Дело № 2-590/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Филипповой И.В.
при секретаре судебного заседания Шапаренко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре 16 апреля 2019 года дело по иску Государственного учреждения Республики Коми «Детский ********** для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ********** в интересах **** Терентьевой С. В. к Терентьевой В. В. о принудительном обмене занимаемого жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
ГУ РК «Детский ********** для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» **********, действуя в интересах несовершеннолетней Терентьевой С. В., **.**.** г.р., обратилось в суд с иском к Терентьевой В. В. о принудительном обмене занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: **********, указывая в обоснование иска, что ответчик лишена в отношении Терентьевой С.В. родительских прав, несовершеннолетняя является воспитанницей ГУ РК «Детский ********** для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» **********, за ней сохранено право пользования вышеуказанным жилым помещением, ответчик имеет регистрацию в данном жилом помещении, однако проживание Терентьевой С.В. и Терентьевой В.В. совместно в одном жилом помещении нарушает права и законные интересы несовершеннолетней, в связи с чем последовало обращение в суд с настоящими исковыми требованиями.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация МР «Печора».
В судебном заседании представителя истца Л., действующая на основании доверенности №... от **.**.**, на исковых требованиях настаивала.
Дело слушалось в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в отсутствие несовершеннолетней Терентьевой С.В., ответчика Терентьевой В.В., представителя третьего лица администрации МР «Печора», извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела Печорского городского суда №..., приходит к следующему.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно ст. 72 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих членов его семьи, вправе осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю. Проживающие совместно с нанимателем члены его семьи вправе требовать от нанимателя обмена занимаемого ими жилого помещения по договору социального найма на жилые помещения, предоставленные по договорам социального найма другим нанимателям и находящиеся в разных домах или квартирах. Если между нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке. При этом учитываются заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении. Обмен жилыми помещениями осуществляется без ограничения количества его участников при соблюдении требований ч. 1 ст. 70 ЖК РФ.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, несовершеннолетняя Терентьева С.В., **** г.р. приходится дочерью Терентьевой В.В., зарегистрирована по адресу: ********** качестве члена семьи нанимателя.
Решением Печорского городского суда от **.**.** по делу №... Терентьева В.В. лишена родительских прав в отношении дочери Терентьевой С.В. (л.д.7-8).
Приказом ГУ РК «Детский ********** для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ********** №... (4) от **.**.** Т., **** г.р., зачислена в число воспитанников данного учреждения с **.**.** (л.д.6).
Из материалов дела усматривается, что **.**.** между администрацией МР «Печора» и Терентьевой В.В. заключен договор социального найма жилого помещения №..., расположенного по адресу: **********, общей площадью **** кв.м., совместно в нанимателем в данное жилое помещение в качестве члена семьи вселена Терентьева С.В. (л.д.9).
Распоряжением отдела опеки и попечительства по ********** по опеке и попечительству Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми №...-ж от **.**.** за Терентьевой С.В. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ********** (л.д.12).
Согласно поквартирной карточке, картам регистрации по указанному выше адресу имеют регистрацию Терентьева В.В. с **.**.** и Терентьева С.В., **** г.р., с **.**.** (л.д.27-29).
По сведениям ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ********** спорная квартира находится в собственности МО МР «Печора» (л.д.31-33).
Согласно статьям 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, и суд оценивает имеющиеся в деле доказательства.
Как следует из разъяснений пункта 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел, связанных с обменом жилыми помещениями, судам следует учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 72 и статьей 74 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора обмена жилого помещениями могут быть только жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма, а субъектами обмена - наниматели социального жилья. Обмен помещений, относящихся к фонду социального использования, на жилые помещения индивидуального, специализированного и жилищного фонда коммерческого использования ("смешанный" обмен), а также обмен членом семьи нанимателя по договору социального приходящейся на него доли площади жилого помещения с другим лицом при условии вещего в качестве члена семьи нанимателя ("родственный" обмен) Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрен.
Заявляя требование о принудительном обмене жилого помещения, расположенного по адресу: **********, общей площадью **** кв.м., истцом не представлено каких-либо вариантов жилых помещений для обмена, в рамках рассмотрения настоящего спора, ввиду чего невозможно установить наличие совокупности условий, необходимых в силу закона для обмена сторон жилыми помещениями, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца не имеется. Кроме того, ********** в ********** является однокомнатной, имеет общую площадь **** кв.м.
Таким образом, на основании вышеизложенных норм прав, с учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что по существу исковые требования сводятся к обязанию ответчика самостоятельно подобрать варианты обмена, что не предусмотрено действующим законодательством, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ГУ РК «Детский ********** для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» **********, действующим в интересах несовершеннолетней Терентьевой С.В., **** г.р., исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Государственного учреждения Республики Коми «Детский ********** для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» **********, действующего в интересах несовершеннолетней Терентьевой С. В., **** года рождения, к Терентьевой В. В. о принудительном обмене занимаемого жилого помещения, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено **.**.**.
Председательствующий судья И.В.Филиппова