Дело № 2-394/2023
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> «21» июля 2023 года
Жирновский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Леванина А.В., единолично,
при секретаре Пешкиной Л.А.,
с участием: помощника прокурора <адрес> Ослай Д.Д., представителя ответчика – МУ «Кленовская коммунальная служба» - Шефатова А.Н., представителя ответчика – администрации <адрес> – Фалалеевой Е.В., представителя третьего лица – администрации Кленовского сельского поселения <адрес> – Дулимова Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Кленовская коммунальная служба» и администрации <адрес> о возложении обязанности приобрести лицензию, разработать проекты зон санитарной охраны и установить контрольно – измерительную аппаратуру, фиксирующую объем добытой воды,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал следующее.
<адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере в деятельности МУ «Кленовская коммунальная служба», в ходе которой установлено следующее.
В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что исполнение приведенных требований федерального законодательства МУ «Кленовская коммунальная служба» обеспечено ненадлежащим образом.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ одним из видов деятельности МУ «Кленовская коммунальная служба» является распределение воды для питьевых и промышленных нужд.
В соответствии с распоряжением администрации Кленовского сельского поселения о передачи имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ №-Р МУ «Кленовская коммунальная служба» переданы в том числе четыре артезианские скважины: скважина, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №; скважина, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №; скважина №, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый -№; скважина № 7722, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Указанные скважины предназначены для снабжения водой жителей Кленовского сельского поселения, которые используются МУ «Кленовская коммунальная служба» в своей деятельности. Общий объем добытой воды составляет 2 628, 38 м3.
Вместе с тем в ходе проверки установлено, что МУ «Кленовская коммунальная служба» эксплуатирует вышеуказанные скважины в отсутствие лицензии, санитарно-защитные зоны для артезианских скважин, контрольно-измерительной аппаратуры, фиксирующая объем добытой воды, что существенно препятствует установлению точного объема добытой воды, а также установления объема ее потерь.
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МУ «Кленовская коммунальная служба» внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Директором МУ «Кленовская коммунальная служба» в ответе на вышеуказанное представление указано, что нарушения требований действующего законодательства имеют место быть, принимаются меры для их устранения.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ лицензия на вышеуказанные скважины не получена, ЗСО, контрольно-измерительная аппаратура, фиксирующая объем добытой воды МУ «Кленовская коммунальная служба» не установлена.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ администрация Жирновского муниципального района предоставляет трансферты для финансового обеспечения переданных сельскому поселению полномочий по организации водоснабжения населения в границах Кленовского сельского поселения.
Обозначенные нарушения не обеспечивают повышения эффективности деятельности МУ «Кленовская коммунальная служба», создают условия, при которых надлежащее содержание сетей водоснабжения не возможно, влекут необоснованное начисление платы за предоставленные услуги по водоснабжению, нарушают права жителей Кленовского сельского поселения <адрес> на качественное оказание услуг по холодному водоснабжению.
В связи с изложенным (с учетом заявления об изменении исковых требований), административный истец просит:
1. Возложить обязанность на администрацию Жирновского муниципального района <адрес> осуществить финансовое обеспечение администрации Кленовского сельского поселения для финансирования муниципального учреждения «Кленовская коммунальная служба» в целях разработки проектов зон санитарной охраны, оборудования зон санитарной охраны и получения лицензии на добычу подземных вод из скважины, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №; скважина, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №; скважины №, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №; скважины №, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый № в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
2. Возложить обязанность на муниципальное учреждение «Кленовская коммунальная служба» разработать проекты зон санитарной охраны, оборудовать зоны санитарной охраны и получить в установленном законом порядке лицензии на добычу подземных вод из скважины, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №; скважины, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №; скважины №, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №; скважины № 7722, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый № в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Ослай Д.Д. исковое заявление просил удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика – МУ «Кленовская коммунальная служба» - Шефатов А.Н. суду пояснил, что с требованиями прокурора в отношении скважин, расположенных в <адрес> и <адрес> согласен, но просил увеличить срок исполнения решения суда до 12 месяцев. При этом пояснил, что скважина в <адрес> является не рабочей, она не подключена к системе водоснабжения и не используется для водоснабжения, о чем свидетельствует акт обследования состояния скважины от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в удовлетворении требований в данной части просил отказать.
Представитель администрации <адрес> – Фалалеева Е.В., суду пояснила, что с требованиями прокурора согласна частично, представила письменные возражения, имеющиеся в материалах дела, в которых указала, что согласна частично обеспечить финансирование в рамках заключенного Соглашения о передаче части полномочий органов местного самоуправления Жирновского муниципального района Кленовскому сельскому поселению от ДД.ММ.ГГГГ, при этом просила установить срок 12 месяцев, поскольку требуемый прокурором срок 3 месяца по первому требованию и 6 месяцев по второму требованию является недостаточным.
Суд, выслушав прокурора, стороны, изучив материалы дела, считает иск прокурора <адрес> подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 42 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах» (далее - Закон о недрах) регулируются отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, в том числе вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Согласно статье 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
Статьей 5 Закона о недрах установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование.
Статьей 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая удостоверяет право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу статьи 28 Закона о недрах на МУ «ККС» возлагаются обязанности по получении лицензии на использование скважин.
Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон №).
Согласно ст. 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи, которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.
В соответствии с п. 2-4 Приказа Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества» (далее - Приказ №) обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества возлагается на физических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Собственники водных объектов осуществляют учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества в случае использования таких водных объектов в указанных целях.
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам 1.1 - 1.4, указанным в приложении к Порядку.
Измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных, в том числе дренажных, вод средствами измерения расходов (уровней) воды, которые устанавливаются на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Согласно п.5 Приказа № учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод должен производиться аттестованными средствами измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных, в том числе дренажных, вод.
Судом установлено, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что исполнение приведенных требований федерального законодательства МУ «Кленовская коммунальная служба» обеспечено ненадлежащим образом. Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ одним из видов деятельности МУ «Кленовская коммунальная служба» является распределение воды для питьевых и промышленных нужд. В соответствии с распоряжением администрации Кленовского сельского поселения о передачи имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ №-Р МУ «Кленовская коммунальная служба» переданы в том числе четыре артезианские скважины: скважина, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №; скважина, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №; скважина №, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый - №; скважина №, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Указанные обстоятельства подтверждаются: ответом администрации Кленовского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением МУ «Кленовская коммунальная служба» №-Р от ДД.ММ.ГГГГ; копией Соглашения о передачи части полномочий от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением администрации Кленовского сельского поселения №-Р от ДД.ММ.ГГГГ; актом приема-передачи имущества; выписками из ЕГРН; ответом МУ «Кленовская коммунальная служба» от ДД.ММ.ГГГГ; копией договора № от ДД.ММ.ГГГГ; копией распоряжения №-К от ДД.ММ.ГГГГ; копией распоряжения №-К от ДД.ММ.ГГГГ; копией распоряжения №-К от ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению суда, из вышеприведенных требований закона следует, что ненадлежащее содержание сетей водоснабжения, нарушает права жителей Кленовского сельского поселения <адрес> на качественное оказание услуг по холодному водоснабжению.
Между тем, согласно акту обследования состояния скважины, расположенной по адресу: <адрес>, выявлено: насос в скважине не работает, отключена запорная арматура и находиться в нерабочем состоянии, башня Ражновского находится в неисправном состоянии, отключена от системы водоснабжения и скважины, скважина отключена от системы водоснабжения, в связи с чем суд приходит к выводу о необоснованности требований прокурора, заявленных в отношении скважины, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что МУ «Кленовская коммунальная служба» и администрацией Жирновского муниципального района <адрес> нарушены требования действующего законодательства, в связи с чем, иск прокурора <адрес> подлежит удовлетворению частично, в связи с чем, суд признает бездействие МУ «Кленовская коммунальная служба» и администрацией Жирновского муниципального района <адрес>, выразившиеся в не соблюдении законодательства в жилищно-коммунальной сфере деятельности, незаконным, и возлагает на администрацию Жирновского муниципального района <адрес> обязанность осуществить финансовое обеспечение администрации Кленовского сельского поселения для финансирования муниципального учреждения «Кленовская коммунальная служба» в целях разработки проектов зон санитарной охраны, оборудования зон санитарной охраны и получения лицензии на добычу подземных вод, в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах», в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; кроме того, возлагает на МУ «Кленовская коммунальная служба» обязанность разработать проекты зон санитарной охраны, оборудовать зоны санитарной охраны и получить в установленном законом порядке лицензии на добычу подземных вод из скважины, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №; скважины №, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №; скважины №, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый № в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; поскольку полагает, что указанные сроки являются разумными и достаточными, в то время как требуемые прокурором сроки (3 месяца и 6 месяцев соответственно) являются недостаточными.
В остальной части заявленных требований, прокурору надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Кленовская коммунальная служба» и администрации <адрес> о возложении обязанности приобрести лицензию, разработать проекты зон санитарной охраны и установить контрольно – измерительную аппаратуру, фиксирующую объем добытой воды, – удовлетворить частично.
1. Возложить обязанность на администрацию Жирновского муниципального района <адрес> осуществить финансовое обеспечение администрации Кленовского сельского поселения для финансирования муниципального учреждения «Кленовская коммунальная служба» в целях разработки проектов зон санитарной охраны, оборудования зон санитарной охраны и получения лицензии на добычу подземных вод из скважины, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №; скважины №, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №; скважины №, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый № в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
2. Возложить обязанность на муниципальное учреждение «Кленовская коммунальная служба» разработать проекты зон санитарной охраны, оборудовать зоны санитарной охраны и получить в установленном законом порядке лицензии на добычу подземных вод из скважины, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №; скважины №, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №; скважины №, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый № в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявленных требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Жирновский районный суд.
Решение суда в окончательной форме согласно ст. 199 ГПК РФ составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись А.В. Леванин
копия верна:
Судья А.В. Леванин