Дело № 2-1083/2024
УИД 61RS0021-01-2024-001082-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июня 2024 года г. Сальск
Сальский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Поповой О.Г.,
с участием помощника Сальского городского прокурора Глаговского А.А.,
при секретаре Севрюковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кручено-Балковского сельского поселения Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика: Администрация Сальского района Ростовской области об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения,
У С ТА Н О В И Л:
Сальский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Кручено-Балковского сельского поселения Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика: Администрация Сальского района Ростовской области об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
В обоснование указывает, что Сальской городской прокуратурой во исполнение задания прокуратуры области проведена проверка деятельности Администрации Кручено-Балковского сельского поселения на предмет соблюдения требований законодательства о дорожной деятельности.
В силу п.3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) в отношении автомобильных дорог местного значения осуществление дорожной деятельности, то есть деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Из положений ч.3,4 ст. 14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), следует, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Между администрацией Сальского района и администрацией Кручено-Балковского сельского поселения заключено соглашение от 26.12.2023 года № 95.1.2-С/354 о передаче полномочий по дорожной деятельности в границах населенных пунктов Кручено-Балковского сельского поселения (далее-Соглашение), предметом которого является передача населению осуществление части полномочий Муниципального района по решению вопросов местного значения, предусмотренных ч.4 ст. 15, ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 12.1 Областного закона от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области», п.п.3ч.2 ст.3 Устава муниципального образования «Сальский район», по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Кручено-Балковского сельского поселения и обеспечению безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ в части осуществления мероприятий по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.
Как следует из ст. 11,12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Указанная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены национальным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (Далее – ГОСТ Р 50597-2017).
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А).
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Таким образом, на администрацию Кручено-Балковского сельского поселения возложена обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
Проверкой установлено, что постановлением главы администрации Сальского района от 31.03.2017 № утверждены школьные маршруты муниципального образования «Сальский район», в том числе школьный маршрут № 1 «с. Крученая Балка, ул. Ленина, 18а – р/д Забытый – х. Новоселый, ул. Прохладная, 37 – х. Новоселый—1-й, ул. Мира, 1- с. Крученая Балка, ул. Ленина, 18 а».
Дорожное покрытие проезжей части дороги по ул. Ленина в с. Крученая Балка Сальского района, в том числе по маршруту следования школьного автобуса, утвержденного директором МБОУ СОШ № 17 с. Крученая Балка, имеет множественные повреждения в виде сдвига дорожного покрытия, в том числе в районе домов № 78 размером 500*80*7 см, № 69 – 480*40*8 см, № 63 – 450*30*6 см, № 56- 500*40*8 см, № 54- 500*25*6 см, № 46 – 500*30*6 см, превышающие предельно допустимые нормы, установленные в таблице 5.3 п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 и не соответствует их требованиям.
Неисполнение администрацией Кручено-Балковского сельского поселения обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения в соответствии с установленными стандартами ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц – участников дорожного движения на безопасность дорожного движения.
По фактам выявленных нарушений главе администрации Кручено-Балковского сельского поселения 24.01.2024 года внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено. Однако, меры к фактическому устранению нарушений не приняты.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просил обязать Администрацию Кручено-Балковского сельского поселения Сальского района Ростовской области в срок до 01 ноября 2024 года провести ремонт дорожного покрытия автомобильной дороги, проходящей по школьному маршруту по ул. Ленина в районе домов № 78, 69, 63, 56, 54, 46 в с. Крученая Балка Сальского района, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
В судебном заседании помощник Сальского городского прокурора Глаговский А.А. поддержал заявленные требования, ссылался на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Кручено-Балковского сельского поселения Сальского района Ростовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, имеющимся в материалах дела (л.д.52), о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.
Представитель третьего лица Администрации Сальского района Ростовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской, имеющейся в материалах дела (л.д.50), направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица (л.д.53,54).
Суд в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика, третьего лица.
Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Конституцией Российской Федерации (статья 2) и Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" (статья 3) закреплен приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с частью 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу п.3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) в отношении автомобильных дорог местного значения осуществление дорожной деятельности, то есть деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Из положений ч.3,4 ст. 14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), следует, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Как следует из материалов дела, между администрацией Сальского района и администрацией Кручено-Балковского сельского поселения заключено соглашение от 26.12.2023 года № 95.1.2-С/354 о передаче полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных ч.4 ст. 15, ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 12.1 Областного закона от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области», п.п.3ч.2 ст.3 Устава муниципального образования «Сальский район», по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Кручено-Балковского сельского поселения и обеспечению безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ в части осуществления мероприятий по ремонту и содержанию автомобильных дорог (л.д.17-31).
Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.
Как следует из ст. 11,12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Указанная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены национальным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (Далее – ГОСТ Р 50597-2017).
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А).
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Таким образом, на администрацию Кручено-Балковского сельского поселения возложена обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
Из акта проверки исполнения федерального законодательства от 21 марта 2024 года следует, что Постановлением главы администрации Сальского района от 31.03.2017 № утверждены школьные маршруты муниципального образования «Сальский район», в том числе школьный маршрут № 1 «с. Крученая Балка, ул. Ленина, 18а – р/д Забытый – х. Новоселый, ул. Прохладная, 37 – х. Новоселый—1-й, ул. Мира, 1- с. Крученая Балка, ул. Ленина, 18 а».
Дорожное покрытие проезжей части дороги по ул. Ленина в с. Крученая Балка Сальского района, в том числе по маршруту следования школьного автобуса, утвержденного директором МБОУ СОШ № 17 с. Крученая Балка, имеет множественные повреждения в виде сдвига дорожного покрытия, в том числе в районе домов № 78 размером 500*80*7 см, № 69 – 480*40*8 см, № 63 – 450*30*6 см, № 56- 500*40*8 см, № 54- 500*25*6 см, № 46 – 500*30*6 см, превышающие предельно допустимые нормы, установленные в таблице 5.3 п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 и не соответствует их требованиям (л.д.12).
Данное обстоятельство подтверждается фото таблицей, имеющейся в материалах дела (л.д.13-15).
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных, дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее ГОСТ Р 50597-2017).
В соответствии с п.п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Предельные размеры отдельного повреждения (выбоины, просадки, пролома) не должны превышать длину 15 см, глубину 5 см, площадь равную или более 0,06 м 2, предельные размеры колеи не должны превышать 3 см по глубине, 9м по длине.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения (часть 4.2).
Согласно положениям пунктов 1,3 статьи 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам страны гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право, прежде всего, свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.
В вышеуказанном ГОСТе 50597-2017 закреплено, что установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Исходя из п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Аналогичные положения воспроизведены в п. 6 ст. 2 Устава муниципального образования «Кручено-Балковское сельское поселение» (л.д.32-38).
На основании вышеизложенных норм права к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Аналогичные положения содержатся в п. 3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Неисполнение администрацией Кручено-Балковского сельского поселения обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения в соответствии с установленными стандартами ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц – участников дорожного движения на безопасность дорожного движения.
По фактам выявленных нарушений главе администрации Кручено-Балковского сельского поселения 24.01.2024 года внесено представление (л.д.7-9), которое рассмотрено и направлен ответ (л.д.10-11).
Конституцией Российской Федерации (статья 2) и Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» (статья 3) закреплен приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд пришёл к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку в отсутствие необходимых мер по организации безопасности дорожного движения создается угроза безопасности дорожного движения для неопределенного круга лиц (водителей и пешеходов).
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд считает, необходимым установить срок для исполнения ответчиком обязанности по проведению работ, указанных в резолютивной части решения, в срок до 01 ноября 2024 года, поскольку такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кручено-Балковского сельского поселения Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требования относительно предмета спора на стороне ответчика: Администрация Сальского района Ростовской области об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, удовлетворить.
Обязать Администрацию Кручено-Балковского сельского поселения Сальского района Ростовской области в срок до 01 ноября 2024 года провести ремонт дорожного покрытия автомобильной дороги, проходящей по школьному маршруту по ул. Ленина в районе домов № 78,69, 63, 56, 54, 46 в с. Крученая Балка Сальского района, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О. Г. Попова
Мотивированное решение изготовлено в срок, предусмотренный ст. 199 ч. 2 ГПК РФ -24 июня 2024 года.