Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-310/2024 ~ М-207/2024 от 04.03.2024

Дело №2-310/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 апреля 2024 года                                                                                          г. Карасук

    Карасукский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи                                                       Недобор С.Н.

с участием истца – помощника прокурора                                    Русаковой Е.В.,

при секретаре                                                                                    Кузменко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карасукского района Новосибирской области в интересах Степанова Евгения Владиславовича к Администрации Карасукского района Новосибирской области об обязании предоставить вне очереди благоустроенное изолированное жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Карасукского района Новосибирской области в интересах Степанова Е.В.

обратился в суд с иском к Администрации Карасукского района Новосибирской области об обязании предоставить вне очереди благоустроенное изолированное жилое помещение по договору социального найма, в обоснование требований указав, что прокуратурой Карасукского района в связи с поступившим обращением Степановой О.А. проведена проверка соблюдения администрацией Карасукского района Новосибирской области жилищных прав заявителя и её сына Степанова Е.В.В ходе проверки установлено, что Степанов Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления администрации Карасукского района Новосибирской области от 26.06.2023 №1857-п состоит в данном органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и на основании постановления от 27.11.2023 № 3640-п включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, в связи с тем, что страдает тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Прокурорской проверкой установлено, что Степанов Е.В. является инвалидом 2 группы, инвалидность имеет с детства. С 28.03.2023 инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2021 № 0982582 от 24.03.2023. Согласно памятке ГБУЗ НСО ГНКПБ № 3 от 19.10.2023 Степанов Е.В. имеет психическое заболевание с шифром <данные изъяты>. Состоит на учете у врача- психиатра ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» с диагнозом: «<данные изъяты>», что подтверждается справкой от 13.11.2023.Собственного жилья Степанов Е.В. не имеет, проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое на основании постановления администрации Карасукского района Новосибирской области от 06.06.2022 № 1436-п признанном непригодным для проживания. В данном доме зарегистрированы и проживают, помимо Степанова Е.В., иные лица - 10 ДД.ММ.ГГГГ г.р., и 11 ДД.ММ.ГГГГ (собственник жилого помещения).Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 № 987н хроническое (затяжное) психическое расстройство с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (код <данные изъяты>) включено в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 № 991н данное заболевание включено в перечень заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь.11.08.2022 Степанов Е.В. признан малоимущим. На основании решения Карасукского районного суда от 17.04.2023 по гражданскому делу № 2-242/2023, в соответствии с постановлением администрации Карасукского района Новосибирской области от 26.06.2023 № 1857-п, гражданин принят на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Постановлением администрации от 27.11.2023 № 3640-п Степанов Е.В. включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, однако, до настоящего времени жильём так и не обеспечен. В связи с не предоставлением Степанову Е.В. жилого помещения по договору социального найма вне очереди, 22.12.2023 прокурором района главе Карасукского района Новосибирской области внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которое рассмотрено 24.01.2024.Согласно ответу органа местного самоуправления жильё Степанову Е.В. не было представлено по причине отсутствия в муниципальной собственности свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда соответствующей площади, а также в виду отсутствия в бюджете города Карасука средств на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Однако, как следует из правовой позиции, изложенной в пункте 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления. При этом дополнительных условий реализации прав на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит, соответственно, указанные граждане не могут быть лишены права на обеспечение жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, в силу требований норм закона Степанов Е.В. подлежит обеспечению жилым помещением вне очереди.

Прокурор Карасукского района Новосибирской области на основании ст. 40 Конституции Российской Федерации, ч.ч.1,2,5 ст.57, ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 №434-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области», приказу Минздрава России от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" просит обязать администрацию Карасукского района Новосибирской области предоставить Степанову Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное изолированное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым благоустроенным помещениям, расположенное в черте города Карасука Карасукского района Новосибирской области, площадью в размере не ниже установленной в городе Карасуке нормы, с учетом права Степанова Е.В. на дополнительную площадь.

Помощник прокурора Карасукского района Новосибирской области Русакова Е.В. в судебном заседании поддержала уточенные исковые требования, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Карасукского района Новосибирской области Юкляева М.Г. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия. В письменных возражениях указала, что Администрация Карасукского района Новосибирской области не согласна с требованиями искового заявления по следующим основаниям. Степанов Е.В. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, постановлением администрации Карасукского района Новосибирской области от 26.06.2023    №1857-п. На основании постановления от 27.11.2023 №3640-п включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, в связи с тем, что страдает тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации,

Часть 3 ст.17 Закона о социальной защите инвалидов гласит: инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне (п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ). При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в абзаце 2 пункта 2.2 Определения от 17.12.2009 года №1563-0- О, содержащиеся в п.3 ч,2 ст. 57 ЖК РФ условия о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. Аналогичная позиция содержится в обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации №1 (2016 года) Определение №310-КГ15-8772. Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социальной: обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власть субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно письму Министерства Финансов Российской Федерации от 06.10.2014 года №08-04-06/3400. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов и семей, вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральным: законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя и системного анализа положений федерального законодательства, расходным обязательствами субъектов Российской Федерации. Положениями статей 14,50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления

в Российской Федерации» (далее -Закон №131- ФЗ), а также положениями ст.14,19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда. При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст.135 - 138 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее БК РФ), п.5 ч.1 ст.55, ст.60 и 61 Закона № 131-ФЗ. Содержащееся в п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. В силу ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ). Обеспечение жилыми помещениями инвалидов семей, имеющих детей- инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, данная правовая позиция сформирована в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016 г. Администрации Карасукского района не выделялись финансовые средства из бюджета субъекта на обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Министерства строительства Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил о рассмотрении в его отсутствии. В письменном возражении указал, что статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления по месту постоянной регистрации до 01.01.2005.В соответствии с Законом Новосибирской области от 24.11.2014 № 490-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области. Согласно подпункту 5 пункта 3 постановления администрации Новосибирской области от 26.12.2008 N 363-па «О мерах государственной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в Новосибирской области» министерство формирует сводный список по Новосибирской области инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 (далее - сводный список). Сводный список позволяет иметь сведения о гражданах, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечить эффективное и рациональное использование финансовых средств (субвенций), выделяемых из федерального и областного бюджета Новосибирской области для предоставления гражданину единовременной денежной выплаты (субвенции) на строительство или приобретение жилых помещений в собственность. По состоянию на 01.03.2024 в сводном списке, формируемом министерством строительства Новосибирской области ежемесячно согласно сведениям, предоставляемым администрациями муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, данные Степанова Е.В., как инвалида, вставшего на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005, отсутствуют. Инвалиды, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту постоянной регистрации после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения инвалидам могут предоставляться органами местного самоуправления по договорам социального найма. Ввиду того, что Степанов Е.В. стоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации Карасукского района с июня 2023 года, правовых оснований у Министерства для включения его в сводный список по Новосибирской области не имеется. Степанов Е.В. может быть обеспечен жилым помещением по договору социального найма администрацией Карасукского района Новосибирской области.

Суд, выслушав истца - помощника прокурора Карасукского района Новосибирской области, изучив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В соответствии с п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 № 987н, к числу которых относятся заболевания с кодами F20-F29: «Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями».

Согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Перечень заболеваний, дающий инвалидам, страдающий ими, право на дополнительную жилую площадь утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 №991н. К числу заболеваний, включенных в данный перечень, относятся заболевания с кодами <данные изъяты>: «<данные изъяты>».

В соответствии с ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства /в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 №434-03 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п.7 ч.1 ст.29 Устава городского поселения города Карасука Карасукского муниципального района Р1овосибирской области, принятого Решением сессии Совета депутатов муниципального образования города Карасука Карасукского района Новосибирской области от 20.12.2006 (далее - Устав города Карасука), к полномочиям администрации города Карасука по решению вопросов местного значения относятся, в том числе обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.4 Устава города Карасука исполнение полномочий исполнительно - распорядительного органа (администрации) города Карасука Карасукского района Новосибирской области возлагается на администрацию Карасукского района Новосибирской области.

На основании ч.2 ст.24 Устава Карасукского муниципального района Новосибирской области, принятого Решением двенадцатой сессии Совета депутатов Карасукского района Новосибирской области №127 от 31.05.2012, администрация Карасукского района Новосибирской области исполняет все полномочия администрации города Карасука Карасукского района Новосибирской области, предусмотренные федеральными законами, законами Новосибирской области, Уставом города Карасука Карасукского района Новосибирской области, иными муниципальными правовыми актами в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии п.1 Решения шестнадцатой сессии третьего созыва Совета депутатов муниципального образования города Карасука Новосибирской области от 30.11.2005 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей жилой площади на человека.

Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 №987н хроническое (затяжное) психическое расстройство с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (код F20.0) включено в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 №991н данное заболевание включено в перечень заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь.

Как следует из правовой позиции, изложенной в пункте 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления. При этом дополнительных условий реализации прав на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит, соответственно, указанные граждане не могут быть лишены права на обеспечение жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п."ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу п.6 ст.33 Федерального закона от 21.12.2021 №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации в соответствии с компетенцией субъекта Российской Федерации и в пределах своих полномочий, установленных конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, в том числе: осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан.

Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).

Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.14,50) (далее - Закон №131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст.14,19) (далее - ЖК РФ) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст.135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, п.5 ч.1 ст.55, ст.60 и 61 Закона №131-ФЗ).

Содержащееся в п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

В силу ч. 3 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч.3 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации. При этом орган местного самоуправления при осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения может обратиться за предоставлением межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в целях реализации прав граждан, страдающих психическим заболеванием на внеочередное предоставление жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что в прокуратуру Карасукского района Новосибирской области из прокуратуры Новосибирской области направлено заявление 10 с просьбой об оказании содействия в предоставлении жилья её сыну Степанову Е.В., так как жилье, в котором проживает сын, опасно для здоровья и жизни, у сына имеется основание для получения жилого помещения по ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с инвалидностью II группы бессрочно в форме хронического заболевания, при котором совместное проживание в одной квартире с ним невозможно. Жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания. Другого жилого помещения не имеют, финансовых средств для приобретения жилого помещения не имеют.

Согласно справке от 28.09.2023 №11599, выданной Администрацией Карасукского района Новосибирской области, 10 и её семья в составе сына Степанова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 26.06.2023. По состоянию на 26.09.2023 состоят под порядковым номером 748.

Из ответа Администрации Карасукского района Новосибирской области на устное обращение 10 следует, что она и её несовершеннолетний сын Степанов Е.В. были зарегистрированы в жилом помещении, находящимся по адресу: <адрес>. Данный дом принадлежит матери 1011 которая также зарегистрирована по данному адресу. Дом признан непригодным для проживания. Согласно выписке из ЕГРН за 11 в период с 28.05.2018 по 24.12.2021 был учтен объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 44,9 кв.м. Таким образом, до отчуждения данного помещения семья была обеспечена жилым помещением общей площадью на одного члена семьи более учетной нормы. Решением жилищной комиссии от 23.06.2023 10 и Степанов Е.В. приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Порядковый номер в очереди 758 на сегодняшний день.

Из учетного дела в отношении 10 следует, что 07.09.2022 10 обратилась с заявлением к Главе Карасукского района о принятии её и её сына Степанова Е.В. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениям, предоставляемых по договору социального найма.

Согласно заявлению-декларации о лицах, зарегистрированных по месту жительства по адресу: <адрес>: 10., дата регистрации 11.04.2003; Степанов Е.В. дата регистрации 06.05.2005; 11 дата регистрации 12.10.1987 г.

Согласно справке от 11.08.2022 Администрации Карасукского района Новосибирской области Степанов Е.В. признан малоимущим на основании постановления Администрации Карасукского района Новосибирской области от 09.08.2022 №2049-п.

Согласно справке от 11.08.2022 Администрации Карасукского района Новосибирской области 10 признана малоимущей на основании постановления Администрации Карасукского района Новосибирской области от 09.08.2022 №2049-п.

Из выписки из ЕГРН следует, что жилое помещение и земельный участок по адресу: <адрес> принадлежал 11 на основании договора дарения от 18.05.2018, прекращение права 24.12.2021.

В отношении Степанова Е.В. и 10 отсутствуют сведения о наличии недвижимого имущества в ЕГРН, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений.

В соответствии с постановлением Администрации Карасукского района Новосибирской области от 06.06.2022 №1436-п «О признании жилого помещения непригодным для проживания» жилое помещение по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания.

Из постановления Администрации Карасукского района Новосибирской области от 07.10.2022 №2687-п «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» следует, что 10 и её семье в составе: сын Степанов Е.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что не истек предусмотренных статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок.

Из ответа на заявление 10 Администрация Карасукского района Новосибирской области №7791 от 11.10.2022 следует, что она и её семья зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Дом признан непригодным для проживания. Собственником дома является мать 1011 Согласно выписке из ЕГРН за 11 в период с 28.05.2018 по 24.12.2021 был учтен объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 44,9 кв.м. В соответствии со ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации 10 отказано в принятии её семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Из решения Карасукского районного суда Новосибирской области от 17.04.2023 следует, что исковые требования 10 действующей в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего сына Степанова Е.В., удовлетворены. Признано незаконным постановление Администрации Карасукского района Новосибирской области от 07.10.2022 №2687-п «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Признано за 10 и её несовершеннолетним сыном Степановым Е.В. право на обеспечение жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма.

В соответствии с постановлением Администрации Карасукского района Новосибирской области от 26.06.2023 №1857-п «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» 10 и её семья в составе сына Степанова Е.В., признанных малоимущими постановлением Администрации Карасукского района Новосибирской области от 09.08.2022 №2049-п «О признании граждан малоимущими» приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Отменено постановление Администрации Карасукского района Новосибирской области от 07.10.2022 №2687-п «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

10 Администрацией Карасукского района Новосибирской области 28.06.2023 направлено уведомление о принятии не учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

09.11.2023 Степанов Е.В. обратился к Главе Карасукского района с заявлением о включении его в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, предоставил справку о наличии хронического заболевания.

Из справки от 13.11.2023, выданной ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ», следует, что Степанов Е.В. состоит на учете у врача-психиатра с DS: <данные изъяты>. 19 октября 2023 г. Степанов Е.В. выписан из ГБУЗ Новосибирской области «Новосибирская психиатрическая больница №3».

Из постановления Администрации Карасукского района Новосибирской области от 27.11.2023 №3640-п «О включении в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений» Степанов Е.В. включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, в связи с тем, что страдает тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне. Степанов Е.В. об этом уведомлён письменно.

22.12.2023 прокурором Карасукского района Новосибирской области в адрес Главы Карасукского района Новосибирской области внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, Степанов Е.В. имеет хроническое заболевание, включённое в перечень заболеваний, предусмотренных Приказом №987п, в связи с тем, что постановлением Администрации Карасукского района Новосибирской области от 27.11.2023 №3640-п он включён в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений. По состоянию на 22.12.2023 10 и Степанов Е.В. жилым помещением, в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации так и не обеспечены, чем нарушены жилищные права заявителя, а также её сына, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

В ответ на представление указано, что жилое помещение Степанову Е.В. должно быть предоставлено общей площадью не менее 15 и не более 30 кв.м. С момента постановки Степанова Е.В. на учет и до настоящего времени жилые помещения муниципального жилищного фонда социального использования, соответствующие предъявляемым требованиям, не освобождались. В бюджете города Карасука средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, отсутствуют. Средства из областного и федерального бюджетов на указанные цели не поступали. Таким образом, обеспечить жилым помещением Степанова Е.В., состоящим на учете, не представляется возможным в связи с отсутствием свободных жилых помещений.

31 января 2024 года Степанов Е.В. обратился с заявлением к прокурору Карасукского района Новосибирской области с просьбой обращения в суд в его интересах с исковым заявлением о понуждении органа местного самоуправления обеспечить его жильем.

Норма представления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей жилой площади на человека, что следует из решения шестнадцатой сессии третьего созыва Совета депутатов муниципального образования города Карасука Новосибирской области от 30.11.2005 «Об утверждении нормы представления жилой площади».

Таким образом, судом установлено, что Степанов Е.В. в силу закона имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, как лицо, страдающее хроническим заболеванием с учетом права на дополнительную площадь. Степанов Е.В. состоит на учете, однако жилое помещение Степанову Е.В. на протяжении длительного времени не предоставляется. Жилое помещение должно быть предоставлено ответчиком. Отсутствие жилых помещений, денежных средств не являются освобождением органа местного самоуправления (ответчика) от исполнения обязанности по предоставлению жилого помещения, предусмотренной законом. Решение финансового вопроса, в том числе обращение, либо отсутствие обращения органа местного самоуправления за предоставлением межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в целях реализации прав граждан, страдающих психическим заболеванием на внеочередное предоставление жилого помещения, на право Степанова Е.В. на предоставление ему соответствующего жилого помещения вне очереди, не влияет.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования либо возражения.

Истцом представлены доказательства правомерности заявленных требований, ответчиком доводов, свидетельствующих об освобождении органа местного самоуправления от обязанности предоставления истцу жилого помещения вне очереди, а также об отсутствии права у Степанова Е.В. на такое предоставление, суду не предоставлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Карасукского района Новосибирской области (ИНН 5406010055) в интересах Степанова Евгения Владиславовича (паспорт: серия , выдан ГУ МВД России по Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ) удовлетворить.

Обязать Администрацию Карасукского района Новосибирской области предоставить Степанову Евгению Владиславовичу вне очереди благоустроенное изолированное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым благоустроенным помещениям, расположенное в черте города Карасука Карасукского района Новосибирской области, площадью в размере не ниже установленной в городе Карасуке нормы, с учетом права Степанова Евгения Владиславовича на дополнительную площадь.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Карасукский районный суд Новосибирской области.

Решение в окончательной форме принято 10 апреля 2024 года.

СУДЬЯ: подпись

Решение не вступило в законную силу.

Подлинное решение вшито в материалы гражданского дела №2-310/2024, которое находится в производстве Карасукского районного суда Новосибирской области

2-310/2024 ~ М-207/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Карасукского района Новосибирской области
Степанов Евгений Владиславович
Ответчики
Администрация Карасукского района Новосибирской области
Другие
Министерство строительства Новосибирской области
Суд
Карасукский районный суд Новосибирской области
Судья
Недобор Светлана Николаевна
Дело на сайте суда
karasuksky--nsk.sudrf.ru
04.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2024Передача материалов судье
05.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2024Подготовка дела (собеседование)
21.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2024Судебное заседание
10.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2024Дело оформлено
21.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее