Дело: № 2-8884/2023
УИД: 50RS0052-01-2023-011308-14
Решение
Именем Российской Федерации
25 декабря 2023 года г. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Адаманова Э.В.,
при секретаре судебного заседания Ковалевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шатилова ФИО6 к Администрации городского округа Щелково Московской о признании незаконным решения об отказе в оказании государственной услуги,
Установил:
Истец Шатилов Ю.Ю. обратился в Щёлковский городской суд Московской области к Администрации городского округа Щелково Московской области с исковым заявлением о признании незаконным решения об отказе в оказании государственной услуги.
В обосновании своих требований указал, что истцу на основании Договора № от 12.12.2019г. купли-продажи недвижимого имущества истцу принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества нежилое здание: торговый павильон, площадью 35 кв.м. по адресу: <адрес>. Решением Щёлковского городского суда Московской области от 01 ноября 2022 года дело № нежилое здание с кадастровым № по адресу: <адрес> площадью 57 кв.м. сохранено в реконструированном состоянии.
За Шатиловым ФИО7 признано право собственности на нежилое здание с кадастровым № по адресу: <адрес> площадью 57 кв.м. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 13.03.2023 г. Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым №, площадью 500 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – магазины по адресу: <адрес>, принадлежащем Истцу на праве аренды на основании договора аренды земельного участка №.
Договор аренды заключен на основании Решения Щелковского городского суда Московской области от 21 января 2021 года дело №. С целью оформления имущественных прав на земельный участок, под указанным строением Истец обратился в Администрацию городского округа Щелково с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Решением от 27.04.2023 № о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов отказано в связи с тем, что:
Учитывая несоответствие информации, которая содержится в документах, представленных Заявителем, сведениям, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия (наложение границ земельного участка на территории, отображенные на карте несогласованных вопросов, в части замечаний Министерства обороны Российской Федерации), руководствуясь п. 13.2.4. Административного регламента, Администрация городского округа Щёлково отказывает в предоставлении услуги.
Учитывая отсутствие прав Заявителя на объект капитального строительства, расположенный на земельном участке и руководствуясь п. 13.2.12. Административного регламента, Администрация городского округа Щёлково отказывает в предоставлении услуги.
Учитывая, что на земельном участке расположен нестационарный торговый объект и руководствуясь п. 13.2.45. Административного регламента, Администрация городского округа Щёлково отказывает в предоставлении услуги.
Испрашиваемый земельный участок был предоставлен на праве аренды с видом разрешённого использования «магазины» по договору аренды земельного участка от 02.11.2021 №. Учитывая, что на земельном участке расположен нестационарный торговый объект, цель, для которой земельный участок предоставлялся в аренду - не достигнута, что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Решением Щелковского городского суда от 27.06.2023 по делу № указанное Решение Администрации городского округа Щелково признанно незаконным, суд обязал Администрацию городского округа Щелково Московской области рассмотреть заявление Шатилова Ю.Ю. повторно. В установленном законом порядке Шатилов Ю.Ю. направил в Администрацию городского округа Щелково указанное Решение Щёлковского городского суда от 27.06.2023 по делу №. Письмом от 28.11.2023 № Администрация городского округа Щелково Московской области отказала Шатилову Ю.Ю. в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым №, площадью 500 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – магазины по адресу: <адрес> основанием отказа указали следующее: «Во исполнение п. 136 сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области от 16.11.2023 № 216-З, учитывая наличие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных п. 13.2.4 Административного регламента - несоответствие информации, которая содержится в документах, представленных Заявителем, сведениям, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия (площадь объекта, указанная в ЕГРН, не соответствует фактической площади».
Данный отказ нарушает права Шатилова Ю.Ю., предусмотренные ст. 39.20 Земельного кодекса РФ в соответствии с которой если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Просит суд: признать незаконным Решение Администрации городского округа Щёлково об отказе в предоставлении государственной услуги от выразившееся в письме от 28.11.2023 №
Признать за Шатиловым ФИО8 право на предоставление в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым №, площадью 500 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – магазины по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию городского округа Щёлково Московской области в течение двадцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу направить в адрес Шатилова ФИО9 три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым №, площадью 500 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – магазины по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца, действующая на основании доверенности Козлова С.А., поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа Щелково Московской области Мясова С.А., действующая на основании доверенности против удовлетворения требований возражала, просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Третье лицо Министерство имущественных отношений Московской области в судебное заседание своего представителя не направило о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что истцу на основании Договора № от 12.12.2019г. купли-продажи недвижимого имущества истцу принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества нежилое здание: торговый павильон, площадью 35 кв.м. по адресу: <адрес>
Решением Щёлковского городского суда Московской области от 01 ноября 2022 года дело № нежилое здание с кадастровым № по адресу: <адрес> площадью 57 кв.м. сохранено в реконструированном состоянии.
За Шатиловым ФИО10 признано право собственности нежилое здание с кадастровым № по адресу: <адрес> площадью 57 кв.м. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 13.03.2023 г.
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым №, площадью 500 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – магазины по адресу: <адрес> принадлежащем Истцу на праве аренды на основании договора аренды земельного участка №. Договор аренды заключен на основании Решения Щелковского городского суда Московской области от 21 января 2021 года дело №.
С целью оформления имущественных прав на земельный участок, под указанным строением Истец обратился в Администрацию городского округа Щелково с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Решением от 27.04.2023 № о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов отказано в связи с тем, что: Учитывая несоответствие информации, которая содержится в документах, представленных Заявителем, сведениям, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия (наложение границ земельного участка на территории, отображенные на карте несогласованных вопросов, в части замечаний Министерства обороны Российской Федерации), руководствуясь п. 13.2.4. Административного регламента, Администрация городского округа Щёлково отказывает в предоставлении услуги.
Учитывая отсутствие прав Заявителя на объект капитального строительства, расположенный на земельном участке и руководствуясь п. 13.2.12. Административного регламента, Администрация городского округа Щёлково отказывает в предоставлении услуги.
Учитывая, что на земельном участке расположен нестационарный торговый объект и руководствуясь п. 13.2.45. Административного регламента, Администрация городского округа Щёлково отказывает в предоставлении услуги.
Испрашиваемый земельный участок был предоставлен Вам на праве аренды с видом разрешённого использования «магазины» по договору аренды земельного участка от 02.11.2021 №. Учитывая, что на земельном участке расположен нестационарный торговый объект, цель, для которой земельный участок предоставлялся в аренду не достигнута, что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Решением Щелковского городского суда от 27.06.2023 по делу № указанное Решение Администрации городского округа Щелково признанно незаконным, суд обязал Администрацию городского округа Щелково Московской области рассмотреть заявление Шатилова Ю.Ю. повторно. В установленном законом порядке Шатилов Ю.Ю. направил в Администрацию городского округа Щелково указанное Решение Щёлковского городского суда от 27.06.2023 по делу №. Письмом от 28.11.2023 № Администрация городского округа Щелково Московской области отказала Шатилову Ю.Ю. в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым №, площадью 500 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – магазины по адресу: <адрес> основанием отказа указали следующее: «Во исполнение п. 136 сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области от 16.11.2023 № 216-З, учитывая наличие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных п. 13.2.4 Административного регламента - несоответствие информации, которая содержится в документах, представленных Заявителем, сведениям, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия (площадь объекта, указанная в ЕГРН, не соответствует фактической площади».
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса. Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В соответствии статьей 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии со ст. 39.16 ЗК РФ, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов являются:
- с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
- разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
- испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;
- площадь земельного участка превышает предельный размер, установленный в соответствии с федеральным законом;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
- предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса. Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Таким образом, решение об отказе в предоставлении земельного участка не может носить произвольный характер и основываться на предпочтениях и ограничениях, не установленных нормами земельного законодательства, и должно быть мотивированным.
В соответствии с п.2 ст. 61 ГПК РФ «2. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом».
Решением Щёлковского городского суда Московской области от 01 ноября 2022 года дело № за истцом признано право собственности на объект недвижимого имущества площадью 57 кв.м., при рассмотрении указанного одела была проведена судебная строительно-техническая экспертиза, экспертом указанный объект недвижимости натурно обследовался, на основании Решения суда истец осуществил государственную регистрацию права на объект. Ответчиком не представлено в материалы дела доказательств, на которых основан обжалуемый отказ.
В соответствии с абз. 6 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В силу положений ст. 13 ГК РФ и ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые Законом интересы гражданина, в том числе в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 12 ГК РФ способами защиты права являются: восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Суд приходит к выводу, что в данном случае ответчиком оспаривается само право истца на заключение договора купли-продажи земельного участка, под принадлежащим истцу объектом недвижимости за плату без проведения торгов и единственно возможным способом восстановления нарушенного права является обязание ответчика заключить с истцом договор купли-продажи спорного земельного участка.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право на судебную защиту предполагает наличие конкретных институциональных и процессуальных механизмов, которые позволяют реализовать его в полном объеме, и вместе с тем соответствуют критериям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым гарантируют действенное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости и обеспечивающего охрану прав и свобод человека и гражданина (Постановления от 03.02.1998 N 5-П, от 16.03.1998 N 9-П, от 25.12.2001 N 17-П, от 11.05.2005 N 5-П, от 05.02.2007 N 2-П, от 19.03.2010 N 7-П, от 19.07.2011 N 17-П, др.).
Правильное и своевременное разрешение административных дел, соотносится с принципом правовой определенности, которое предполагает, что судебные решения, по общему правилу, должны оставаться окончательными. Соответственно восстановление нарушенного права должно быть произведено способом, имеющим признаки окончательного разрешения правового спора.
В рассматриваемом случае орган местного самоуправления неоднократно отказывал истцу в предоставлении участка в собственность по одним и тем же основаниям, игнорируя правовую позицию, изложенную судом в решении, постановленном по результатам разрешения ранее возникшего спора. При таких данных возложение обязанности на Администрацию городского округа Щелково Московской области повторно рассмотреть заявление истца о предоставлении участка в собственность не устранит препятствий к реализации неоднократно подтвержденного судом права истца на выкуп земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что доводы, изложенные в оспариваемом отказе, противоречат законодательству, а также материалам дела.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ
Решил:
Исковое заявление Шатилова ФИО11 - удовлетворить
Признать незаконным Решение Администрации городского округа Щёлково об отказе в предоставлении государственной услуги, выразившееся в письме от 28.11.2023 №
Признать за Шатиловым ФИО12 право на предоставление в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым №, площадью 500 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – магазины по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию городского округа Щёлково Московской области в течение двадцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу направить в адрес Шатилова ФИО13 три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым № площадью 500 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – магазины по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд путем подачи жалобы через Щелковский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Э.В. Адаманова