Дело № 2-470/2023
86RS0017-01-2023-000509-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2023 года г.п. Советский
Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Казариновой А.А.,
при секретаре судебного заседания Майер О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муранова Владимира Александровича к муниципальному унитарному предприятию «Советский Тепловодоканал» об установлении должностного оклада в соответствии с отраслевыми соглашениями, возложении обязанностей заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, произвести перерасчет заработной платы, выплатить заработную плату, взыскании денежной компенсации за задержку заработной платы и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Муранов В.А. обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Советский Тепловодоканал» (далее - МУП «СТВК»), в котором указал, что с 31.12.2020 в соответствии с трудовым договором от 31.12.2020 № 26/20 он был принят на работу на должность мастер участка коммуникаций (сети тепловодоснабжения).
Истцом указано, что с 30.12.2020 ему установлен 9 разряд с должностным окладом в размере (-) руб. в месяц. В период с января 2021 года по декабрь 2022 года фактическая заработная плата (должностной оклад, часовая тарифная ставка) не повышалась, уровень заработной платы в указанный период, несмотря на официальные данные об инфляции и увеличение минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), не повышались, в связи с чем были нарушены трудовые права истца.
В иске указано, что в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2021 № 406-ФЗ, которым были внесены изменения в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», с 01.01.2022 МРОТ составляет 13890 руб. в месяц, то есть рост величины МРОТ составит 8,6% по сравнению с действующим на 2021 год, который был равен 12792 руб. в месяц.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 973 от 28.05.2022 с 01.06.2022 МРОТ, установленный с 01.01.2022 Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ, увеличился на 10% и составил 15279 руб.
Истец указал, что в противоречие действующему на 2022 год Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы и дополнительному соглашению к нему от 07.12.2018, МУП «СТВК» не производило ни индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, ни увеличение должностных окладов, тарифных ставок в связи с изменением МРОТ.
Истцом указано, поскольку работодатель в установленном порядке не отказался от присоединения к отраслевому тарифному соглашению, оно распространяет свое действие на него, и он обязан его исполнять.
В иске указано, что в соответствии с п. 2.3.1. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы (с изменениями от 07.12.2018) организации обеспечивают минимальную месячную тарифную ставку рабочих первого разряда (минимальный оклад), полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), в размере минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). В связи с этой нормой отраслевого тарифного соглашения при повышении тарифной ставки (минимального оклада) первого разряда производится индексация всех разрядов в соответствии с тарифным коэффициентом единой тарифной сетки по оплате труда.
Истцом указано, что исходя из вышеизложенных положений, его должностной оклад должен был быть установлен с 01.01.2022 в размере (-) руб. (расчет), с 01.06.2022, - в размере (-) руб. (расчет).
Истец указал, что в связи с тем, что МУП «СТВК» на свое усмотрение было принято решение произвести увеличение тарифных ставок (должностных окладов), исходя из роста регулируемых тарифов в ЖКХ в 2022 году (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение), то его должностной оклад должен быть установлен 01.01.2023 в размере (-) руб. (расчет), а с 01.02.2023, - (-) руб. (расчет).
В иске указано, что МУП «СТВК» утверждено Положение об оплате труда работников от 30.12.2020, в котором отсутствует абзац об индексации заработной платы. Коллективный договор между работодателем и работниками МУП «СТВК» не заключался.
09.01.2023 в МУП «СТВК» утверждено Положение о порядке индексации заработной платы в МУП «СТВК».
В соответствии с Федеральным отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы, соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров в Организациях ЖКХ, в отношении которых оно действует. Коллективные договоры в Организациях ЖКХ не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников относительно условий, предусмотренными настоящим Соглашением. В случае отсутствия коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие в Организациях ЖКХ, в отношении которых оно действует в установленном порядке.
Истцом указано, что недобросовестными действиями ответчика ему был причинен моральный вред, выраженный в нравственных страданиях, так как ему было тяжело осознавать, что ответчиком допускаются нарушения прав истца на выплату в полном объеме заработной платы. Исходя из долгосрочного нарушения ответчиком прав истца, моральный вред истец оценил в сумме 20000 руб.
Истец просил суд обязать МУП «СТВК» установить должностной оклад истца в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями в ЖКХ РФ на 01.01.2022, 01.06.2022 и на 01.02.2023, обязать ответчика заключить с истцом дополнительное соглашение к трудовому договору в соответствии с установленными тарифными ставками (должностными окладами) по состоянию на 01.02.2023, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет заработной платы истца с учетом роста величины МРОТ и индекса потребительских цен (увеличение оклада): с 01.01.2022 на 8,6%, с 01.06.2022, - на 10%, с 01.02.2023 - на 11,9%, обязать ответчика выплатить в пользу истца недоначисленные и невыплаченные суммы заработной платы согласно произведенному им расчету, в последующем производить оплату труда в соответствии с Федеральным отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ РФ на 2023-2025 годы, взыскать денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ в соответствии с произведенным им расчетом, а также денежную компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.
В судебное заседание истец Муранов В.А. не явился, извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика МУП «СТВК» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
На основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив заявленные требования и их основания, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и установив нормы права, подлежащие применению в данном деле, суд приходит к следующему.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими установлению с учетом заявленных Мурановым В.А. требований и подлежащих применению норм материального права для выяснения вопроса об обеспечении МУП «СТВК» повышения реального содержания заработной платы работников являются следующие обстоятельства: какая система оплаты труда установлена локальными нормативными актами МУП «СТВК» и какой механизм индексации заработной платы работников установлен этими локальными нормативными актами: периодичность индексации, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации; предусмотрена ли локальными актами МУП «СТВК» обязанность работодателя производить индексацию заработной платы работников путем повышения окладов, выплаты премий и т.п.
В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников ст. 130 ТК РФ включены, в том числе, меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.
Статьей 134 ТК РФ установлена императивная обязанность работодателей осуществлять индексацию заработной платы работников в целях повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности. Порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги подлежит указанию в коллективном договоре, соглашениях, в локальных нормативных актах. Право работника на индексацию заработной платы не зависит от усмотрения работодателя, то есть от того, исполнена ли им обязанность по включению соответствующих положений об индексациии в локальные нормативные акты организации. Работодатель не впрраве лишать работников предусмотренной законом гарантии повышения уровня реального содержания заработной платы и уклоняться от установления порядка индексации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 ТК РФ) и в силу предписаний ст. ст. 2, 130 и 134 ТК РФ должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Предусмотренное ст. 134 ТК РФ правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2010 № 913-О-О, от 17.07.2014 № 1707-О, от 19.11.2015 № 2618-О).
Из содержания приведенных выше нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что ст. 134 ТК РФ установлена императивная обязанность работодателей, в том числе не относящихся к бюджетной сфере, осуществлять индексацию заработной платы работников в целях повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности.
При этом порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. ТК РФ не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 6 ст. 135 ТК РФ).
В силу ч. 1-2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Ввиду изложенного при разрешении споров работников с работодателями по поводу индексации заработной платы подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающие системы оплаты труда, порядок индексации заработной платы работников в организациях, не получающих бюджетного финансирования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 31.12.2020 между сторонами по делу заключен трудовой договор № 26/20, по условиям которого Муранов В.А. принят в подразделение цеховой персонал Пионерского куста мастером участка коммуникаций (сети тепловодоснабжения) Пионерского куста 9 разряда (приказ № 225-лс от 31.12.2020).
Согласно п. 3.4 трудового договора № 26/20 от 31.12.2020 работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количество и качеством выполненной работы; согласно п. 6.1 трудового договора работнику установлен должностной оклад в размере (-) руб., предусмотрена выплата районного коэффициента, - 70% и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 50%.
Возражая против заявленных требований, представитель ответчика в письменных возражениях просил суд в удовлетворении иска отказать в полном объеме и указал, что в соответствии с трудовым договором № 26/20, заключенным 31.12.2020 между Мурановым В.А. и МУП «СТВК», истец принят на работу на должность: мастер участка коммуникаций (сети тепловодоснабжения) 9 разряда с установлением должностного оклада в размере 23831 руб. в месяц.
30.12.2020 в МУП «СТВК» принято Положение об оплате труда работников (далее - Положение об оплате труда). В соответствии с пунктом 2.3. Положения об оплате труда, - заработная плата работников МУП «СТВК» состоит из следующих выплат работникам: оклад, тарифная ставка, выплат компенсационного характера. Согласно п. 3.1. Положения об оплате труда, - размер должностного оклада, тарифной ставки работника МУП «СТВК» определяется в трудовом договоре с ним и в штатном расписании по предприятию. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Тарифные разряды рабочих предприятия устанавливаются согласно Единой тарифной сетке по оплате труда работников МУП «СТВК», разработоанной в соответствии с ЕТКС и утвержденной директором МУП «СТВК»; тем работникам, чья заработная плата ниже МРОТ, предприятие производит доплату до МРОТ во исполнение ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Коллективный договор между работодателем и работниками МУП «СТВК» не заключался. В соответствии с действующими нормами ТК РФ и в целях совершенствования системы оплаты труда работников учреждения, 14.07.2022 приказом МУП «СТВК» № 93 утверждено Положение о порядке индексации заработной платы, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 01.07.2022, в котором предусмотрен порядок проведения индексации заработной платы работников: сроки проведения, финансовые показатели, при которых возможно индексировать заработную плату работников.
Согласно п. 1.3. Положения о порядке индексации заработной платы (утв. приказом МУП «СТВК» № 93 от 14.07.2022) источником финансирования индексации заработной платы работников предприятия являются собственные средства работодателя, при установлении размера индексации учитывается вся совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для предприятия, а именно: финансовое положение предприятия; уровень минимального размера оплаты труда в ХМАО - Югре; фактический индекс потребительских цен на товары и услуги за отчетный год по данным Росстата.
Повышение уровня заработной платы на размер индексации осуществляется при наличии эффективности деятельности предприятия, определяемой в соответствии с коэффициентом финансового состояния предприятия, определяемым с учетом текущей ликвидности на конец отчетного года, обеспеченности собственными средствами на конец отчетного года, затрат на оплату труда на единицу услуг за отчетный год (п.1.4 Положения о порядке индексации заработной платы, утв. приказом МУП «СТВК» № 93 от 14.07.2022).
Отделом бухгалтерского учета и экономического анализа до 15 июня каждого года определяется наличие или отсутствие причин для индексации и при наличии причин, указанных в п.1.4 Положения о порядке индексации заработной платы (утв. приказом МУП «СТВК» № 93 от 14.07.2022), представляют работодателю обоснованные предложения с расчетом величины индексации в соответствии с пунктом 1.4. Работодатель с течение 10 дней рассматривает мотивированное заключение о возможности или невозможности (п. 1.9 и п. 1.10 Положения) индексации и утверждает локальный нормативный акт об индексации, который является одним из оснований для начисления заработной платы (п. 2.1-2.3 Положения).
Согласно расчету размера индексации на 18.07.2022, исходя из коэффициента финансового состояния предприятия, размер индексации равен нулю. В связи с этим, в 2022 году индексация в МУП «СТВК» не осуществлялась.
С 01.01.2023 в МУП «СТВК» приказом № 4 от 09.01.2023 утверждено и введено в действие Положение о порядке индексации заработной платы. Приказ от 14.07.2022 года № 93 «Об утверждении Положения о порядке индексации заработной платы МУП «СТВК» признан утратившим силу.
Согласно п. 1.2. Положения о порядке индексации заработной платы (утв. приказом МУП «СТВК» № 4 от 09.01.2023) индексация заработной платы обеспечивает повышение месячных тарифных ставок (окладов) работников данного работодателя. Индексация проводится не реже одного раза в год и не позднее 15 июля (п. 1.3. Положения о порядке индексации заработной платы (утв. приказом МУП «СТВК» № 4 от 09.01.2023). В соответствии с п. 1.4. и п. 1.5. Положения о порядке индексации заработной платы (утв. приказом МУП «СТВК» № 4 от 09.01.2023) причиной индексации является индекс потребительских цен, определенный прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год, с учетом роста регулируемых тарифов на предоставляемые коммунальные услуги (изменение к предыдущему периоду), утвержденного Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Размером индекса является средний показатель роста тарифов на предоставляемые жилищно-коммунальные услуги работодателем с округлением до десятых в большую сторону и определяется по формуле: размер индекса (%) = (рост тарифа на тепловую энергию + рост тарифа на питьевую воду + рост тарифа на водоотведение) / 3.
В связи с чем, руководствуясь Положением о порядке индексации заработной платы (утв. приказом МУП «СТВК» № 4 от 09.01.2023), с 01.01.2023 приказом МУП «СТВК» № 6 от 16.01.2023 проведена индексация месячных тарифных ставок (окладов) работников предприятия на величину среднего показателя роста регулируемых тарифов (6%) на предоставляемые жилищно-коммунальные услуги предприятием.
31.01.2023 между Мурановым В.А. и МУП «СТВК» подписано дополнительное соглашение к трудовому договору № 26/20 от 31.12.2020 об установлении работнику с 01.01.2023 должностного оклада в размере 25262 руб.
Согласно п. 2.2 Положения об оплате труда работников МУП «СТВК», утвержденного директором МУП «СТВК» 30.12.2020, установлена повременно-премиальная система оплаты труда, если трудовым договором с работниками не предусмотрено иное. Повременная система оплаты труда подразумевает прямую зависимость размера вознаграждения работника от времени, проведенном им на рабочем месте, учет которого ведется работодателем в соответствии с документами учета рабочего времени (табелями). Для отдельных категорий работников Правилами трудового распорядка и трудовым договором может устанавливаться ненормированный рабочий день либо в режиме гибкого графика рабочего времени. Премиальная система оплаты труда предполагает выплату работникам дополнительно к заработной плате материального поощрения за надлежащее выполнение трудовых функций при соблюдении работниками условий премирования.
Заработная плата работников МУП «СТВК» состоит из следующих выплат: оклад, тарифная ставка, выплаты компенсационного характера (п. 2.3 Положения об оплате труда работников МУП «СТВК», утвержденного директором МУП «СТВК» 30.12.2020).
Положением об оплате труда работников МУП «СТВК», утвержденным директором МУП «СТВК» 30.12.2020 (раздел 4), установлены следующие выплаты компенсационного характера и доплаты к тарифным ставкам, должностным окладам: доплата работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 4%-8% должностного оклада; доплата за осуществление трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (выплата районного коэффициента и выплата северной надбавки к заработной плате); доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы до 30% должностного оклада; доплата за сверхурочную работу, доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; доплата за работу в ночное время; за использование личного автотранспорта; дежурство на дому на период отопительного сезона в размере 5% должностного оклада, часовой тарифной ставки.
Согласно п. п. 5.1, 5.2 Положения об оплате труда работников МУП «СТВК», утвержденного директором МУП «СТВК» 30.12.2020, предусматривается премирование работников по итогам работы за отчетный месяц следующих видов: индивидуальное или коллективное премирование работников, задействованных в ликвидации аварийных ситуаций, - до 30% должностного оклада, тарифной ставки; премирование за обеспечение собираемости платежей с населения за жилищно-коммунальные услуги в размере 97% и более, - 10% должностного оклада; персональная выплата за выполнение поставленных задач особой важности и сложности, - до 20% должностного оклада, тарифной ставки.
Истцом заявлены исковые требования о возложении на ответчика обязанности установить его должностные оклады в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями в ЖКХ РФ на 01.01.2022, на 01.01.2022 и на 01.02.2023.
Разрешая указанное требование истца, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения ввиду следующего.
Согласно положениям действовавшего по состоянию на 01.01.2022 и на 01.06.2022 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы (с учетом пролонгации его срока действия по 31.12.2022), а также Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы, должностные оклады работников организаций коммунального водоснабжения и водоотведения в конкретном числовом выражении по разрядам должностей не установлены, при этом предусмотрено, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно установленного МРОТ.
При разрешении дела суд учитывает, что определенные трудовым договором условия оплаты труда работника не могут носить произвольный характер. Эти условия должны отвечать действующей у работодателя системе оплаты труда, которая устанавливается с учетом положений коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом трудовые договоры не могут содержать условий, в том числе по оплате труда, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также по сравнению с соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства.
Из материалов дела следует, что размер оклада истца по состоянию на требуемые даты: 01.01.2022, на 01.06.2022, на 01.02.2023, а также на дату судебного разбирательства не ниже установленного МРОТ, так как с 01.01.2022 МРОТ установлен 13890 руб. (Федеральный закон от 06.12.2021 № 406-ФЗ, с 01.06.2022 МРОТ составил 15279 руб. (Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 973), с 01.01.2023 МРОТ составил 16242 руб. (Федеральный закон от 19.12.2022 № 522-ФЗ).
При этом, в соответствии с положениями действующего трудового законодательства тарифная сетка по оплате труда работников и соответствующие тарифные коэффициенты устанавливаются организацией самостоятельно.
Сведений о том, что применяемая ответчиком тарифная сетка и тарифные коэффициенты не соответствуют положениям трудового законодательства, либо каким-то образом нарушают права истца как работника МУП «СТВК», материалы дела не содержат, предметом заявленного по настоящему делу иска не является.
Условие об индексации заработной платы в Положении об оплате труда работников МУП «СТВК», утвержденном директором МУП «СТВК» 30.12.2020, отсутствует. Порядок индексации заработной платы до 01.07.2022 другими локальными нормативными актами предприятия установлен не был, коллективный договор не заключен.
Приказом директора МУП «СТВК» № 93 от 14.07.2022 утверждено Положение о порядке индексации заработной платы работников МУП «СТВК», действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01.07.2022.
Согласно п. п. 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.9 Положения о порядке индексации заработной платы работников МУП «СТВК», действующего с 01.07.2022, источником финансирования индексации заработной платы работников предприятия являются собственные средства работодателя, при установлении размера индексации учитывается вся совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для предприятия, а именно: финансовое положение предприятия; уровень минимального размера оплаты труда в ХМАО - Югре; фактический индекс потребительских цен на товары и услуги за отчетный год по данным Росстата. Повышение уровня заработной платы на размер индексации осуществляется при наличии эффективности деятельности предприятия, определяемой в соответствии с коэффициентом финансового состояния предприятия. Размер индекса устанавливается локальным нормативным актом. Размер индекса вступает в силу и применяется для расчета зарплаты с момента, указанного в локальном нормативном акте. Производить индексацию запрещается в случае возбуждения производства о банкротстве работодателя.
Из содержания раздела 2 Положения о порядке индексации заработной платы работников МУП «СТВК», действующего с 01.07.2022, следует, что отделом бухгалтерского учета и экономического анализа до 15 июня каждого года определяется наличие или отсутствие причин для индексации и при наличии причин, указанных в п. 1.4 Положения, представляются работодателю обоснованные предложения с расчетом величины индексации в соответствии с п. 1.4. Работодатель в течение 10 дней рассматривает мотивированное заключение о возможности или невозможности (п. 1.9 и п. 1.10 Положения) индексации и утверждает локальный нормативный акт об индексации, который является одним из оснований для начисления заработной платы.
Поскольку Положениемо порядке индексации заработной платы работников МУП «СТВК», действующим с 01.07.2022, определен порядок индексации заработной платы работников МУП «СТВК» и в соответствии с данным порядком отсутствует возможность такой индексации, то суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца об индексации заработной платы после 01.07.2022.
Установленный Положением о порядке индексации заработной платы работников МУП «СТВК», действующим с 01.07.2022, порядок индексации заработной платы, учитывающий эффективность деятельности предприятия и его финансовое положение, по мнению суда, не нарушает права и законные интересы работников. Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017), порядок и условия осуществления индексации заработной платы (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) определяются работодателем в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от уровня платежеспособности.
Требование истца об индексации заработной платы с 01.06.2022 в размере 10% в связи с принятием Правительством РФ постановления от 28.05.2022 № 973 «Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абз. 4-6 п. 1 ст. 25 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» удовлетворению не подлежит, поскольку само по себе повышение МРОТ не является основанием для индексации заработной платы в порядке ст. 134 ТК РФ.
Принимая во внимание, что локальными актами ответчика в спорный период (с 01.02.2022 до 01.07.2022) индексация заработной платы предусмотрена не была, заработная плата истца подлежит индексации за период с 01.02.2022 по 30.06.2022 с учетом индекса потребительских цен по итогам 2021 года, который по данным Росстата составил 108,39%.
Из расчетного листка истца за май 2023 года и следует, что работодателем (на основании имеющегося в материалах дела приказа № 84 от 18.05.2023 «О перерасчете заработной платы») Муранову В.А. осуществлена выплата индексации заработной платы в размере 8,39%, включая северную надбавку и районный коэффициент. Таким образом, истцу ответчиком произведен перерасчет и выплата заработной платы с учетом индексации за период с 01.02.2022 по 30.06.2022.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается сторонами, что с 01.01.2023 работодателем произведена индексация заработной платы на 6%. Из расчетного листка истца также следует, что на дату судебного разбирательства ответчиком произведена индексация заработной платы истца с 01.01.2023 еще на 5,9%.
Таким образом, на дату судебного разбирательства, недоначисленная истцу заработная плата начислена ответчиком и выплачена в полном объеме.
Согласно представленному приказу № 90 от 24.05.2023 директором МУП «СТВК» принято решение об утверждении штатного расписания, введение его в действие с 01.01.2023. Из расчетного листка истца за май 2023 года и дополнительного соглашения от 24.05.2023 к трудовому договору от 31.12.2020 № 26/20 следует, что ему установлен должностной оклад в размере (-) руб. Указанный размер должностного оклада согласуется с положениями Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы о минимальной месячной тарифной ставке рабочего первого разряда на 01.01.2023 и правом работодателя самостоятельно устанавливать тарифную сетку по оплате труда работников и соответствующие тарифные коэффициенты.
В соответствии с Общими положениями, изложенными в п. 1 Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы, в случае распространения ФОТС письмом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере труда на основании статьи 48 ТК РФ, с учетом указанных в ТК РФ процедур, Соглашение действует в отношении всех Организаций ЖКХ (работодателей), которые не представили в 30-ти дневный срок мотивированный письменный отказ в указанный федеральный орган исполнительной власти и всех работников, состоящих в трудовых отношениях с этими работодателями.
В ходе судебного разбирательства установлено, и не оспаривается представителем ответчика, что мотивированный письменный отказ МУП «СТВК» в федерального органа исполнительной власти в сфере труда не направлялся, указанное означает, что отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика судебным решением обязанности руководствоваться положениями ФОТС, поскольку данная обязанность прямо следует из Общих положений самого ФОТС в ЖКХ РФ на 2023-2025 годы.
В соответствии с ч. 1 ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Разрешая требования истца Муранова В.А. о выплате компенсации в порядке положений ст. 236 ТК ТФ суд, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 11.04.2023 № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго части первой статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.Б. Сергеева», полагает, что подлежат взысканию с работодателя проценты (денежная компенсация) и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение. При этом размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно.
При определении размера подлежащей взысканию с работодателя в пользу работника процентов (денежной компенсации) за задержку выплаты причиняющихся средств, суд полагает возможным положить в основу решения расчет, представленный ответчиком, поскольку расчет, представленный истцом, осуществлен на основании размеров должностных окладов, определенных им на основании неверного толкования норм материального права. Кроме того, не оспаривая факт получения от ответчика денежных средств, расчет требований на дату судебного заседания с учетом полученных денежных средств истцом не скорректирован.
Таким образом, всего в пользу истца подлежит взысканию компенсация за задержку выплаты заработной платы в размере 4936 руб. 25 коп., в том числе: 4630 руб. 80 коп. - за 2022 год, 305 руб. 45 коп., - за 2023 год.
В соответствии с положениями ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Разрешая требования истца о взыскании в его пользу компенсации морального вреда, суд учитывает, что факт нарушения работодателем трудовых прав работника установлен в ходе судебного разбирательства, при этом к моменту рассмотрения дела по существу работодатель произвел начисление и выплатил полагающиеся истцу денежные средства. Таким образом, принимая во внимание значимость для работника Муранова В.А. его нематериального блага, - права на справедливую оплату труда, объем нарушения права и степень вины работодателя, а также учитывая требования разумности и справедливости, полагает необходимым взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 700 руб. (одно требование неимущественного характера, - 300 руб., и 400 руб. исходя из размера взысканной компенсации в размере 4936 руб. 25 коп.).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Муранова Владимира Александровича к муниципальному унитарному предприятию «Советский Тепловодоканал» об установлении должностного оклада в соответствии с отраслевыми соглашениями, возложении обязанностей заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, произвести перерасчет заработной платы, выплатить заработную плату, взыскании денежной компенсации за задержку заработной платы и компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Советский Тепловодоканал» (ОГРН: 1038600306690, дата присвоения ОГРН: 13.11.2003; ИНН: 8615011837) в пользу Муранова Владимира Александровича, (-) года рождения, уроженца (-) (документ, удостоверяющий личность, - паспорт гражданина Российской Федерации (-)) компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 4936 (четыре тысячи девятьсот тридцать шесть) руб. 25 коп. и компенсацию морального вреда в размере 3000 (три тысячи) руб., в удовлетворении остальной части иска, - отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Советский Тепловодоканал» (ОГРН: 1038600306690, дата присвоения ОГРН: 13.11.2003; ИНН: 8615011837) в бюджет муниципального образования Советский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры государственную пошлину в размере 700 (семьсот) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 15.06.2023.
Председательствующий Казаринова А.А.