Копия Дело № 2-1326/2021
16RS0050-01-2020-016583-35
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 апреля 2021 года г. Казань
Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Прытковой Е.В., при секретаре судебного заседания Мухамматгалиевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан к Михайло А. Ю., Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии,
у с т а н о в и л:
ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Татарстан обратилось в суд с исковым заявлением к Михайло А.Ю. о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии, указав в обоснование иска следующее.
По заявлению Михайло А.Ю. 22.10.2018 года была назначена пенсия по потере кормильца. Решением Управления ПФР от 22.11.2018 года Михайло А.Ю. также была назначена федеральная социальная доплата.
При обращении в Управление ПФР Михайло А.Ю. была представлена справка, выданная Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 08.10.2018 №1386, согласно которой Михайло А.Ю. обучается на очной форме обучения.
В последующем, истцу стало известно, что Михайло А.Ю. обучается на заочной форме обучения, на очной форме никогда не обучалась. Истец указывает, что ответчик за период с 27.09.2018 по 31.07.2020 ответчик необоснованно получила пенсию по потере кормильца в сумме 152 098 рублей 76 копеек, а также за период с 01.11.2018 по 31.07.2020 федеральную социальную доплату к ней в размере 26 769 рублей 58 копеек.
С учетом изложенного, истец просил суд взыскать с Михайло А.Ю. в пользу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе г. Казани излишне полученные пенсию по случаю потери кормильца в размере 152 098 рублей 76 копеек и федеральную социальную доплату к пенсии в размере 16 912 рублей 56 копеек, что в общей сумме составляет 178 868 рублей 34 копеек.
В ходе рассмотрения дела истец Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Татарстан был заменен на правопреемника – Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен, письменно просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, требования поддержал.
Ответчик Михайло А.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.
Представитель привлеченного к участию в дела в качестве соответчика ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в судебное заседание не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В заявлении третье лицо пояснило, что в справке от 08.10.2018 №1386 была допущена техническая ошибка в указании формы обучения Михайло А.Ю., которая не обучалась на очной форме обучения.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 400-ФЗ, пенсия по случаю потери кормильца назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца
Пунктом 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" регламентировано, что нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
Пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 данного Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Из частей 1 и 2 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что по заявлению Михайло А.Ю. 22.10.2018 была назначена пенсия по потере кормильца. Решением Управления ПФР от 22.11.2018 года Михайло А.Ю. также была назначена федеральная социальная доплата.
При подписании заявлений 09.10.2018 о назначении пенсии, Михайло А.Ю. указала, что уведомлена об обязанности безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах (о трудоустройстве, отчислении из учебного заведения, о переводе на заочную форму обучения и т.д.), влекущих прекращение выплаты пенсии и федеральной социальной доплаты к ней.
Ответчик предоставила справку, выданную Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 08.10.2018 №1386, согласно которой Михайло А.Ю. обучается на очной форме обучения.
Вместе с тем, Михайло А.Ю. на очной форме никогда не обучалась, о чем пенсионный орган в известность не поставила.
Размеры излишне выплаченных ответчику сумм пенсии по потере кормильца за период с 27.09.2018 по 31.07.2020 составил - 152 098 рублей 76 копеек, а также за период с 01.11.2018 по 31.07.2020 федеральной социальной доплаты - 26 769 рублей 58 копеек.
При рассмотрении настоящего дела Михайло А.Ю. частично вернула излишне выплаченные ей суммы в размере 3000 рублей, о чем представлен надлежащий документ. (л.д. 71)
Сопоставив имеющиеся по делу доказательства, оценив их в совокупности, учитывая, что правовым основанием для производства удержания излишне выплаченных пенсионеру сумм является не уведомление пенсионером орган, осуществляющий выплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера или прекращение выплаты, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению частично, за вычетом добровольно возмещенных ответчиком сумму, в размере 175 868 рублей 34 копеек.
Отсутствие у Михайло А.Ю. образовательной деятельности по очной форме является основанием для отказа в назначении пенсии, о чем ответчик в нарушение положения части 5 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", истцу не сообщила, что привело к неосновательной переплате пенсии и федеральной социальной доплаты к ней.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестности поведения ответчика и наличии оснований для применения положений статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом о последствиях неисполнения обязанности по уведомлению пенсионного органа о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера выплат, Михайло А.Ю. была предупреждена лично, о чем свидетельствует ее подпись на заявлении.
Исходя из всей совокупности установленных фактов и обстоятельств исковые требования о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии подлежат частичному удовлетворению.
В компетенцию ответчика ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» не входит принятие решения о выплате страховой пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, что указывает, что данная организация является ненадлежащим ответчиком по данному спору, в удовлетворении исковых требований к указанному ответчику надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 56,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан к Михайло А. Ю. о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии, удовлетворить частично.
Взыскать с Михайло А. Ю. в пользу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан излишне выплаченные суммы пенсию по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии в размере 175 868 рублей 34 копеек.
Исковые требования к ответчику Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в апелляционном порядке через Приволжский районный суд г. Казани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2021 года.
Судья (подпись) Прыткова Е.В.
Копия верна
Судья Прыткова Е.В.