Дело № 2 – 139/2023 копия
УИД 81RS0001-01-2023-000279-12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2023 года с. Коса
Косинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего Андросенко О.В.
при секретаре судебного заседания Коробейниковой И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Косинского муниципального округа Пермского края о признании права на получение жилищной субсидии без передачи органу местного самоуправления жилого помещения,
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации Косинского муниципального округа Пермского края о признании за ней права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, без передачи органу местного самоуправления жилого помещения по адресу: <адрес>, стр.1.
В обоснование заявленных требований указала, что является участником жилищной программы, состоя на учете граждан по категории «Инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» по дате 28.01.2000. Письмом администрации от 30.11.2023 уведомлена о том, что включена в список на получение государственного жилищного сертификата в 2024 году, однако, вопрос о праве на получение данного сертификата необходимо решить в судебном порядке по причине невступления в наследственные права в отношении доли в праве на жилое помещение, принадлежащее ее матери ФИО1, являвшейся первоначальным заявителем жилищной программы и поставленной на учет в целях получения субсидии при условии передачи жилого помещения в муниципальную собственность. Спорное жилое помещение на праве собственности в настоящее время принадлежит иному лицу (ФИО9), не являющейся участником программы. Отказ от вступления в наследство не может повлиять на право гражданина – участника программы на получение жилищного сертификата, поскольку в данном случае величина жилищной субсидии рассчитывается с учетом отчужденного жилого помещения.
Истец ФИО2 и третьи лица на стороне истца ФИО10, ФИО11, ФИО12 в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела без их участия.
Представитель ответчика – администрации Косинского муниципального округа Пермского края Колесникова О.В. в судебном заседании пояснила, что взятое обязательство первоначальным заявителем ФИО1 о передаче жилого помещения, находящегося в ее собственности, должно быть выполнено членом ее семьи ФИО2, на которую переоформлено учетное дело в связи со смертью заявителя. Поскольку истец отказалась от права на наследство доли жилого помещения, которое ФИО6 обязалась передать в муниципальную собственность, данное условие не может быть выполнено, в связи с чем право на получении субсидии без передачи жилого помещения необходимо установить в судебном порядке. В противном же случае, у администрации Косинского муниципального округа отсутствует возможность составить гарантийное письмо с подтверждением у данной семьи права на получение жилищного сертификата, в связи с чем учетное дело в Министерство строительства Пермского края не будет направлено.
Представитель Министерства строительства Пермского края в судебное заседание не явился, в письменном отзыве ФИО7 указал на необходимость подтверждения у истца права на получение жилищной субсидии без предоставления обязательства о передаче жилого помещения в муниципальную собственность в судебном порядке, однако, считая, что обращение истца за судебной защитой преждевременно ввиду отсутствия нарушенного права.
Выслушав участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Косинский район Пермского края с 1992 года относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Предоставление гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 25.10.2002 г. №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Согласно статье 6 данного Федерального закона, условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, которому и (или) членам семьи которого на праве собственности принадлежит жилое помещение без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
В случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.
Согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.20226 № 153 (в редакции от 16.12.2022), обязательство о безвозмездной передаче жилого помещения в государственную или муниципальную собственность может быть принято участниками комплекса процессных мероприятий лишь в том случае, если указанные граждане имеют жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности или им и членам их семей на праве общей собственности, либо, проживающие в жилых помещениях по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно пунктам 3.2 и 3.3 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 21.10.2015 № СЭД-35-01-97-311 «Об утверждении порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов», органы местного самоуправления ежегодно в срок до 25 января передают по акту приема-передачи специалистам отдела учетные дела граждан, включенных в сводный список получателей сертификатов, при этом, орган местного самоуправления передает учетное дело с письмом, в котором гарантирует, что документы учетного дела проверены и подтверждают право гражданина на получение государственного жилищного сертификата (гарантийное письмо).
Из материалов дела следует и судом установлено, что семья ФИО2 (ФИО2 – заявитель, ФИО10 – супруг, ФИО11 – сын, ФИО12 – дочь) состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «Инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» с 28.01.2000 (по дате первоначальной постановки на учет ФИО1, умершей 14.07.2011) (л.д.13-14, 15-18).
Рабочей комиссией по вопросам переселения граждан при администрации Косинского муниципального округа Пермского края 30.11.2023 ФИО2 уведомлена о том, что в соответствии с письмом Министерства строительства Пермского края от 16.10.2023 №35-04-01-1202 «О направлении выписки из сводного списка получателей государственного жилищного сертификата в 2024 году» семья включена в список граждан-получателей сертификата в 2024 году. Однако, ссылаясь на положения абз.4 ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ сделан вывод, что законодателем предусмотрен не только сам факт наследования очереди, но и основополагающие элементы реализации права на получение жилищной субсидии. В связи со смертью первоначального заявителя ФИО1 условие о передаче в муниципальную собственность жилого помещения, должно быть выполнено членом ее семьи, наследовавшим право на получение жилищной субсидии. Право на получение жилищной субсидии без предоставления обязательства о безвозмездном отчуждении помещения в муниципальную собственность должно быть доказано в судебном порядке (л.д. 8).
Судом также установлено, что ФИО6, 1936 года рождения, состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей в категории «Инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства», учетное дело от 28.01.2000 № 580. В заявлении при постановке на соответствующий учет граждан ФИО6 указывала в качестве членов своей семьи дочь ФИО2, 1967 г.р., зятя ФИО10, 1968 г.р., внука ФИО11, 1995 г.р., а также все последующие годы и внучку ФИО12, 2002 г.р. (л.д. 21).
14.07.2011 ФИО6 умерла (л.д. 99).
Вступившим в законную силу решением Косинского районного суда Пермского края от 21.02.2023 за ФИО2 признано право на получение жилищной субсидии с датой первоначальной постановки на учет умершей ФИО1 – 28.01.2000 в категории «Инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства». Возложена обязанность на администрацию Косинского муниципального округа включить ФИО2 в список граждан – участников ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», с датой первоначальной постановки на учет умершей ФИО1 – 28.01.2000 в категории «Инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» с составом семьи из 4 человек (л.д. 15-18).
ФИО2 (2/7 доли), ФИО10(1/7 доли), ФИО11(1/7 доли), ФИО11 (1/7 доли) и ФИО6 (1/7 доли), ФИО8 (1/7 доли) имели в собственности жилое помещение по адресу: <адрес>, стр.1, на основании договора о приватизации от 06.05.1997 (л.д. 42), зарегистрированном на основании постановления главы администрации района от 27.06.1997 № 197 (л.д. 85-86).
При написании заявления о постановке на учет граждан, имеющих право на получение субсидии в связи с переселением из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 дала согласие на передачу в муниципалитет принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения при получении жилищного сертификата (л.д. 21-22).
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ наследником 1/7 доли в жилом помещении по адресу: <адрес>, стр.1, принадлежащей наследодателю ФИО8, является ФИО9 (л.д. 80).
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ наследником 1/7 доли в жилом помещении по адресу: <адрес>, стр.1, принадлежащей наследодателю ФИО1, является ФИО9 (л.д. 81).
На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ дарители ФИО2 (2/7 доли), ФИО10 (1/7 доли), ФИО11 (1/7 доли), ФИО11 (1/7 доли) передали 5/7 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, стр.1, ФИО9 (л.д. 72).
Правообладателем жилого помещения адресу: <адрес>, стр.1 является ФИО9 (л.д.76).
Истец ФИО2 и третьи лица на стороне истца ФИО10, ФИО11, ФИО12 зарегистрированы по месту жительства: <адрес> (л.д. 28, 30, 35, 39). Жилых помещений на праве собственности не имеют (л.д. 43, 45, 46, 48).
Правообладателем жилого помещения адресу: <адрес> является ФИО9 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 68-70).
Проанализировав представленные доказательства, суд установил, что при постановке ФИО1 в 2000 году на учет для получения жилищной субсидии обязательство о передаче жилого помещения уполномоченным органом не истребовано. Получено лишь согласие на принятие указанного обязательства в будущем при получении субсидии. Истец ФИО2, унаследовавшая право состоять на соответствующем учете граждан, распорядилась своим законным правом и отказалась от доли в праве собственности на жилое помещение, принадлежащее первоначальному заявителю ФИО1, а впоследствии, совместно со своими членами семьи, добровольно прекратила право в отношении всех жилых помещений, принадлежащих на праве собственности.
Из положений вышеприведенных правовых норм следует, что передача жилого помещения муниципальному органу и его освобождение возлагаются на гражданина, проживающего в занимаемом им жилом помещении по договору социального найма или принадлежащего ему на праве собственности, следовательно, указанное обязательство не может быть возложено на истца и членов ее семьи.
Отсутствие обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения в муниципальную собственность в случае отчуждения получателем жилищной субсидии или членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, не лишают его права на получение указанной социальной выплаты, поскольку законодатель, определяя условия выдачи гражданину жилищной субсидии, предусмотрел требование как об обязательном отчуждении в государственную или муниципальную собственность всех принадлежащих гражданину и членам его семьи на праве собственности жилых помещений (дача обязательства), так и о возможности уменьшения размера предоставляемой жилищной субсидии на стоимость жилых помещений в случае их отчуждения гражданами иным лицам.
Таким образом, в данном случае непризнание за истцом и членом ее семьи права на получение жилищной субсидии без передачи жилого помещения, принадлежащего на праве собственности первоначальному заявителю, органу местного самоуправления является необоснованным.
На основании изложенного и учитывая отсутствие возможности предоставить обязательство о передаче, в том числе и занимаемого жилого помещения в муниципальную собственность, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Признать за ФИО2 - участником комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", право на получение жилищной субсидии без передачи органу местного самоуправления жилого помещения по адресу: <адрес>, стр.1.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Косинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись О.В. Андросенко
Копия верна. Судья О.В. Андросенко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья О.В. Андросенко