой Е.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, послужило то обстоятельство, что ИП Попкова Е.Н., осуществляя деятельность по регулярным перевозкам пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении, в условиях введенного в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) не организовала надлежащим образом выполнение противоэпидемических мероприятий в целях предупреждения распространения возбудителя COVID-2019, обеспечения прерывания механизма передачи инфекционного агента и прекращения развития эпидемического процесса.
Предписанием о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий № 1080 от 24 апреля 2020 г. ИП Попковой Е.Н. при осуществлении пассажирских перевозок предписано обеспечить проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на предприятии по адресу: ****, а также в транспортных средствах, а именно, в том числе, обеспечить работников, контактирующих с посетителями (пассажирами), запасом масок (с учетом сменяемости не реже 1 раза в 3 часа), а также дезинфицирующих салфеток, кожными антисептиками для обработки рук, дезинфицирующими средствами (пункт 11); обеспечить санитарную обработку транспортных средств вирулентными дезинфицирующими средствами: каждой единицы подвижного состава на конечной остановке маршрута и по окончании рабочей смены, согласно имеющимся рекомендациям (пункт 12).
04 января 2022 г. в 11:58 часов была проведена проверка в автобусе ПАЗ, государственный регистрационный знак **, маршрут № 11 «Клестовка-Красное-Ж/д вокзал», на конечной остановке «Клестовка» г. Соликамска. Проведение водителем обработки дезинфицирующими средствами, зарегистрированными в установленном порядке и разрешенными для применения (дезинфекции) салонов пассажирского транспорта (поручней, ручек дверей, подлокотников, сидений, водительского оборудования и др.) на конечных остановочных пунктах в период межрейсового перестоя не выполнено. Обеспеченность дневного запаса дезинфицирующих средств для обработки салона отсутствует. Обеспеченность средствами индивидуальной защиты не выполнено: дневной запас масок составляет 8 штук. Не организована должным образом утилизация (дезинфекция) средств индивидуальной защиты, а именно: использованные СИЗы отсутствуют при требовании использованные маски складывать в пакет, который герметично закрывается. Персоналом транспортного средства автобуса – водителем и кондуктором, находящимся на рабочих местах в автобусе, не использовались средства индивидуальной защиты (водитель находился без перчаток, кондуктор - в маске, которая не в полном объеме защищает органы дыхания).).
04 января 2022 г. в 12:10 часов была проведена проверка в транспортном средстве автобусе ПАЗ, государственный регистрационный знак **, маршрут № 11 «Клестовка-Красное-Ж/д вокзал», на конечной остановке «Клестовка» г. Соликамска. Проведение водителем обработки дезинфицирующими средствами, зарегистрированными в установленном порядке и разрешенными для применения (дезинфекции) салонов пассажирского транспорта (поручней, ручек дверей, подлокотников, сидений, водительского оборудования и др.) на конечных остановочных пунктах в период межрейсового перестоя не выполнено. Обеспеченность дневного запаса дезинфицирующих средств для обработки салона отсутствует. Обеспеченность средствами индивидуальной защиты выполнено частично: дневной запас масок составляет 30 штук. Не организована должным образом утилизация (дезинфекция) средств индивидуальной защиты, а именно: использованные СИЗы не представлены при требовании использованные маски складывать в пакет, который герметично закрывается.
Выявленные при проверке факты, как следует из протокола об административном правонарушении, являются нарушением статьи 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г., пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», пункта 7 «Рекомендаций по организации работы транспорта и транспортных предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19», утв. Письмом Роспотребнадзора от 20 апреля 2020 г. № 02/7373-2020-32, «Инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами», утв. Письмом Роспотребнадзора от 23 января 2020 г. № 02/770-2020-32, пунктов 11, 12 предписания № 1080 от 24 апреля 2020 г.
Данные обстоятельства судья городского суда счел установленными на основании представленных в материалы дела доказательств, в том числе, на основании акта проверки выполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий с приложением к ним фото- и видеоматериалов.
Вместе с тем, с выводами, изложенными в постановлении, нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Согласно пункту 7 Рекомендаций по организации работы транспорта и транспортных предприятий в условиях сохранения рисков распространения "COVID-2019", содержащихся в письме Роспотребнадзора от 20.04.2020 № 02/7373-2020-32, нарушение которого вменено ИП Попковой Е.Н., обработка дезинфицирующими средствами (дезинфекция) салонов пассажирского транспорта проводится водителями на конечных остановочных пунктах в период межрейсового перестоя. При этом, из акта проверки, протокола об административном правонарушении усматривается, что водителями автобусов ПАЗ, государственный регистрационный знак **, ПАЗ, государственный регистрационный знак **, дезинфекция не была проведена на конечной остановке маршрута № 11 «Клестовка». Вместе с тем, доказательств того, что указанный факт был выявлен в период межрейсового перестоя, материалы дела не содержат.
Вывод должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении о том, что в автобусах ПАЗ, государственный регистрационный знак **, ПАЗ, государственный регистрационный знак **, не обеспечен дневной запас масок (имеются маски в количестве 8 и 30 штук соответственно), не основан на невыполнении ИП Попковой Е.Н. пункта 11 предписания № 1080 от 24 апреля 2020 г. о необходимости обеспечить работников, контактирующих с посетителями (пассажирами), запасом масок (с учетом сменяемости не реже 1 раза в 3 часа). В материалах дела отсутствуют сведения о графике работы автобуса марки ПАЗ, государственный регистрационный знак **, ПАЗ, государственный регистрационный знак **, маршрут № 11 «Клестовка-Красное-ж/д вокзал», графике сменности водителя и кондуктора, находящихсся на смене в момент проверки выполнения предписания, то есть информация, позволяющая определить в течении какого времени (часов) указанные работники будут находиться на рабочих местах на маршруте в соответствии с графиком рабочего времени, и следовательно, сделать вывод о том, что имеющегося на маршруте запаса масок (8 и 30 штук соответственно) с учетом сменяемости их (1 раз в 3 часа) не будет являться достаточно до окончания рабочей смены водителя и кондуктора.
Указание в протоколе об административном правонарушении на ненадлежащую утилизацию (дезинфекцию) средств индивидуальной защиты, а именно не в герметично закрытый пакет, а также на не обеспечение дневного запаса дезинфицирующих средств для обработки салона, выходит за пределы выданного ИП Попковой Е.Н. предписания № 1080 от 24 апреля 2020 г., поскольку предписание не содержит такого требования.
Кроме того, необходимо отметить следующее. Протокол об административном правонарушении содержит сведения о том, что проверка выполнения предписания № 1080 от 24 апреля 2020 г., в том числе 04 января 2022 г. в 12:10 часов, была проведена проверка в автобусе ПАЗ, государственный регистрационный знак **, то есть в транспортном средстве, в государственном номере которого отсутствует указание на полное индивидуальное буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое транспортному средству, что не позволяет идентифицировать проверяемое транспортное средство.
Аналогичные сведения (автобус ПАЗ, государственный регистрационный знак **) содержатся в акте проверки предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий № 54 от 04 января 2022г.
Приложенные к указанному акту фото- и видеоматериалы, также не позволяют идентифицировать проверяемое 04 января 2022 г. в 12:10 часов транспортное средство, поскольку на них регистрационный знак автобуса не читаем.
Оценка представленных доказательств, в том числе по критерию их допустимости, осуществляется по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, положения которой, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не предполагают возможность произвольной оценки судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, представленных доказательств; их оценка должна быть основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что предполагает вынесение мотивированного решения по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах акт проверки предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий № 54 от 04января 2022 г. в части проверки автобуса ПАЗ, государственный регистрационный знак **, не может являться допустимым доказательством и подлежит исключению из числа доказательств.
Таким образом, в основу протокола об административном правонарушении должностным лицом административного органа положены акт проверки предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий № 54 от 04 января 2022 г. с приложенными фото- и видеоматериалами, не содержащими фиксацию вменяемых нарушений при проверке автобусе ПАЗ, государственный регистрационный знак **. Иные доказательства, подтверждающие совершение ИП Попковой Е.Н. вменяемого административного правонарушения 04 января 2022 г. в отношении указанного транспортного средства, материалы дела не содержат, в связи с чем данные нарушения подлежат исключению из объема вмененного ИП Попковой Е.Н. правонарушения.
Также из акта проверки предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий № 54 от 04 января 2022 г. и приложенных к нему фото-, видеоматериалов следует, что в проверяемых автобусах водителями и кондукторами, находящимися в автобусе, не использовались надлежащим образом средства индивидуальной защиты (водитель без перчаток, кондуктор в маске, которая не в полном объеме защищает органы дыхания).
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а. 2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. № 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
В связи с введением в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», издан Указ Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 г. № 121 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае».
Пунктом 7.2 Указа Губернатора Пермского края № 121 от 20 августа 2020 г. «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в Пермском крае» (далее по тексту - Указ Губернатора Пермского края № 121 от 20 августа 2020 г.) (в редакции по состоянию на 04 января 2022 г.) на физических лиц, находящихся на территории Пермского края возложены обязанности использовать средства индивидуальной защиты (маски, перчатки) в случае посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного и автомобильного транспорта (железнодорожные вокзалы, автовокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), в легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, а также в других общественных местах при участии в массовых мероприятиях, разрешенных в соответствии с настоящим Указом.
Использование средств индивидуальной защиты (маски, перчаток) является не только противоэпидемическим мероприятием, но и правилом поведения при введении режима повышенной готовности на территории Пермского края, и в обоих случаях обусловлено необходимостью нераспространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в Пермском крае.
Вместе с тем, Указом Губернатора Пермского края от 26 мая 2022 г. № 52 «О внесении изменений в Указ Губернатора Пермского края № 121 от 20 августа 2020 г. «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» пункт 7.2 Указа Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 г. № 121 признан утратившим силу. Настоящий Указ вступил в силу со дня его официального опубликования с 27 мая 2022 г.
Указом Губернатора Пермского края от 30 мая 2022 г. № 54, вступившим в силу с 01 июня 2022 г., приостановлено действие Указа Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 г. № 121 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае».
Таким образом, приведенные выше нормы, устанавливающие требования в части использования работниками средств индивидуальной защиты (маски, перчаток), за невыполнение которых в отношении ИП Попковой Е.Н. возбуждено производство по данному делу об административном правонарушении, утратили силу.
Согласно правовой позиции, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 г. (вопрос № 22), отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено.
С учетом изложенного, постановление судьи Соликамского городского суда Пермского края от 20 апреля 2022 г., вынесенное в отношении ИП Попковой Е.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, подлежит отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса в связи с недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление судьи Соликамского городского суда Пермского края от 20апреля 2022 г., вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Попковой Елены Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья - (подпись)