№ 2 –1211/2024
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
22 апреля 2024 года г. Тамбов
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
судьи Карпухиной Ю.А.,
при секретаре Алексеевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой Л.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Макарова Л.И. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области (далее – ОСФР по Тамбовской области) о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы, взыскании судебных расходов.
В обоснование исковых требований указано, что 12.09.2023 Макарова Л.И. обратилась в ОСФР по Тамбовской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Тамбовской области от 25.09.2023 *** Макаровой Л.И. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в том числе во включении в специальный стаж периода работы с 01.11.1999 по 12.09.2000 в должности медицинской сестры палатной отделения патологии новорожденных и недоношенных детей стационара ТМО № 2 больницы имени Архиепископа Луки, так как данное учреждение не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, а также сведениями индивидуального (персонифицированного) учета не подтверждена работа в связи с осуществлением медицинской деятельности.
С данным решением ОСФР по Тамбовской области Макарова Л.И. не согласна, поскольку по характеру и роду деятельности оказываемых медицинских услуг населению ТМО № 2 полностью соответствует больнице, которая предусмотрена Списком должностей, работа в которых засчитывается в специальный страховой стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, действующим в спорные периоды. Период работы с 26.01.1993 по 31.10.1999, предшествующий спорному периоду, и период с 13.09.2000 по 31.08.2002, следующий за спорным периодом, включены ответчиком в добровольном порядке в специальный стаж истца. В указанные периоды характер трудовой деятельности истца не менялся.
Сам по себе факт отсутствия сведений персонифицированного учета данных о коде льготно профессии не может нарушать пенсионные права истца, обусловленные неверным отражением данных работодателем.
Просит суд обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период работы с 01.11.1999 по 12.09.2000 в должности медицинской сестры палатной отделения патологии новорожденных и недоношенных детей стационара ТМО № 2, а также взыскать с ответчика судебные расходы в размере 20300 руб., из которых 20000 руб. – расходы на оплату услуг представителя, 300 руб. – расходы на оплату государственной пошлины.
Истец Макарова Л.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Попова Е.Г. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что Макарова Л.И. весь период своей трудовой деятельности с 1993 года по 2018 года работала у одного и того же работодателя. Трудовая функция истца в период работы в ТМО не менялась, она продолжала осуществлять лечебную деятельность в должности медицинской сестры палатной отделения патологи новорожденных и недоношенных детей. Фактически ТМО №2 являлось многопрофильной больницей. При переименовании ТМО в больницу № 2 профиль учреждения не изменился, как и характер трудовой деятельности Макаровой Л.И.. Согласно Уставу ТМО № 2, целью создания ТМО № 2 является организация и оказание медицинской помощи населению. После переименования лечебного учреждения в ТМО ее должностные обязанности остались неизменными.
Представитель ответчика ОФСР по Тамбовской области по доверенности Чербаева Ж.П. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письме ОСФР по Тамбовской области от 25.09.2023 ***, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица ТОГБУЗ «Городская клиническая больница имени Архиепископа Луки г. Тамбова» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил письменные пояснения по делу, в которых указано, что в характер и род деятельности оказываемых медицинских услуг населению в ТМО № 2 полностью соответствует городской больнице, которая предусмотрена Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1066. Весь период работы Макаровой Л.И. в городской больнице, названия которой менялись в процессе реорганизации, никаких изменений в условиях и характере ее деятельности не имелось.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и пенсионное дело истца, считает, что исковые требования Макаровой Л.И. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан. Согласно ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.
Статья 19Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
Согласно ст.8 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Судом установлено, что согласно записям в трудовой книжке истец Макарова Л.И. 26.01.1993 была принята в Территориальное медицинское объединение № 2 г. Тамбова на должность медсестры детского отделения недоношенных детей.
Указанный факт подтверждается трудовой книжкой Макаровой Л.И. (л.д. 18-22), которая в силу положений ст.66 Трудового кодекса РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Решением ОСФР по Тамбовской области от 25.09.2023 *** Макаровой Л.И. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в том числе во включении в специальный стаж периода работы с 01.11.1999 по 12.09.2000 в должности медицинской сестры палатной отделения патологии новорожденных и недоношенных детей стационара ТМО № 2 больницы имени Архиепископа Луки, так как данное учреждение не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, а также сведениями индивидуального (персонифицированного) учета не подтверждена работа в связи с осуществлением медицинской деятельности.
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 на период действия до 01.11.1999 года, и Список должностей и учреждений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 на период действия с 01.01.2002 по настоящее время предусматривают возможность включения в специальный медицинский стаж время работы в ТМО.
Порядок включения в специальный стаж периодов работы в лечебно- профилактических структурных подразделениях ТМО в соответствии с Постановлением Совмина РСФСР N 464 предусмотрен в 2001 году (Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 14.05.2001 г. N38), т.е. в то время, когда Постановление Совмина РСФСР N 464 утратило силу и действовало Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066, утверждающее другой Список должностей и учреждений.
В период с 01.11.1999 по 31.12.2001 имеется пробел в правовом регулировании. На этот период приходится время работы истца с 01.11.1999 по 12.09.2000 в ТМО № 2 г.Тамбова, подлежащий включению в специальный трудовой стаж истца, дающий право па досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, по аналогии закона, руководствуясь следующим.
В соответствии с п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012г.N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781, в перечне должностей и учреждений указаны должности "фельдшер", "медицинская сестра" и учреждения "больницы всех наименований", "поликлиники всех наименований", "станции: скорой медицинской помощи".
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную работу по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитывается в стаж работы в календарном порядке, за некоторым исключением.
По смыслу ст. ст. 8 (ч.2), 19 (ч. 1, 2), 35 (ч.1), 37 (ч.1, 3), 39 (ч.1, 2) и 55 (ч.3) Конституции Российской Федерации, форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Постановлением Министерства труда РФ от 14 мая 2001 года N 38, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 20 июня 2001 года, регистрационный номер 2755, установлено, что работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений (ТМО) включается в стаж за выслугу лет, дающую право на досрочную трудовую пенсию.
Установлено, что в период работы истца имело место реорганизация лечебного учреждения.
Так, в соответствии с приказом Облздравотдела № 12 от 24.01.1992 «О переводе учреждений здравоохранения области на новый хозяйственный механизм» городская больница № 2 переименована в территориальное медицинское объединение № 2.
ТМО № 2 г. Тамбова переименовано в территориальное медицинское объединение № 2 больницу им. Архиепископа Луки на основании Постановления мэрии г. Тамбова № 1360 от 12.07.1994.
Постановлением Мэра г. Тамбова № 2874 от 14.06.2000 «О переименовании ТМО № 2» территориальное медицинское объединение № 2 переименовано в муниципальное учреждение «Больница имени архиепископа Луки».
Согласно Уставу профиль деятельности лечебного учреждения до и после реорганизации и переименования не изменялся.
Данные обстоятельства подтверждаются Уставом ТМО № 2 от 12.10.1993 (л.д. 29-34), Уставом МЛУ «Больница имени Архиепископа Луки» (л.д. 35-43), постановлением мэра г.Тамбова №2874 от 14.06.2000 (л.д. 50), копии которых имеются в материалах дела, а также записями в трудовой книжке истца и материалами ее пенсионного дела.
Следовательно, имеет место тождественность наименования ТМО наименованию МЛПУ.
Таким образом, за период работы истца наименование ТОГБУЗ «Городская клиническая больница имени Архиепископа Луки» изменялось, однако статус больницы, а именно муниципальное учреждение, оставался неизменным.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Судом также установлено, что изменение наименования лечебного учреждения, в котором работала истица в спорный период времени, не повлекло изменение ее медицинского профиля. В спорный период истица фактически осуществляла лечебную деятельность в больнице в должности медицинской сестры, что предусмотрено всеми Списками.
Доводы представителя ответчика о том, что работа в должности медицинской сестры палатной отделения патологии новорожденных и недоношенных детей стационара ТМО № 2 больницы имени Архиепископа Луки не может быть зачтена в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку должность и учреждение не предусмотрены Списком должностей и учреждений, суд считает необоснованными по изложенным выше основаниям.
Доказательств того, что истец в спорный период не осуществляла лечебную деятельность стороной ответчика не представлено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 г. N 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируется пенсия, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Исходя из смысла действующего законодательства, непредставление работодателем в органы Пенсионного фонда РФ сведений об особом характере трудовой деятельности работника, не является основанием для отказа во включении в стаж с осуществлением лечебной деятельности спорного периода работы. При этом неполнота сведений, переданных работодателем в пенсионный орган для учета специального стажа, не может лишать медицинского работника права на пенсионное обеспечение.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что период работы истца с 01.11.1999 по 12.09.2000 в должности медицинской сестры палатной отделения патологии новорожденных и недоношенных детей стационара ТМО № 2 больницы имени Архиепископа Луки должен быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В силу положений п.п.12, 13 Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 года N1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. При этом под разумными расходами следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Установлено, что в целях оказания юридических услуг истец заключила договор на оказание юридических услуг с Поповой Е.Г. (л.д. 10-11).
За оказанные услуги истец уплатил 20000 рублей, из которых: 5000 рублей – составление процессуальных документов; 15000 рублей – участие в судебных заседаниях, что подтверждается чеком (л.д. 23).
Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
С учетом обстоятельств дела, в том числе, принимая во внимание, объем работы, произведенной представителем истца на досудебной стадии (составление искового заявления), а также количество судебных заседаний, в которых принимал участие представитель истца (22.04.2024), продолжительность судебных заседаний, сложность дела, суд считает требования истца в этой части подлежащими частичному удовлетворению и полагает необходимым снизить сумму расходов, понесенных истцом на оплату услуг представителя до 10000 руб. (5000 руб. – за составление искового заявления; 5000 руб. – участие представителя в судебном заседании), которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Оснований для удовлетворения требований о взыскании расходов на представителя в большем размере суд не усматривает.
Кроме того, судом установлено, что истица понесла судебные расходы по оплате госпошлины при подаче иска в суд в сумме 300 руб., которые подлежат взысканию с ответчика в её пользу в силу ч.1 ст. 98 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░1026801161298) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., *** ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░:
░ 01.11.1999░. ░░ 12.09.2000░. – ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ № 2 ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ 1026801161298, ░░░/░░░ 6832000797/682901001) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., *** ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░