Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1393/2024 ~ М-320/2024 от 05.02.2024

УИД 63RS0025-01-2024-000320-53

№2-1393/2024

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                

10 апреля 2024 года      г. Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

Председательствующего судьи Фоминой А.В.,

при помощнике судьи Пантелеевой Н.А.

с участием представителя истца по доверенности Солощевой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1393/2024 по иску Комитета по строительству и архитектуре г.о.Сызрань к Тамояну Т.У., Авдоян М.А. о сносе самовольной постройки,

у с т а н о в и л:

Истец Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о.Сызрань Самарской области /далее - Комитет/ обратился в суд с иском к ответчикам Тамояну Т.У., Авдоян М.А. о признании объекта незавершенного строительства – здание магазина, возведенного на земельном участке с КН № ***, площадью 1207 кв.м., по адресу Самарская область, г.Сызрань, <адрес>, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, магазины, обязании ответчиков устранить допущенные при строительстве объекта капитального строительства нарушения путем демонтажа наружных стен в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований истец указал, что ответчикам Тамояну Т.У., Авдоян М.А. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 63:08:0102039:449, площадью 1207 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г.Сызрань, <адрес>, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, магазины.

<дата> Комитетом выдано разрешение № *** на строительство здания магазина на земельном участке сроком до <дата>.

Для получения разрешения на строительство ответчиками была представлена утвержденная застройщиком проектная документация, разработанная ООО Проектное бюро «Перспектива», в соответствии с заданием на проектирование от <дата>.

Специалистами Комитета проведены выездные обследования возводимого объекта капитального строительства в границах земельного участка, по результатам которых выявлены нарушения при проведении общестроительных работ в ходе строительства здания магазина.

Разделом проекта «Объемно – планировочные и архитектурные решения» (001-23-АР лист 1) в п.12 «Общих данных» предусмотрено выполнение кладки наружных стен из керамзитобетонных блоков Мрз 50 на растворе М50.

Разделом проектной документации 001-23-ПОС «Проект организации строительства» (гл.III, IV, VIII) также предусмотрено, что стены выполняются из керамзитобетонных блоков.

Заданием на проектирование, утвержденным застройщиком <дата>, согласованным территориальным структурным подразделением органа исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения по месту нахождения объекта определены основные требования к конструктивному решению и материалам несущих конструкций, в том числе материал наружных стен – керамзитобетонные блоки.

Фактически возведение наружных стен первого этажа здания магазина выполняется из бывшего в употреблении силикатного кирпича, что не соответствует проектной документации, заданию на проектирование и является нарушением требований ГрК РФ, Закона №384-ФЗ, СП 70.13330.2012.

По мнению Комитета, допущены нарушения строительных норм и отступление от проекта, что влечет опасность для жизни и здоровья граждан. Выявленные специалистами Комитета нарушения строительных норм и правил являются существенными, неустранимыми на данной стадии строительства, не позволяют вести дальнейшее строительство и требуют разборки здания.

Возведение здания магазина не в соответствии с проектной документацией, из бывшего в употреблении силикатного кирпича нарушает требования строительных норм и правил, влечет функциональную непригодность объекта, следовательно, создает угрозу для жизни и здоровья граждан, поскольку влияет на устойчивость объекта, в связи с чем имеются все основания для сноса здания.

Истец полагает, что возведение спорного здания с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, являются достаточными основаниями для признания постройки самовольной и для ее сноса.

В соответствии с п. 4.23 Положения о Комитете по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань Самарской области, утвержденного постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области от <дата> № ***, Комитет уполномочен разрешать в судебном порядке вопросы нарушения законодательства в области градостроительства и иные вопросы в пределах компетенции.

В судебном заседании представитель истца КСиА Администрации г.о.Сызрань по доверенности Солощева М.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на вышеизложенные доводы.

В судебное заседание ответчики Тамоян Т.У., Авдоян М.А. не явились, о месте и времени судебного заседания извещались надлежащим образом, от получения судебных извещений уклонились. Часть 2 ст. 117 ГПК РФ устанавливает, что адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия. Таким образом, суд расценивает неполучение ответчиком судебной корреспонденции как уклонение от участия в судебном разбирательстве, ответчики об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, суд признает извещение ответчиков надлежащим и рассматривает дело на основании ст. 233, 234 ГПК РФ в порядке заочного производства.

В судебное заседание представитель третьего лица Администрации г.о. Сызрань не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом,

Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования обоснованными и подлежащие удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 2 ст. 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) строительство - это создание зданий строений и сооружений.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Частью 19 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрено, что разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа. Вместе с тем, с <дата> в связи с вступлением в силу Федерального закона от <дата> N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" утратили силу части 9 - 9.2 статьи 51 Градостроительного кодекса, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

В силу пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона от <дата> N 340-ФЗ) не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.

Частью 15 статьи 55 указанного кодекса предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 данного кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.

Правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу указанного выше федерального закона (<дата>) начаты строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до <дата> направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется (часть 5 статьи 16 Федерального закона от <дата> N 340-ФЗ).

Из содержания названных норм следует, что с <дата> строительство или реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства не требуют получения разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции (пункт 1.1 части 17 статьи 51, статья 51.1 Градостроительного кодекса; статья 17 Федерального закона от <дата> N 340-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

В соответствии с ч. 2 ст. 222 ГК РФ, самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Законодателем предоставлена возможность, в виде исключения до <дата>, в упрощенном порядке зарегистрировать право собственности на некоторые объекты недвижимости (часть 4 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"). Однако это обстоятельство не свидетельствует о том, что возведенная постройка не может быть признана самовольной в дальнейшем, так как государственная регистрация права не подменяет собой разрешение на строительство и не отменяет действие статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что Тамояну Т.У. и Авдоян М.А. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № ***, площадью 1207 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г.Сызрань, <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, магазины, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата> № ***.

<дата> Комитетом выдано разрешение № *** на строительство здания магазина на земельном участке сроком до <дата>.

Согласно ч.1.2 ст.52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией.

Как следует из материалов дела, для получения разрешения на строительство ответчиками была представлена утвержденная застройщиком проектная документация, разработанная ООО Проектное бюро «Перспектива», в соответствии с заданием на проектирование от <дата>.

Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона от <дата> №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 ст.6 этого Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от <дата> №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительство здания или сооружения должно осуществляться с применением строительных материалов и изделий, обеспечивающих соответствие здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона и проектной документации.

Частями 2 и 3 ст.34 Закона №384-ФЗ установлено, что строительные материалы и изделия должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Лицо, осуществляющее строительство здания или сооружения, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно осуществлять контроль за соответствием применяемых строительных материалов и изделий, в том числе строительных материалов, производимых на территории, на которой осуществляется строительство, требованиям проектной документации в течение всего процесса строительства.

В соответствии с п.3.6 «СП 70.13330.2012. Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП <дата>-87», утвержденная Приказом Госстроя от <дата> № ***/ГС конструкции, изделия и материалы, применяемые при возведении бетонных, железобетонных, бетонных с композитной полимерной арматурой, сталежелезобетонных, стальных, деревянных и каменных конструкций, должны отвечать требованиям соответствующих стандартов, сводов правил и рабочих чертежей. При возведении железобетонных, сталежелезобетонных, стальных конструкций применение изделий металлопроката, бывших в употреблении (эксплуатации), не допускается.

В соответствии с Заключением Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о.Сызрань по результатам обследования объекта капитального строительства в границах земельного участка с КН 63:08:0102039:449 от <дата>, при осмотрах объекта специалистами Комитета установлено, что в ходе строительства «Здания магазина», расположенного по <адрес>, выявлены нарушения при проведении общестроительных работ:

В разделе проекта «Объемно – планировочные и архитектурные решения» (001-23-АР лист 1) в п.12 «Общих данных» предусмотрено выполнение кладки наружных стен из керамзитобетонных блоков Мрз 50 на растворе М50.

Разделом проектной документации 001-23-ПОС «Проект организации строительства» (гл.III, IV, VIII) также предусмотрено, что стены выполняются из керамзитобетонных блоков.

Заданием на проектирование, утвержденным застройщиком <дата>, согласованным территориальным структурным подразделением органа исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения по месту нахождения объекта определены основные требования к конструктивному решению и материалам несущих конструкций, в том числе материал наружных стен – керамзитобетонные блоки.

Фактически возведение наружных стен первого этажа здания магазина выполняется из бывшего в употреблении силикатного кирпича, что не соответствует проектной документации, заданию на проектирование и является нарушением требований ГрК РФ, Закона №384-ФЗ, СП 70.13330.2012.

На основании вышеизложенного установлено, что строительство объекта капитального строительства – «Здание магазина» в границах земельного участка с КН 63:08:0102039:449, по адресу Самарская область, г.Сызрань, <адрес>, осуществляется не в соответствии с проектной документацией.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что ответчиками допущены нарушения строительных норм и отступление от проекта, что влечет опасность для жизни и здоровья граждан, выявленные специалистами Комитета нарушения строительных норм и правил, являются существенными, неустранимыми на данной стадии строительства, не позволяют вести дальнейшее строительство и требуют разборки здания, возведение здания магазина не в соответствии с проектной документацией, из бывшего в употреблении силикатного кирпича нарушает требования строительных норм и правил, влечет функциональную непригодность объекта, следовательно, создает угрозу для жизни и здоровья граждан, поскольку влияет на устойчивость объекта, возведение спорного здания с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, являются достаточными основаниями для признания постройки самовольной и для ее сноса, суд полагает, что исковые требования КСиА Администрации г.о.Сызрань являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Комитета по строительству и архитектуре г.о.Сызрань к Тамояну Т.У., Авдоян М.А. о сносе самовольной постройки - удовлетворить.

Признать самовольной постройкой объект незавершенного строительства – здание магазина, возведенный на земельном участке с КН № *** площадью 1207 кв.м., по адресу Самарская область, г.Сызрань, <адрес>, вид разрешенного использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства, магазины.

Обязать Тамояна Т.У., <дата> года рождения (паспорт серии № *** № ***, выдан <адрес> и <адрес>, <дата>) и Авдоян М.А., <дата> года рождения (паспорт серии № *** № ***, выдан <адрес> и <адрес>, <дата>) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные при строительстве объекта капитального строительства - здание магазина, возведенный на земельном участке с КН № ***, площадью 1207 кв.м., по адресу Самарская область, г.Сызрань, <адрес>, вид разрешенного использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства, магазины, нарушения путем демонтажа наружных стен.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

    Судья                              Фомина А.В.

Мотивированное решение суда изготовлено 17 апреля 2024 года

    Судья                              Фомина А.В.

2-1393/2024 ~ М-320/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань
Ответчики
Тамоян Титал Усуфович
Авдоян Маринэ Айлазовна
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Фомина А.В.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
05.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.02.2024Передача материалов судье
12.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.03.2024Предварительное судебное заседание
22.03.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.04.2024Предварительное судебное заседание
10.04.2024Предварительное судебное заседание
10.04.2024Судебное заседание
17.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
13.05.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
14.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2024Регистрация заявления об отмене заочного решения
03.06.2024Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
10.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее