Дело № 2-1226/2023 УИД03RS0049-01-2023-001316-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Агидель РБ 23 октября 2023 года
Краснокамский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Глимьянова Р.Р.,
при секретаре Газиевой З.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения к Петровой Е.А. о взыскании адресной социальной помощи на основании социального контракта,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Республиканский центр социальной поддержки населения (далее ГКУ РЦСПН) обратилось с исковым заявлением к Петровой Е.А. о взыскании адресной социальной помощи на основании социального контракта, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Положением о порядке предоставления отдельным категориям малоимущих граждан адресной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденным Постановлением Правительства РБ № 264 от 16.06.2014 года (далее – Положения), между ответчиком и филиалом ГКУ РЦСПН по г. Нефтекамску был заключен социальный контракт № по реализации мероприятия «осуществление предпринимательской деятельности» (далее – социальный контракт), сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1.4 Положения, адресная социальная помощь на основании социального контракта (далее – АСПК) предоставляется в целях реализации, предусмотренных программой социальной адаптации, прилагаемой к социальному контракту, в данном случае для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. В соответствии с п. 3.1 социального контракта, размер АСПК, предоставленного Петровой Е.А., составил 250 000 рублей. В соответствии с п. 5.1 Положения, социальный контракт с получателем АСПК расторгается досрочно в случае непредставление получателем АСПК отчета либо его представление с нарушением сроков, кроме случаев, предусмотренных пунктом 5.3 Положения. В ходе анализа программы о выполнении программы социальной адаптации было установлено, что ответчик при сдаче отчета за февраль 2022 года в отчете указала расходы, но при этом не представила подтверждающие кассовые чеки о приобретении оборудования. Филиалом ответчику были направлены уведомления о необходимости предоставления подтверждающих документов, которые были оставлены без удовлетворения. Кроме этого, ответчик не предоставил отчет об исполнении программы социальной адаптации за сентябрь 2022 года, а в последующем она перестала выходить на связь с работниками филиалом ГКУ РЦСПН по г. Нефтекамску. В соответствии с п.п. «а» п. 5.1 Положения, в случае невыполнения получателем АСПК обязательств, предусмотренных заключённым социальным контрактом, без уважительных причин, социальный контракт с получателем АСПК расторгается досрочно. ДД.ММ.ГГГГ социальный контракт с ответчиком был расторгнут досрочно. Ответчику было направлено уведомление о расторжении социального контракта и о необходимости возместить полученную сумму АСПК в размере 250 000 рублей до ДД.ММ.ГГГГ, которое было оставлено без внимания. Истец просит взыскать с Петровой Е.А. адресную социальную помощь на основании социального контракта в размере 250 000 рублей и уплаченную государственную пошлину в размере 5 700 рублей.
В судебное заседание представитель истца не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, от него поступило заявление о рассмотрении дела без его участия, просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В соответствии с пунктами 63, 67 и 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом, необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи, с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Судебная повестка на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ были направлены ответчику по адресам, указанным в представленной информации УФМС, которые возвращены в суд по истечении срока хранения. Доказательств фактического проживания Петровой Е.А. по другому адресу, в частности, наличия временной регистрации по месту пребывания, при рассмотрении настоящего дела, ответчиком не представлено. При заключении социального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик указал адрес жительства <адрес>. Официального уведомления истцу или суду о необходимости её извещения не по месту регистрации, а по иному адресу, от ответчика не поступало.
В связи с изложенным суд считает, что ответчик Петрова Е.А. надлежащим образом извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела, какие либо ходатайства об отложении рассмотрении дела, от неё не поступали.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (часть 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 № 178-ФЗ).
В статье 1 Федерального закона от 17 июля 1999 № 178-ФЗ раскрывается понятие социального контракта. Так социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 8.1 указанного Федерального закона к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относится осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
Как следует из части 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 11 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.06.2014 года № 264 утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям малоимущих граждан адресной социальной помощи на основании социального контракта (далее – Положение).
Согласно п. 1.4 Положения, адресная социальная помощь на основании социального контракта (далее – АСПК) предоставляется в целях реализации предусмотренных программой социальной адаптации, прилагаемой к социальному контракту, следующих мероприятий:
1) поиск работы;
2) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
3) ведение личного подсобного хозяйства;
4) иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Согласно п. 2.1.2 Положения, на реализацию мероприятия, указанного в подпункте 2 пункта 1.4 настоящего Положения, предоставляются: единовременная денежная выплата - в размере сметы затрат на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, но не более 350 тыс. рублей на одного предпринимателя или самозанятого гражданина для ведения предпринимательской деятельности (в том числе для закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест, для возмещения расходов, связанных с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, - в размере фактически понесенных расходов, но не более 5 процентов суммы, выделенной гражданину в рамках социального контракта, при условии соблюдения требований федеральных законов «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»).
ДД.ММ.ГГГГ между филиалом ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Нефтекамску РБ (далее – Филиал ГКУ РЦСПН) и Петровой Е.А. был заключен социальный контракт № на реализацию мероприятия «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности».
Согласно п. 3.1 социального контракта, размер единовременной денежной выплаты в рамках АСПК, предоставленного Петровой Е.А., составил 250 000 рублей.
На основании представленных истцом документов, ответчик, как получатель АСПК, должна была реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, а именно осуществлять предпринимательскую деятельность по производству и ремонту одежды и текстильных изделий.
Согласно п. 2.4 социального контракта, получатель АСПК обязуется: в период действия контракта ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в центр занятости населения отчет об исполнении программы социальной адаптации и о расходовании полученных денежных средств; …...
В соответствии с п. 5.1 Положения, социальный контракт расторгается с получателем АСПК досрочно и оказание АСПК в виде денежных выплат и (или) возмещения расходов прекращается:
1) по инициативе филиала ГКУ РЦСПН в следующих случаях:
а) невыполнение получателем АСПК (членом(-ами) его семьи) условий социального контракта и (или) программы социальной адаптации, в том числе при выявлении факта нецелевого использования денежных средств, полученных в соответствии с условиями социального контракта;
б) представление получателем АСПК в отчете недостоверной информации о ходе выполнения программы социальной адаптации и о расходовании предоставленных денежных средств;
в) непредставление получателем АСПК отчета либо его представление с нарушением сроков, кроме случаев, предусмотренных пунктом 5.3 настоящего Положения; …….
Получатель АСПК обязан известить филиал ГКУ РЦСПН, с которым был заключен социальный контракт, о наступлении указанных в настоящем пункте обстоятельств, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «д» подпункта 1 настоящего пункта, в течение 2 недель со дня наступления таких обстоятельств.
В соответствии с п. 5.4 Положения, социальный контракт в случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 5.1 настоящего Положения, расторгается филиалом ГКУ РЦСПН в одностороннем порядке в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем, когда стало известно о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение оказания АСПК.
В соответствии с п. 5.5 Положения, при расторжении социального контракта в случаях, предусмотренных подпунктами «а» - «г», «е» подпункта 1, подпунктом «а», подпункта 2 пункта 5.1 настоящего Положения, произведенные в период действия социального контракта денежные выплаты, указанные в абзацах третьем – пятом пункта 2.1.1, пунктах 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 настоящего Положения, подлежат возмещению получателем АСПК в бюджет Республики Башкортостан в добровольном порядке, а в случае отказа от добровольного возмещения выплаченных средств взыскиваются с заявителя и (или) члена(-ов) его семьи в судебном порядке.
В соответствии с п. 4.5 Положения, получатель АСПК не реже 1 раза в месяц, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет куратору отчет об исполнении программы социальной адаптации и о расходовании предоставленных денежных средств по форме, утвержденной Министерством семьи и труда РБ.
Отчет представляется с приложением документов, подтверждающих исполнение мероприятий программы социальной адаптации и целевое расходование бюджетных средств (оплаченные счета; кассовые и (или) товарные чеки; приходно-расходные ордеры; акты о передаче денежных средств; платежные поручения с пометкой исполнено; договоры купли-продажи, оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке; иные документы, подтверждающие расходы, связанные с удовлетворением текущих потребностей в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, лечением, прохождением профилактического медицинского осмотра, ведением здорового образа жизни, а также обеспечением потребности семьи в товарах и услугах дошкольного и школьного образования).
Судом установлено, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик предоставил истцу отчет об исполнении программы социальной адаптации и о расходовании предоставленных в соответствии с социальным контрактом денежных средств, отчет принят ДД.ММ.ГГГГ.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отчет представлен ДД.ММ.ГГГГ.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отчет представлен ДД.ММ.ГГГГ.
При сдаче отчета за февраль месяц 2022 года ответчик указала в отчете расходы, но при этом не представила кассовые чеки о приобретении оборудования. Ответчику было направлено уведомление об устранении нарушения до ДД.ММ.ГГГГ, которое было оставлено без внимания.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отчет предоставлен ДД.ММ.ГГГГ.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отчет предоставлен ДД.ММ.ГГГГ.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отчет предоставлен ДД.ММ.ГГГГ.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отчет предоставлен ДД.ММ.ГГГГ.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отчет предоставлен ДД.ММ.ГГГГ.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отчет предоставлен ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем ответчик перестала предоставлять отчеты об исполнении программы социальной адаптации и о расходовании предоставленных в соответствии с социальным контрактом денежных средств.
Согласно акта о посещении индивидуального предпринимателя (самозанятого) Петровой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Петрова не осуществляет предпринимательскую деятельность с марта месяца 2022 года, ателье закрыто.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 10 ФЗ № 178 от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи», орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Закона РБ № 50-з от 04.02.200 года, орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание адресной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных Правительством Республики Башкортостан.
Решением филиала ГКУ РЦСПН по г. Нефтекамску РБ от ДД.ММ.ГГГГ социальный контракт, заключенный с Петровой Е.А., с целью осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, расторгнут в соответствии абзацем «а» п.п. 1 п. 5.1 Положения - невыполнение получателем АСПК условий социального контракта и (или) программы социальной адаптации.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено уведомление о расторжении социального контракта и необходимости возмещения сумму полученной АСПК в размере 250 000 рублей сроком до ДД.ММ.ГГГГ, которое оставлено ответчиком без внимания.
Статьями 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии со ст. 56, 57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии с п. 5.3 Положения, в случае установления филиалом ГКУ РЦСПН фактов невыполнения получателем АСПК программы социальной адаптации и условий социального контракта по уважительным причинам действие социального контракта продлевается на срок, указанный в пункте 2.4 настоящего Положения, либо прекращается.
Ответчик не представил суду доказательств, подтверждающие факты невыполнения получателем АСПК программы социальной адаптации и условий социального контракта по уважительным причинам, в связи с чем суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, требования истца о взыскании с ответчика судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины в размере 5 700,00 рублей, также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 196-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения к Петровой Е.А. о взыскании адресной социальной помощи на основании социального контракта - удовлетворить.
Взыскать с Петровой Е.А. , <данные изъяты>, в пользу государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения адресную социальную помощь на основании социального контракта в размере 250 000,00 рублей и уплаченную государственную пошлину в размере 5 700,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Краснокамский межрайонный суд РБ в течение месяца со дня оглашения.
Председательствующий: подпись
Копия верна
Судья Р.Р. Глимьянов