Судья: Ретина М.Н. адм. дело № 33а-889/2022
(2а-3613/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 января 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Вачковой И.Г.,
судей - Хлыстовой Е.В., Житниковой О.В.,
при секретаре – Петровой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области на решение Ленинского районного суда г.Самары от 13 сентября 2021 года по административному делу №2а-3613/2021 по административному исковому заявлению Сандина Н.С. к Министерству строительства Самарской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сандин Н.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным решения об оставлении без рассмотрения и возврате его заявления о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
В обоснование заявленных требований указано, что 23 апреля 2008 года между Сандиным Н.С. и ООО «Монтэк» заключён договор о долевом участии в строительстве жилого <адрес> по адресу: <адрес>, в отношении двухкомнатной <адрес>, площадью 60,89 кв.м., на 14 этаже секции А. Стоимость квартиры составила 1 887 590 рублей. 19 апреля 2021 года Сандин Н.С. обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, однако, уведомлением № от 17 июня 2021 года его заявление возвращено без рассмотрения, т.к. его супруге ранее оказана мера государственной поддержки путём предоставления жилого помещения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и нарушение своих прав, административный истец просил суд признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области от 17 июня 2021 года об оставлении без рассмотрения и возврате его заявления о включении его в реестр пострадавших участников долевого строительства, обязать принять его заявление в работу.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 13 сентября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным решение Министерства строительства Самарской области о возвращении без рассмотрения заявления Сандина Н.С. о включении в реестра пострадавших участников долевого строительства, изложенное в уведомлении от 17 июня 2021 года № №. На Министерство строительства Самарской области возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Сандина Н.С., заново рассмотрев и приняв решение по его заявлению от 19 апреля 2021 года о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года №927 (л.д. 36-43).
В апелляционной жалобе Министерство строительства Самарской области просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований (л.д. 45-46).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Представитель Министерства строительства Самарской области – Таркина Ю.А. (по доверенности) просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный истец Сандин Н.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
Согласно частям 1-2 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ) государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
В силу части 2.1 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется контролирующим органом в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных Правительством Российской Федерации.
Уполномоченным органом государственной власти Самарской области в сфере защиты прав обманутых дольщиков на территории Самарской области является министерство строительства Самарской области (статья 2 Закона Самарской области от 16 марта 2007г. №13-ГД «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области»).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 3 Закон Самарской области от 08 июля 2019 N 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области» орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий полномочия в сфере оказания мер государственной поддержки участников долевого строительства принимает заявления пострадавших участников долевого строительства о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства и выносит решения о включении их в указанный реестр.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года №927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, согласно пункту 1.3 которого формирование реестра пострадавших участников долевого строительства осуществляется Министерством строительства Самарской области согласно настоящему Порядку в целях оказания мер государственной поддержки в соответствии с Законом о поддержке обманутых дольщиков.
Из материалов дела следует, что 23.04.2008 между ООО «Монтек» и Сандиным Н.С. заключен договор участия в долевом строительстве, по условиям которого застройщик (ООО «Монтэк») обязался передать дольщику (истцу) по завершении строительства двухкомнатную <адрес> на 14 этаже дома по адресу: <адрес>, площадью 60,89 кв.м. Стоимость долевого строительства составляла 1 887 590 рублей.
14.07.2008, 29.10.2008, 23.04.2008 Сандин Н.С. оплатил ООО «Монтэк» 1 887 590 рублей.
Судом установлено, что в установленный договорами срок застройщик строительство дома не осуществил, в эксплуатацию не сдал.
19.04.2021 Сандин Н.С. обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Письмом Министерства строительства Самарской области от 17.06.2021 № заявление административного истца о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства возвращено без рассмотрения, в связи с представлением супруге Сандина Н.С. как пострадавшему участнику долевого строительства мер государственной поддержки.
Разрешая спор и признавая решение Министерства незаконным, суд первой инстанции исходил из недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, указав, что предоставление мер государственной поддержки супругу пострадавшего участника долевого строительства к мерам государственной поддержки, указанным в п.1 ст.5 Закона Самарской области «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области», не отнесено.
Судебная коллегия находит выводы районного суда правильными.
Так, согласно ст.5 Закона Самарской области «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области» пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин РФ, соответствующий одновременно следующим условиям:
1) наличие заключённого с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения;
2) исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве;
3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;
4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством РФ (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков);5) отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа;
6) отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.
Согласно п.2.2 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства к заявлению пострадавшего участника долевого строительства прилагаются:
а) паспорт гражданина РФ, подтверждающий личность пострадавшего участника долевого строительства;
б) действующий договор участия в долевом строительстве, заключённый с недобросовестным застройщиком;
в) платёжные документы, подтверждающие исполнение пострадавшим участником долевого строительства обязательств в соответствии с договором участия в долевом строительстве, заключённым с недобросовестным застройщиком (первичные бухгалтерские документы);
г) постановление следователя, дознавателя, судьи или определение суда в соответствии с действующим законодательством РФ о признании пострадавшего участника долевого строительства потерпевшим (в случае наличия уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков);
д) определение арбитражного суда о включении пострадавшего участника долевого строительства в реестр требований участников строительства (при наличии);
е) документ, подтверждающий личность и полномочия представителя пострадавшего участника долевого строительства на подачу заявления (в случае подачи заявления представителем пострадавшего участника долевого строительства);
ж) свидетельство о праве на наследство (в случае если заявление и приложенные к нему документы подаются гражданином, являющимся наследником пострадавшего участника долевого строительства).
Копии документов, не заверенные нотариально, должны быть представлены с предъявлением оригинала. Копии документов, представленные с предъявлением оригинала, сличаются, заверяются должностным лицом уполномоченного органа, осуществляющим приём документов, а также непосредственно самим пострадавшим участником долевого строительства, после чего оригинал возвращается пострадавшему участнику долевого строительства.
Министерство строительства Самарской области, оставляя без рассмотрения и возвращая заявление Сандина Н.С. о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, указало, что супруге Сандина Н.С. – Сандиной Н.В. ранее была оказана мера государственной поддержки по договору участия в долевом строительстве от 18.02.2010 №07/3 и от 18.02.2010 №02/1, заключённым ею с ООО «Инвестстрой-2000», путём предоставления жилых помещений ООО «Прогресс-Н», привлеченным Министерством строительства Самарской области для удовлетворения прав требований пострадавших участников долевого строительства, в объекте по адресу: <адрес>, в связи с чем действие Закона и Порядка на Сандина Н.С не распространяется.
При этом, в соответствии с п.1 ст.5 Закона Самарской области «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области» к мерам государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства относятся:
1) предоставление земельного участка новому застройщику-инвестору в аренду без проведения торгов в соответствии с законодательством Самарской области для реализации масштабного инвестиционного проекта, предусмотренного государственной программой Самарской области и реализуемого в целях обеспечения жилыми помещениями участников долевого строительства объектов, включённых в перечень проблемных, либо п.3.1 ч.2 ст.39.6 ЗК РФ;
2) предоставление субсидий объединениям участников долевого строительства, новым застройщикам, конкурсному управляющему (внешнему управляющему) для завершения строительства и ввода проблемного объекта в эксплуатацию;
3) предоставление жилых помещений вне проблемного объекта пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в связи с нецелесообразностью и (или) невозможностью завершения строительства проблемного объекта;
4) предоставление субсидий местным бюджетам, объединениям участников долевого строительства, новым застройщикам для технологического подключения (присоединения) проблемного объекта к сетям электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения;
5) выплата денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в связи с нецелесообразностью и (или) невозможностью завершения строительства проблемного объекта;
6) предоставление субсидий новому застройщику на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на цели завершения строительства проблемного объекта;
7) предоставление субсидий новому застройщику, объединению участников долевого строительства на возмещение затрат на внесение арендной платы за земельный участок под проблемным объектом;
8) установление с момента принятия застройщиком обязательств по завершению строительства проблемного объекта понижающих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности либо право собственности на которые не разграничено и занятые такими объектами;
9) возмещение расходов новому застройщику, объединениям граждан на проведение обследования технического состояния проблемного объекта, составление и государственную экспертизу документации, определяющей сметную стоимость завершения строительства проблемного объекта;
10) предоставление пострадавшим участникам долевого строительства земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Законом Самарской области «О земле»
11) завершение строительства проблемного объекта специализированной некоммерческой организацией, обеспечивающей завершение строительства таких объектов и созданной Правительством Самарской области;
12) иные меры поддержки, не запрещённые действующим законодательством.
В соответствии с п.2, 5 ст.5 названного закона меры поддержки пострадавшим участникам долевого строительства предоставляются однократно.
Если у пострадавшего участника долевого строительства заключены 2 и более договора участия в долевом строительстве с застройщиком (застройщиками) проблемного объекта в одном или нескольких проблемных объектах на территории Самарской области, меры поддержки предоставляются в отношении одного жилого помещения в одном из проблемных объектов по выбору пострадавшего участника долевого строительства. Финансирование завершения строительства второго и последующего жилого помещения в проблемном объекте или нескольких проблемных объектах, в том числе в случаях, когда гражданину ранее оказывалась мера государственной поддержки, осуществляется участником долевого строительства самостоятельно.
Меры государственной поддержки могут предоставляться как непосредственно пострадавшему участнику долевого строительства, так и опосредованно через нового застройщика, нового застройщика-инвестора, что указывается в соглашении о завершении строительства проблемного объекта и удовлетворении прав требований пострадавших участников долевого строительства и (или) соглашении о реализации масштабного инвестиционного проекта, реализуемого новым застройщиком-инвестором, заключаемом между уполномоченным органом и новым застройщиком-инвестором.
Таким образом, исходя из приведенных норм права и установленных по делу обстоятельств, решение Министерства строительства Самарской области о возвращении без рассмотрения заявления Сандина Н.С. о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства по приведенным в нем основаниям является незаконным и необоснованным.
Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав административного истца, суд первой инстанции обоснованно возложил на административного ответчика обязанность заново рассмотреть заявление Сандина Н.С. от 19.04.2021 о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, не предрешая существа такого решения.
Доводы апелляционной жалобы законности принятого Министерством решения, обоснованные тем, что при режиме совместной собственности семья Сандиных Н.С. и Н.В. ранее получила меры государственной поддержки опосредованно через нового застройщика, основанием к отмене решения суда не являются и отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Представленным доказательствам судом дана надлежащая оценка, в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ. Выводы суда мотивированы и соответствуют материалам дела. Оснований для переоценки выводов суд первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Само по себе несогласие ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Таким образом судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 13 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: