Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-255/2024 от 25.03.2024

Судья Климович Т.А. Дело № 21-255/2023

Номер дела в суде первой инстанции 12-6/2024

УИД 22RS0007-01-2023-000372-17

Р Е Ш Е Н И Е

24 мая 2024 года г. Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Скляр А.А., рассмотрев жалобу защитника Администрации города Белокуриха Алтайского края на решение судьи Смоленского районного суда Алтайского края от 27 февраля 2024 года

по жалобе Администрации г. Белокуриха Алтайского края на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов Смоленского района и г. Белокурихи Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Е.А.С. от 16 августа 2022 года № 70 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрация г.Белокуриха Алтайского края,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении от 09 августа 2022 года , составленному судебным приставом-исполнителем Отделения судебных приставов Смоленского района и г. Белокурихи Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю М.Т.В., Администрация г. Белокуриха (далее также Администрация) в срок, вновь установленный после наложения административного штрафа, не исполняет требование исполнительного документа, выданного Белокурихинским городским судом Алтайского края на основании вступившего в законную силу решения суда, обязывающего Администрацию г. Белокуриха Алтайского края устранить препятствия в пользовании З.И.Д. земельными участками с кадастровыми номерами и путем демонтажа линейного объекта канализации в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов Смоленского района и г. Белокурихи Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Е.А.С. от 16 августа 2022 года № 70 Администрация г. Белокуриха признан виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.

В жалобе, адресованной в районный суд, Администрация просит отменить постановление должностного лица, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что Администрация не была уведомлена о рассмотрении дела об административном правонарушении. О вынесенном постановлении узнала лишь 26 сентября 2023 года. При этом ссылка на неисполнение решения суда в отношении взыскателя З.И.Д. так же необоснованно, поскольку исполнительное производство -ИП, которое указано в обжалуемом постановлении, было окончено 15 сентября 2022 года в связи с изъятием земельных участков. Таким образом, обжалуемое постановление вынесено спустя год после снятия всех обязанностей с администрации по исполнительному производству.

Решением судьи Смоленского районного суда Алтайского края от 27 февраля 2024 года обжалуемое постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Администрации – без удовлетворения.

В жалобе, адресованной в Алтайский краевой суд, защитник Администрации г. Белокуриха просит отменить решение судьи районного суда, повторно излагая свои доводы о том, что Администрация как должник по исполнительному производству предпринимала меры к исполнению судебного акта, в частности 24 января 2022 года было проведено совещание по вопросу исполнения судебных решений, 16 марта 2022 года был заключен муниципальный контракт на выполнение инженерных изысканий, 07 июня 2024 года судом была назначена экспертиза об установлении рыночной стоимости спорных земельных участков, в день получения экспертного заключения - 31 августа 2022 года между З.Т.Д. и Администрацией было заключено мировое соглашение по гражданскому делу. 13 сентября 2022 года от З.И.Д. в ОСП поступило заявление об окончании исполнительного производства.

В жалобе отмечается, что назначенное наказание не соответствует характеру и степени допущенного нарушения. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы.

В ходе рассмотрения жалобы в Алтайском краевом суде защитник Администрации Х.С.В. поддерживал доводы жалобы, дополнительно указал, что был нарушен порядок привлечения к административной ответственности, поскольку извещение на составление протокола и сам протокол об административном правонарушении в Администрацию не поступали.

Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующим выводам.

Копия обжалуемого решения судьи получена должником 11 марта 2024 года, жалоба поступила в суд 15 марта 2024 года, то есть в установленный ч.1 ст.30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальный срок, жалоба подлежит рассмотрению по существу.

Согласно части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно части 2 статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов настоящего дела, материалов исполнительного производства -ИП, вступившим в законную силу решением Белокурихинского городского суда Алтайского края от 01 июня 2021 года на Администрацию г. Белокурихи возложена обязанность устранить препятствия в пользовании З.И.Д. земельными участками с кадастровыми номерами и путем демонтажа линейного объекта канализации, в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 14 сентября 2021 года возбуждено исполнительное производство, должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Копия данного постановления была получена должником 23 сентября 2021 года.

11 октября 2021 года с Администрации был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб., установлен новый срок для исполнения – до 15 ноября 2021 года. Копия данного постановления была получена должником посредством ЕПГУ 20 октября 2021 года (прочитано постановление).

29 ноября 2021 года Администрация была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление вступило в законную силу 09 декабря 2021 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Смоленского района и г. Белокурихи Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 13 января 2022 года установлен срок для исполнения требований исполнительного документа до 31 марта 2022 года. Копия данного постановления получена должником посредством ЕПГУ в день его вынесения – 13 января 2022 года, нарочным копия получена 21 января 2022 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции Администрации.

Постановлением от 05 апреля 2022 года срок для исполнения продлен до 20 июня 2022 года, копия постановления получена должником посредством ЕПГУ 05 апреля 2022 года, нарочным копия получена 08 апреля 2022 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции Администрации.

Основанием для привлечения администрации города Белокурихи Алтайского края к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили выводы должностного лица о том, что в отсутствие объективных причин не исполнены вышеуказанные требования исполнительного документа неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем вновь после наложения административного штрафа.

Судья районного суда, оставляя постановление без изменения, исходил из того, что порядок привлечения к административной ответственности соблюден, всех возможных мер к исполнению требований исполнительного документа в установленный срок принято не было.

Между тем судьей районного суда и должностным лицом не учтено следующее.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Однако эти обстоятельства судьей районного суда не проверены, между тем эти доводы были заявлены в суде первой инстанции.

Вопреки ошибочным выводам судьи о соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности, в материалах дела об административном правонарушении, в материалах исполнительного производства отсутствуют сведения о направлении в адрес Администрации копии протокола по делу об административном правонарушении № 70 от 09 августа 2022 года, который был составлен в отсутствие законного представителя и защитника Администрации.

На данное обстоятельство ссылался защитник Администрации и в судебном заседании Алтайского краевого суда.

На запрос Алтайского краевого суда судебный пристав-исполнитель Отделения судебных приставов Смоленского района г. Белокурихи ГУФССП России по Алтайскому краю дал ответ о невозможности представления информации о направлении привлекаемому лицу копии протокола по делу об административном правонарушении № 70 от 09 августа 2022 года, через ЕПГУ копя протокола не направлялась.

Представленный в Алтайский краевой суд скриншот программы ЕПГУ Администрации г. Белокуриха не содержит вкладки с содержанием копии протокола по делу об административном правонарушении.

Невручение законному представителю Администрации копии протокола об административном правонарушении, при составлении которого он (или защитник) не присутствовал и не был осведомлен о том, совершение какого административного правонарушения вменено Администрации, а также рассмотрение дела непосредственно после оформления протокола фактически лишило указанное лицо возможности реализовать гарантии защиты при рассмотрении дела, в том числе квалифицированно возражать относительно существа и обстоятельств вмененного административного правонарушения, представлять доказательства в подтверждение своей позиции.

Означенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту, объективность рассмотрения дела и законность вынесенного административным органом постановления.

Поскольку на момент рассмотрения настоящего дела срок давности привлечения к административной ответственности истек, отсутствует возможность направления дела на новое рассмотрение, решение судьи районного суда и постановления должностного лица подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи с истечением срока давности, что соответствует требованиям пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов Смоленского района и г. Белокурихи Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Е.А.С. от 16 августа 2022 года № 70 и решение судьи Смоленского районного суда Алтайского края от 27 февраля 2024 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации г. Белокуриха прекратить по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Судья А.А. Скляр

21-255/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Администрация г. Белокуриха
Другие
Холкин С.В.
Суд
Алтайский краевой суд
Судья
Скляр Анна Алексеевна
Статьи

ст.17.15 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
kraevoy--alt.sudrf.ru
26.03.2024Материалы переданы в производство судье
02.05.2024Судебное заседание
22.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
28.05.2024Дело оформлено
28.05.2024Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее