Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 03 августа 2023 года
Самарский областной суд в составе
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Микушиной Е.А.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административных ответчиков ФИО7,
представителя административного ответчика и заинтересованного лица ФИО4,
прокурора Деминой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1487/2023 по административному иску ФИО1 к министерству финансов Российской Федерации. Управлению Федерального казначейства Самарской области, Федеральной службе судебных приставов России о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л:
Административный истец ФИО1 обратился в Самарский областной суд с административным иском о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 25 000 рублей.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 11.08.2022 постановлен новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований ФИО1; признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г.Тольятти ФИО21 Н.В. от 23.12.2021 в рамках исполнительного производства №-ИП от 28.10.2021; обязать судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г.Тольятти ФИО22 Н.В. рассмотреть заявление ФИО1 от 08.02.2021 в порядке статьи 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Административному истцу не поступило уведомление судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Тольятти ФИО23 Н.В. о рассмотрении заявления ФИО1 от 08.12.2021 в соответствии со ст. 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в течение 10 дней и в течение месячного срока после вступления в законную силу судебного акта - апелляционного определения Самарского областного суда от 11.08.2022.
20.09.2022 по обращению административного истца Центральный районный суд г. Тольятти выдал исполнительный лист о принудительном исполнении апелляционного определения Самарского областного суда от 11.08.2022. На основании исполнительного документа было возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое окончено исполнением требований исполнительного документа в полном объеме 21.11.2022.
Таким образом, длительность исполнения судебного акта составила 3 месяца 10 дней. Неисполнение судебного акта в разумный срок произошло по обстоятельствам, не зависящим от административного истца, а вследствие бездействия со стороны должника судебного пристава-исполнителя ФИО24 Н.В., чем нарушено право истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
Длительное неисполнение судебного акта вызвало у административного истца чувство неудовлетворенности, неуверенности и неопределенности в реализации законного права на исполнение судебного акта в разумный срок, что создавало дискомфорт, физические и нравственные страдания, угнетало моральное состояние, отражалось на настроении и состоянии здоровья.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал и просил удовлетворить административный иск по доводам, изложенным в нем с учетом дополнений и письменных объяснений.
Представитель административных ответчиков министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Самарской области Левина И.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель административного ответчика Федеральной службы судебных приставов России и заинтересованного лица Главного Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации Фоломкина А.Г., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указав на отсутствие нарушений срока по исполнительному производству и разумных сроков исполнения судебного акта, не оспаривая о неисполнении судебного акта в месячный срок.
Иные лица, участвующие в деле о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в судебное заседание не явились, представителей не направили, причины неявки суду не сообщили.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы настоящего административного дела и административного дела № 2а-1002/2022, заслушав заключение прокурора, полагавшего о частичном удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Для обеспечения действенности данных прав Федеральным законом от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ, Закон о компенсации) установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами или взыскатели, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение в разумный срок судебного акта, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 11 от 29 марта 2006 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводства в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» следует, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В силу части 1 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 11 от 29 марта 2006 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводства в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
Как следует из материалов административного дела № 2а-1002/2022, 08 декабря 2021 года ФИО1 через ЕГПУ обратился в ОСП Центрального района города Тольятти УФССП России по Самарской области с заявлением о возврате излишне удержанных денежных средств в рамках исполнительного производства №-ИП от 28.10.2021.
23 декабря 2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района города Тольятти ФИО25 Н.В. удовлетворено заявление ФИО1 в части, излишне удержанные денежные средства в размере 25 000 рублей в рамках исполнительного производства №-ИП от 28.10.2021 не возвращены.
30 декабря 2021 года ФИО1 через Интернет-ресурс обратился с административным исковым заявлением в Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области с требованиями о признании незаконными действия и постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г.Тольятти УФССП России по Самарской области ФИО26 Н.В., о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 25 апреля 2022 года в удовлетворении заявленных ФИО1 требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 11 августа 2022 года решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 25 апреля 2022 года отменено, административные исковые требования ФИО1 удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Тольятти ФИО27 Н.В. от 23 декабря 2021 года в рамках исполнительного производства №-ИП от 28 октября 2021 года, на судебного пристава-исполнителя ФИО28 Н.В. возложена обязанность рассмотреть заявление ФИО1 от 8 декабря 2021 года в порядке статьи 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Из ответа на запрос суда следует, что копия судебного акта от 11 августа 2022 года получена для исполнения ОСП Центрального района г.Тольятти 07.09.2022. По обращению административного истца Центральным районным судом г. Тольятти ФИО1 20.09.2022 выдан исполнительный лист, на основании которого 26.09.2022 возбуждено исполнительное производство №-ИП. В рамках возбужденного исполнительного производства постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО29 Н.В. от 30.09.2022 заявление ФИО1 от 8 декабря 2021 года рассмотрено в порядке статьи 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Постановлением от 21.11.2022 исполнительное производство №-ИП окончено.
Согласно части 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Из материалов настоящего административного дела следует, что исполнительное производство, в рамках которого заявлены административные исковые требования, окончено 21.11.2022, взыскатель по исполнительному производству ФИО1 настоящий административный иск направил в суд 14.05.2023 посредством Интернет ресурса. Следовательно, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском в установленный 6-тимесячный срок со дня окончания исполнительного производства, оснований для восстановления, не пропущенного срока, не усматривается.
Согласно части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» судам разъяснено, что решение суда по требованиям, заявленным в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица обращается к исполнению судом в соответствии с частями 8 и 9 статьи 227 КАС РФ, что не исключает возможности его принудительного исполнения на основании выданного судом исполнительного листа, если решением суда на административного ответчика (орган, должностное лицо) возложена обязанность по совершению (воздержанию от совершения) определенных действий.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 5 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в случае, если исполнение судебного акта по не денежному требованию имущественного характера или требованию неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи судом исполнительного документа, возбуждения исполнительного производства и законодательством не установлен срок исполнения соответствующих требований, заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается не ранее чем через шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу или истечения установленного судом срока его исполнения либо не позднее чем через шесть месяцев со дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта (часть 8 статьи 3 Закона о компенсации, часть 4 статьи 250 КАС РФ, часть 3 статьи 222.1 АПК РФ).
Согласно разъяснению абзаца 2 пункта 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.
Из положения статьи 6.4 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» следует, что судебный пристав-исполнитель является должностным лицом федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения (пункт 1).
С учетом анализа приведенных разъяснений и положений законодательства об административном судопроизводстве, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 11.08.2022 подлежало исполнению должностным лицом – судебным приставом-исполнителем ОСП Центрального района г. Тольятти ФИО30 Н.В., являющимся государственным служащим, вне зависимости от обращения судебного акта к принудительному исполнению на основании исполнительного документа.
Суд признает исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 11 августа 2022 года постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО31 Н.В. от 30.09.2022, поскольку данное обстоятельство следует из текста документа. Указанное постановление от 30.09.2022, по мнению суда, является достаточным способом устранения допущенных нарушений и восстановления прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таким образом, в данном случае при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта, учитывая период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта 11.08.2022, по дату вынесения постановления судебного пристава-исполнителя ФИО32 Н.В. 30.09.2022, срок составил 1 месяц 19 дней, а по дату вынесения постановления об окончании исполнительного производства 20.11.2022, - 3 месяца 10 дней.
Суд полагает, что указанный срок исполнения судебного решения отвечает требованиям разумности и не нарушает права административного истца.
Факт не исполнения решения суда в месячный срок и не направления уведомления суду и административному истцу об исполнении апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 11 августа 2022 года, не является бесспорным основанием для удовлетворения заявленных требований.
Суд, оценивая в совокупности рассматриваемые районным судом требования, действия должника, период исполнения судебного акта в рамках исполнительного производства, полагает, что разумный срок исполнения судебного акта не нарушен.
Таким образом, административные исковые требования ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 - 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административные исковые требования ФИО1 о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 14 августа 2023 года.
Судья: И.А. Щетинкина