УИД 56RS0028-01-2022-001212-77
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
п. Переволоцкий 23 декабря 2022 г.
Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Расчупко Е.И.,
при секретаре судебного заседания Дударь О.В., с участием:
представителя истца помощника прокурора Переволоцкого района Филипповой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Мамалаевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,
установил:
прокурор Переволоцкого района обратился в Переволоцкий районный суд с данным иском, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Переволоцкого района проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в администрации муниципального образования Мамалаевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области. При проведении проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе установлено, что <адрес> не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения, выполненными в соответствии с требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности. Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации сельсовета внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства и принятию мер по недопущению их впредь. Согласно поступившему ответу главы администрации сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ выявленные прокуратурой района нарушения устранены не в полном объеме. Так, до настоящего времени <адрес> не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения, выполненными в соответствии с требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности. Просил обязать администрацию муниципального образования Мамалаевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно оборудовать источники противопожарного водоснабжения в <адрес> в соответствии с требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации муниципального образования Мамалаевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области, извещенной о рассмотрении дела надлежащим образом, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Переволоцкого района Филиппова Г.В. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить по изложенным основаниям и обстоятельствам.
Выслушав сторону истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» противопожарный режим определяется как совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно вышеуказанному федеральному закону основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) к мерам пожарной безопасности относится предупреждение лесных пожаров, которое включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Мерами противопожарного обустройства лесов являются: прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) противопожарные резервуары.
Поселения должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Согласно п. 72 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Аналогичные требования к обеспечению противопожарного режима содержатся в п. 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» предусмотрено, что выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках (за исключением участков, находящихся на торфяных почвах) населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения может проводиться в безветренную погоду при условии, что: участок для выжигания сухой травянистой растительности располагается на расстоянии не менее 50 метров от ближайшего объекта защиты; территория вокруг участка для выжигания сухой травянистой растительности очищена в радиусе 30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,5 метра; на территории, включающей участок для выжигания сухой травянистой растительности, не введен особый противопожарный режим; лица, участвующие в выжигании сухой травянистой растительности, постоянно находятся на месте проведения работ по выжиганию и обеспечены первичными средствами пожаротушения.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Установлено, что прокуратурой Переволоцкого района на основании решения прокурора о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГпроведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в администрации муниципального образования Мамалаевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области.
При проведении проверки установлено, что <адрес> не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения, выполненными в соответствии с требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации муниципального образования Мамалаевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области направлено представление об устранении нарушений закона с требованием принятия безотлагательных мер, направленных на устранение допущенных нарушений, а также причин и условий, им способствующих. Требования, изложенные в представлении, в настоящее время не исполнены.
Суд полагает, что выявленные нарушения правил пожарной безопасности в администрации муниципального образования Мамалаевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области нарушают права граждан данного муниципального образования, создают угрозу безопасности их жизни и здоровью. В связи с чем находит иск прокурора обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора Переволоцкого района Оренбургской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Мамалаевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: оборудовать источники противопожарного водоснабжения в <адрес> в соответствии с требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Переволоцкий районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья: Е.И. Расчупко
Мотивированное решение изготовлено 26.12.2022.
Судья: Е.И. Расчупко