Дело № 2- 36/2021
УИД 21RS0004-01-2020-000675-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2021 г. пос. Вурнары Чувашской Республики
Вурнарский районный суд Чувашской Республики – Чувашии под председательством судьи Кушниковой Н.Г.,
при секретарях Мироновой О.Н. и Николаевой С.В.,
с участием истца Алиновой Н.К.,
представителя истца Федорова Л.Г.,
представителя ответчика Петровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алиновой Н.К. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) о признании решения незаконным, включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы и нахождения на курсах повышения квалификации, назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Алинова Н.К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) и с учетом уточнений исковых требований просила: признать решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении ей страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения незаконными; обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий ей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Тойси – Паразусинским фельдшерским пунктом Ибресинской ЦРБ с учетом льготного исчисления стажа при «смешанном стаже» один год работы за 1 год 3 месяца, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом льготного исчисления стажа при «смешанном стаже» один год работы за 1 год 3 месяца, и назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Истец Алинова Н.К. также просила взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя 8000 рублей, по оплате государственной пошлины - 300 рублей.
Исковые требования Алинова Н.К. мотивировала тем, что решениями ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья по мотиву отсутствия требуемого специального стажа. Вышеуказанные спорные периоды ответчик не включил в специальный стаж, дающий ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. С данным отказом ответчика она не согласна. После окончания ДД.ММ.ГГГГ Канашского медицинского училища Минздрава Чувашской АССР с ДД.ММ.ГГГГ она была принята заведующей Тойси – Паразусинским фельдшерским пунктом Ибресинкой ЦРБ. Указанный фельдшерский пункт в спорный период являлся структурным подразделением Ибресинской ЦРБ. Из Положения о фельдшерско – акушерском пункте и фельдшерском пункте, утвержденном главным врачом МУЗ «Ибресинской ЦРБ», и из должностной инструкции заведующего фельдшерско – акушерского и фельдшерских пунктов видно, что основные задачи и их функции совпадают. Впоследствии на основании приказа главного врача МУЗ «Ибресинская ЦРБ» Тойси –Паразусинский фельдшерский пункт преобразован в Тойси – Паразусинский фельдшерско – акушерский пункт МУЗ «Ибресиснская ЦРБ». Из разъяснений, данных в п. 18 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», следует, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, но и их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах). В списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная или иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №, действовавшем с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В соответствии с Письмом Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 29 сентября 2000 г. №3948/1- 25/8625 при исчислении стажа на соответствующих видах работ, имевшим место до ДД.ММ.ГГГГ, применяется Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года № 395. Согласно п. 15 Примечания к Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. № 395, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, независимо от того, являлись ли они структурными подразделениями учреждений здравоохранения либо структурными подразделениями иных предприятий, были отнесены законодателем к системе учреждений здравоохранения. В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско- акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер. В соответствии с п. 5 Правил периоды работы в должностях и учреждениях, предусмотренных в Списке, засчитывается в стаж в календарном порядке, за исключением отдельных случаев применения льготного порядка. Положение подпункта «а» пункта 5 указанных Правил предусматривают льготное исчисление стажа один год работы за один год три месяца медицинским работникам, осуществляющим работу как в городе, так и в сельской местности, то есть имеющим «смешанный стаж» в разных территориальных условиях (город и село). Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, что само по себе свидетельствует о выполнению ею трудовых обязанностей. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Истец Алинова Н.К. в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в нем основаниям. Суду дополнительно пояснила, что в штате Тойси – Паразусинского фельдшерского пункта был один заведующий фельдшерским пунктом – медицинский фельдшер и одна санитарка, других работников и отдельных фельдшеров в штате не было.
Представитель истца Федоров Л.Г. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Петрова Н.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражении на иск, где указано, что включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации законодательством не предусмотрено. Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заведующей Тойси-Паразусинским фельдшерским пунктом Ибресинской ЦРБ подпадает под действие постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения», утвердившего Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Перечнем учреждений от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены учреждения – фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, среди должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение должность «заведующий» не предусмотрена. Пункт 5 Положения от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает, что месяц работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1,2 месяца.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
ДД.ММ.ГГГГ Алинова Н.К. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) с заявлением о назначение досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения (пенсионное дело).
Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № Алиновой Н.К. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по мотиву отсутствия требуемого 30-летнего стажа работы в учреждениях здравоохранения. Специальный стаж Алиновой Н.К. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 23 года 9 месяцев 3 дня. Вышеуказанный спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды нахождения на курсах повышения квалификации не включены в специальный стаж истца Алиновой Н.К., дающий ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости (л.д. 19-21).
ДД.ММ.ГГГГ ответчик своим решением № внес изменения в решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики – Чувашии (межрайонного) № от ДД.ММ.ГГГГ, специальный стаж истца установил в размере 27 лет 2 месяца. При этом вновь спорные периоды не включил в специальный стаж истца (пенсионное дело).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на досрочную страховую пенсию предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с положениями ч. ч. 2 - 4 ст. 30 указанного Федерального закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665), определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения подлежит применению:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с п. 1 Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действующего в период работы истицы в должности заведующей Тойси- Паразусинским фельдшерским пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначаются врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках), и не менее 30 лет в городах.
Согласно п. 3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного этим же Постановлением Совета Министров СССР, в стаж работы врачей и других работников здравоохранения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения, а также на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в профсоюзе, объединяющем медицинских работников.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" в качестве учреждения, работа в котором дает право на пенсию за выслугу лет, поименованы фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, а в качестве должностей поименованы - врачи, фельдшеры, помощники врача, акушерки и медицинские сестры - все независимо от наименования должности.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
В соответствии с п. 6 вышеназванных Правил, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в больницах всех наименований и фельдшерско-акушерских пунктах.
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 2 пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781, предусмотрено включение в специальный стаж периодов работы в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - акушерки (фельдшера, медицинской сестры).
Из диплома серии КТ № видно, что Гергизова Н.К. в 1987 году окончила Канашское медицинское училище Минздрава ЧССР по специальности «медицинский фельдшер», ей присвоена квалификация медицинского фельдшера (л.д. 15).
После заключения брака Гергизовой Н.К. присвоена фамилия «Алинова» (л.д.11).
Как следует из трудовой книжки Алиновой Н.К., с ДД.ММ.ГГГГ она принята на должность заведующей Т-Паразусинским фельдшерским пунктом <адрес>ной больницы Минздрава Чувашской АССР, с ДД.ММ.ГГГГ переведена процедурной медсестрой поликлиники и уволена ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ принята в отделении анестезиологии и реанимации медсестрой палат реанимации и интенсивной терапии в Нерюнгринскую ЦРБ района Крайнего Севера, с ДД.ММ.ГГГГ переведена фельдшером в здравпункт СПТУ – 12 и с ДД.ММ.ГГГГ уволена по уходу за ребенком до 14 лет, ДД.ММ.ГГГГг. принята медсестрой подросткового кабинета Нерюнгринской ЦРБ и уволена с ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ принята медсестрой по массажу хозрасчетного кабинета в Ибресинскую райбольницу, с ДД.ММ.ГГГГ переведена медсестрой по массажу, где работает по настоящее время (запись от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 16-18).
Из справки, выданной БУ ЧР «Ибресинская ЦРБ Минздрава Чувашии» № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Алинова Н.К. работала в должности заведующей Т-Паразусинским фельдшерским пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности процедурной медсестрой поликлиники с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности медицинской сестры по массажу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.23, 24).
Как следует из выписки из приказа №/к от ДД.ММ.ГГГГ по Ибресинской ЦРБ Гергизова Н.К. (ныне – Алинова) принята на должность заведующей фельдшерским пунктом с окла<адрес> рублей, плюс 10 рублей за заведование, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).
Из справки, выданной БУ ЧР «Ибресинская центральная районная больница» Минздрава ЧР следует, что в тарификационном списке медработников на 1987 г. отсутствуют данные о тарификации работников фельдшерских и фельдшерско –акушерских пунктов; в тарификационном списке медработников на 1988 г. по Тойси –Паразусинском ФАП числятся 1 ставка заведующего ФАП и ставка младшего персонала; в тарификационном списке медработников на 1989 г. по Тойси – Паразусинскому ФАП числятся 1 ставка заведующего ФАП и 1 ставка младшего медперсонала (л.д.103).
Из тарификационных списков среднего медперсонала фельдшерских и фельдшерско –акушерских пунктов <адрес> Чувашской АССР на 1988 г, на 1989 г. следует, что в списке значится 1 ставка заведующей в Т. Паразусинской ФАП, заведующей указана Гергизова Н.К. (ныне – Алинова) (л.д.107-110).
Из тарификационных списков младшего медперсонала фельдшерских и фельдшерско –акушерских пунктов <адрес> Чувашской АССР на 1988 г, на 1989 г. следует, что в списке значится 1 ставка младшего медперсонала в Т. Паразусинской ФАП, работником указана ФИО9 (л.д.104-105, 111).
Как следует из пояснений истца Алиновой Н.К. в судебном заседании, ФИО9 работала санитаркой: убиралась, топила печку, а она работала фельдшером: осуществляла лечебную деятельность, оказывала первую помощь.
Из Положения о фельдшерско –акушерском и фельшерском пункте, утвержденного приказом главного врача Ибресинской ЦРБ ДД.ММ.ГГГГ, фельдшерско – акушерский пункт является амбулаторно – поликлиническим учреждением в сельских пунктах и на объектах вне населенных пунктов, открытие, преобразование и закрытие которого осуществляется органами местного самоуправления по согласования с Министром здравоохранения в установленном порядке. Организационно – методическое руководство деятельностью ФАП осуществляет (центральная районная больница, участковая больница). Непосредственно руководство деятельностью ФАП осуществляет заведующий, который назначается на должность и освобождается от должности главным врачом соответствующего муниципального учреждения здравоохранения подчиненности (л.д. 69-72).
Основными задачами ФАП являются: обеспечение обслуживаемого населения квалифицированной доврачебной медицинской помощью, включая экстренные и неотложные мероприятия при состоянии, угрожающих жизни и здоровья пациента; контроль за состоянием здоровья населения на участке обслуживания, проведение мероприятий, направленных на профилактику и снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности прикрепленного населения; проведение комплекса санитарно – противоэпидемиологических мероприятий на прикрепленном на участке обслуживания; санитарное просвещение населения, распространение гигиенических навыков и знаний.
В соответствии с основными задачами на ФАП возлагаются следующие функции: оказание населению доврачебной медицинской помощи, включая экстренные и неотложные мероприятия при состоянии, угрожающих жизни и здоровья человека; своевременное выполнение в полном объеме назначение врача при организации динамического наблюдения и лечения пациента по месту жительства; организация систематического наблюдения за состоянием здоровья декретированных групп населения: патронаж детей и беременных женщин, диспансерные осмотры инвалидов войны и приравненных контингентов, работников сельского хозяйства (механизаторов, животноводов) и производства, работающих во вредных условиях труда, работы с женщинами фертильного возраста высокой группы риска и др.; проведение мероприятий, направленных на активное раннее выявление больных и лиц с факторами риска развития заболеваний (целевая диспансеризация населения, флюорографическое обследование, цитологическое обследование женщин, измерение АД лицам старше 16 лет, измерение внутриглазного давления лицам старше 40 лет и др.); осуществление мероприятий по снижению детской и младенческой смертности (патронаж беременных и детей до 1 года, плановые профилактические прививки, динамическое наблюдение за группой риска детей первого года жизни, профилактика рахита, анемии, пропаганда рационального вскармливания, работа с социально неблагополучными семьями, планировании семьи) и др.
Согласно должностной инструкции заведующего ФАП, ФП, утвержденного главным врачом Ибресинской ЦРБ ДД.ММ.ГГГГ, заведующий ФАП, ФП обязан осуществлять общее руководство работой персонала ФАП, ФП, контролируя его деятельность и оказывая ему необходимую помощь (л.д.73-75).
В соответствии с п. 1 Положения о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденного Приказов Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1000 "О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений", фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке.
Фельдшерско-акушерский пункт находится в ведении сельского Совета народных депутатов. Руководство деятельностью фельдшерско-акушерского пункта осуществляет больничное или амбулаторно-поликлиническое учреждение, которому он подчинен.
Персонал фельдшерско-акушерского пункта руководствуется в своей работе действующим Законодательством, настоящим положением, приказами, инструкциями и методическими указаниями Министерства здравоохранения СССР, а также указаниями и распоряжениями руководителя учреждения, которому подчиняется ФАП.
На фельдшерско-акушерский пункт возлагается:
- оказание населению доврачебной медицинской помощи;
- своевременное и в полном объеме выполнение назначений врача;
- организация патронажа детей и беременных женщин, систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов Отечественной войны и ведущих специалистов сельского хозяйства (механизаторов, животноводов и др.);
- проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, прежде всего инфекционной и паразитарной, сельскохозяйственного и бытового травматизма;
- проведение мероприятий по снижению детской и материнской смертности.
При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.
Факт выполнения Алиновой Н.К. работы фельдшера (медицинской сестры), подтверждаются наличием в фельдшерско-акушерском пункте лишь одной ставкой среднего медперсонала (заведующей), которую занимала истица Алинова Н.К., и одной ставки младшего персонала – санитарки, при этом, отдельной ставки фельдшера или медицинской сестры, а также других работников не было, что свидетельствует о том, что, будучи заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, она одновременно выполняла работу фельдшера.
При таких обстоятельствах, неверное указание наименование должности истца не может являться основанием для исключения спорного периода из стажа, поскольку это не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ.
В связи с чем, что данная лечебная работа истицы осуществлялась в лечебном учреждении в Тойси –Паразусинском фельдшерском пункте, расположенном в сельской местности, указанный период работы также подлежит льготному исчислению как 1 год работы за 1 год и 3 месяца на основании подпункта «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с чем спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж истца в льготном исчислении – 1 год работы как 1 год 3 месяца.
С доводами ответчика о необходимости применения пункта 5 Положения о порядке исчисления стажа за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривающего зачет периода работы медицинских работников в сельской местности из расчета 1 месяц за 1,2 месяца, согласиться нельзя, поскольку действующее в настоящее время пенсионное законодательство предусматривает более льготный порядок исчисления стажа для медицинских работников в сельской местности, и действие Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним постановлений Правительства РФ во времени не ограничено.
Из материалов дела видно, что истец Алинова Н.К. на основании приказов работодателя находилась на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32, 35, 37, 39, 41).
По окончанию курсов повышения квалификации ей выданы соответствующие свидетельства и удостоверения о повышении квалификации (л.д. 33, 34, 36, 38, 40, 42).
Согласно справке работодателя, за период нахождения истца на вышеуказанных курсах повышения квалификации начисления страховых взносов и отчисления в ПФР производились (л.д.43).
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации, на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Для допуска к осуществлению лечебной деятельности медицинский работник обязан проходить специализацию 1 раз в 5 лет, что предусмотрено в Перечне циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала, утвержденном приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием».
Таким образом, в соответствии со специальными нормативными актами для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы по специальности и приравнивается к служебной командировке.
Поскольку период нахождения работника на курсах повышения квалификации по приказу работодателя является периодом его работы по основному месту работы с сохранением средней заработной платы, из которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, этот период подлежит включению в специальный трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на тех же условиях и в том же порядке, что и время выполнения работы по специальности.
Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Алинова Н.К. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ (пенсионное дело).
Согласно данных о стаже истца (пенсионное дело) и оспариваемого решения периоды работы между прохождения курсами повышения квалификации включены в специальный стаж истца, и включены они в ее стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца.
В период нахождения на курсах повышения квалификации трудовые отношения с Алиновой Н.К. не прерывались, ей выплачивалась заработная плата, из которой производились все установленные законодательством отчисления, на курсы повышения квалификации она направлялась работодателем, нахождение на курсах повышение квалификации было связано с осуществлением ею своей профессиональной деятельности в учреждении здравоохранения. Поэтому периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. подлежат включению в ее специальный стаж работы в том же порядке, что и периоды ее работы, то есть в льготном исчислении из расчета 1 год и 3 месяца за 1 год работы.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Как видно из пенсионного дела, истец ФИО3 обратилась с заявлением о назначении пенсии и представила документы, необходимые для назначения пенсии ДД.ММ.ГГГГ и с учетом подлежащих включению в ее специальный стаж периодов работы и нахождения на курсах повышения квалификации, ее специальный стаж по состоянию на момент подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ по расчетам суда составляет 30 лет 6 месяцев 9 дней.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Согласно приложению 7 о сроках назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19-21 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста, с ДД.ММ.ГГГГ пенсия медицинским работникам может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2020 г. 24 месяца и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 г. 60 месяцев.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона №350-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий") гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
По подсчетам суда истец Алинова Н.К. выработала необходимый 30 – летний стаж в учреждениях здравоохранения ДД.ММ.ГГГГ и с указанной даты приобрела право на досрочную страховую пенсию, связанную с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья. С учетом положения ч. 3 ст. 10 Федерального закона №350-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Алинова Н.К.. по расчетам суда имеет право выйти на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, требование истца о назначении ей пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не подлежит удовлетворению. Кроме того, ни на момент подачи заявления, ни на момент рассмотрения дела судом дата назначения пенсии не наступила. В этой связи также не подлежит удовлетворению также и требование истца о признании решений ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ей страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения незаконными.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно квитанциям серии ФМ-06 № от ДД.ММ.ГГГГ Алинова Н.К. оплатила услуги представителя Федорова Л.Г. по составлению иска и представление интересов в суде 8000 руб. (л.д. 31,32).
Принимая во внимание объем совершенных представителем истца действий в рамках гражданского дела, характер оказанных услуг по подготовке иска, категорию спора, к которым относится рассматриваемое дело, количество судебных заседаний с участием представителя истца и их продолжительности, суд взыскивает с ответчика расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах в размере 5000 руб.
На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По правилам указанной статьи с ответчика следует взыскать 300 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Алиновой Н.К. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий Алиновой Н.К., право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения период ее работы в должности заведующей Тойси - Паразусинским фельдшерским пунктом Ибресинской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом льготного исчисления стажа из расчета 1 год и 3 месяца за один год работы, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом льготного исчисления стажа из расчета 1 год и 3 месяца за один год работы.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) в пользу Алиновой Н.К. расходы по оплате госпошлины 300 рублей, на оплату услуг представителя – 5000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы в Вурнарский районный суд ЧР в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 4 февраля 2021 г.
Судья Н.Г. Кушникова