РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«27» июня 2023 года <адрес>
Домодедовский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Рытова П.П.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Администрации г.о. <адрес> к ФИО1, третье лицо - Министерство имущественных отношений <адрес> об освобождении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена,
по встречному иску ФИО1 к Администрации г.о. <адрес>, третьи лица: Министерство имущественных отношений <адрес>, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ФИО9, ФИО10 об исправлении реестровой ошибки,
УСТАНОВИЛ:
Истец Администрация г.о. <адрес> с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ обратилась в суд с иском к ответчику ФИО1 с требованием об обязании исправить реестровую ошибку в сведениях об описании границ земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66 в соответствующих координатах, об обязании за свой счет освободить незаконно занятый земельный участок общей площадью 140 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, расположенный по адресу: <адрес>, мкр. Востряково, <адрес> соответствующих координатах, а также об обязании за свой счет перенести забор из профилированного листа находящегося на землях государственной неразграниченной собственности в соответствующих координатах.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером 50:28:0020408:66, расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Востряково, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения индивидуального жилищного строительства. Сотрудниками Администрации г.о. <адрес> проведен анализ ортофотоснимков местности, содержащихся в Региональной информационной системе <адрес>, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66. В ходе анализа выявлены признаки самовольного занятия части земельного участка неразграниченной государственной собственности, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 50:28:0020408:66. В адрес ответчика направлены письма от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости устранения допущенного нарушения. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о. <адрес> принято задание о проведении выездного обследования в отношении земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66. Протоколами осмотра и инструментального обследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:28:0020408:66 огорожен забором, доступ на него ограничен. Фактическое ограждение не соответствует данным ЕГРН. В фактические границы ограждения включена часть земель неразграниченной государственной собственности. Из проведенной по делу землеустроительной экспертизы усматривается, что площадь земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66 по фактическому пользованию составляет 1 368 кв.м, (по сведениям ЕГРН 1 200 кв.м.). В сведениях об описании границ земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66 выявлена реестровая ошибка. Экспертами предложен вариант исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66, в соответствии с которым наложение границ на земли, государственная собственность на которые не разграничена составляет 140 кв.м. На землях государственной неразграниченной собственности располагается забор из профилированного листа, принадлежащего ответчику. Учитывая данные обстоятельства, считают, что имеются основания для обязания ответчика в судебном порядке освободить самовольно занятый земельный участок.
В этой связи истцом подано настоящее исковое заявление.
ДД.ММ.ГГГГ определением суда к производству был принят встречный иск истца (ответчика по первоначальному иску) ФИО1 к ответчику (истцу по первоначальному иску) Администрации г.о. <адрес> об исправлении реестровой ошибки с требованием о признании реестровой ошибкой сведения государственного кадастра недвижимости о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66, расположенного по адресу: <адрес>, г.о. Домодедово, мкр. Востряково, <адрес>, а также об устранении реестровой ошибки путем установления соответствующих координат характерных точек границ указанного земельного участка.
В обоснование встречных исковых требований указано, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66, расположенного по адресу: <адрес>, г.о. Домодедово, мкр. Востряково, <адрес>. Ответчиком (истцом по первоначальному иску) заявлено исковое заявление об освобождении земельного участка, в котором он ссылается на следующее: «Протоколами осмотра и инструментального обследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:28:0020408:66 огорожен забором, доступ на него ограничен. Фактическое ограждение не соответствует данным ЕГРН. В фактические границы ограждения включена часть земель неразграниченной государственной собственности». В действительности же, ФИО1 согласна, что спорный земельный участок не расположен в фактических границах пользования, но лишь, вследствие реестровой ошибки, допущенной при формировании участка. Так, ФИО1 владеет земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, г.о. Домодедово, мкр. Востряково, <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО3 и ФИО1, то есть, к формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка, истец не имеет никакого отношения. Кроме того, по настоящему гражданскому делу была проведена судебная землеустроительная экспертиза, в выводах которой эксперт, отвечая на поставленные вопросы указал следующее: «Внутри фактических границ, по периметру земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66 растут многолетние деревья, а за пределами забора указанного участка стоит столб ЛЭП, которые являются подтверждением существования на местности пятнадцать и более лет закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение фактических границ земельного участка. Отсюда следует, что смещение границ земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66, внесенных в ЕГРН, относительно природных объектов (многолетних деревьев) и объектов искусственного происхождения (столб ЛЭП) доказывает наличие реестровой ошибки в сведениях об описании границ земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66».
ДД.ММ.ГГГГ определение суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО9, ФИО10
Представитель истца (ответчика по встречному иску) Администрации г.о. <адрес> по доверенности - ФИО4 в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнений поддержала и просила удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Встречные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Ответчик (истец по встречному иску) ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Представитель ФИО1 по доверенности - ФИО5в судебном заседании первоначальные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. Встречные исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме по доводам, изложенным во встречном иске.
Третье лицо - ФИО9 в судебном заседании поддержала встречное исковое заявление и доводы стороны ФИО1
Представители третьих лиц: Министерства имущественных отношений <адрес>, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, третье лицо - ФИО10 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Суд, выслушав и изучив доводы сторон по настоящему гражданскому делу, эксперта, исследовав и оценив собранные по делу письменные доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, полагает, что первоначальные исковые требования Администрации г.о. <адрес> к ФИО1 об освобождении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, встречные исковые требования ФИО1 к Администрации г.о. <адрес> об исправлении реестровой ошибки подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами... в том числе: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности и т.д.
Нормы ст. ст. 12, 304, 305 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) предусматривают право собственника и иного владельца требовать определения границ земельного участка, внесения изменений в описание границ.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ, ч. 7 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» земельные участки относятся к объектам недвижимости (далее по тексту - Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие признать ее индивидуально определенной вещью.
Подтверждением существования объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи является государственный кадастровый учет, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ч. 7 ст. 1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ).
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Частью 4 ст. 8 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ установлено, что к основным характеристикам объекта недвижимости относятся в том числе, описание местоположения такого объекта недвижимости и его площадь.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8 ст. 22 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ).
Согласно абз. 2 п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположение смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В силу ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее по тексту – Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ ) местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
Согласно положениям ст. 40 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Из положений ч. 1, 2 ст. 43 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ следует, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с ч. 3 ст. 61 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (ч. 4 ст. 61 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ).
Согласно ч. 1. ст. 22 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Пунктом 1 Требований к подготовке межевого плана и состав содержащихся в нем сведений (далее по тексту - Требования), утвержденных Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0592 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» установлено, что в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости, в том числе об определенном земельном участке, в котором воспроизведены сведения, внесенные в ЕГРН.
Согласно п. 21 Требований межевой план составляется на основе выписки из ЕГРН об определенном земельном участке и (или) сведений об определенной территории, например, в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения описания местоположения границ земельных участков, а также на основе сведений ЕГРН о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства при наличии таких объектов на земельном участке, в отношении которого выполняются кадастровые работы.
Для подготовки межевого плана могут использоваться сведения единой электронной картографической основы, картографические материалы государственных фондов пространственных данных, землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства. Указанные в настоящем пункте документы или их копии в Приложение не включаются, реквизиты таких документов указываются в разделе «Исходные данные» межевого плана.
Согласно п. 24 Требований при выполнении кадастровых работ в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок (за исключением выписки из ЕГРН), или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия таких документов или при отсутствии в таких документах сведений, необходимых для уточнения описания местоположения границ земельного участка, уточненное описание местоположения границ земельного участка устанавливается в соответствии с границами, существующими на местности пятнадцать и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
При выполнении кадастровых работ в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка допускается использование выписки из ЕГРН, содержащей описание местоположения границ земельного участка (объекта кадастровых работ и (или) смежного с ним земельного участка (смежных с ним земельных участков), если такое описание не соответствует требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, установленным на основании ч. 13 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ, а также выписки из ЕГРН в отношении смежного земельного участка (смежных земельных участков), описание местоположения границ которого соответствует установленным на основании ч. 13 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В качестве документов, подтверждающих существование границ земельных участков на местности пятнадцать лет и более, допускается использование: карт (планов), фотокарт (фотопланов), содержащихся в государственных фондах пространственных данных или в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, на которых отображены природные объекты или объекты искусственного происхождения, с помощью которых закреплены уточняемые границы земельного участка в интересующий период времени; планово-картографических материалов, имеющихся в органах местного самоуправления, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации; землеустроительной документации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства; ситуационных планов, содержащихся в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, хранившихся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации; иных документов, содержащих сведения о местоположении границ земельных участков.
При этом определение координат характерных точек границ в случае применения фотограмметрического или картометрического метода осуществляется с использованием актуального в период выполнения кадастровых работ картографического материала.
Сведения об указанных выше документах приводятся в разделе «Исходные данные», копии карт (планов), фотокарт (фотопланов), планово-картографических материалов в Приложение не включаются, изображение соответствующей территории (части территории) воспроизводится на Схеме.
Согласно положениям ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу ст. 263 ГК РФ только собственник земельного участка может возводить на нем здания, сооружения, осуществлять их перестройку, снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения требований о целевом назначении земельного участка.
В силу положений ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 названной статьи.
В силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно положениям ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
На основании ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно положениям ст. 11 ЗК РФ, п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Согласно п. 26 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Согласно пп. 2 п. 1, пп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Согласно положениям ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования
Согласно п. 2, п. 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно п. 3, п. 4, п. 5, п. 7 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведенийо земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно положениям ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.
Согласно п. 2 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно положениям ст. 11 ЗК РФ, п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Согласно п. 26 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Из разъяснений, содержащихся в п. 2, п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении границ земельного участка. Применяя ст. 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен.
При этом, решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для внесения (изменения) сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу п. 1 ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что ответчик ФИО1 (истец по встречному иску) является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66, площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Востряково, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения индивидуального жилищного строительства, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, границы участка установлены, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривалось сторонами.
Третьим лицам: ФИО9, ФИО10 на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли каждой) принадлежит смежный земельный участок с кадастровым номером 50:28:0020402:53, площадью 998 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, мкр. Востряково, <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, границы участка установлены, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Истцу (ответчику по встречному иску) Администрации г.о. <адрес> принадлежат земли общего пользования.
Сотрудниками Администрации г.о. <адрес> проведен анализ ортофотоснимков местности, содержащихся в Региональной информационной системе <адрес>, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66. В ходе анализа выявлены признаки самовольного занятия части земельного участка неразграниченной государственной собственности, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 50:28:0020408:66.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о. <адрес> в адрес ФИО1 направлены письма о необходимости устранения допущенного нарушения.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о. <адрес> принято задание№-ВО-ЕГИС-2022 о проведении в рамках муниципального земельного контроля выездного обследования в отношении земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66, в ходе которого выявлены признаки самовольного занятия части земельного участка неразграниченного государственной собственности, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 50:28:0020408:66.
Поскольку протоколами осмотра от ДД.ММ.ГГГГ №-ВО-КУИ-2022 и инструментального обследования от ДД.ММ.ГГГГ №-ВО-КУИ-2022, в том числе установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:28:0020408:66 огорожен забором, доступ на него органичен. Фактическое ограждение не соответствует данным ЕГРН. В фактические границы ограждения включена часть земель неразграниченной государственной собственности, нарушения не устранены, Администрация г.о. <адрес> обратилась в суд с заявленными требованиями.
Местоположение смежной границы земельного участка ФИО1 является спорным, в связи с чем, согласование таковой в порядке, определенном ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», невозможно.
Для разрешения исковых требований судом по делу в порядке ст. 79 ГПК РФ назначена и проведена судебная комплексная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, результаты которой изложены в заключении эксперта №/ЭЦ от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭкспертЦентр», оценив содержание которого, суд приходит к выводу о том, что по форме и содержанию оно соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, так как содержат подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Экспертиза выполнена экспертами ФИО7, ФИО6, предупрежденными об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, имеющими соответствующие образование, специализацию и продолжительный стаж работы в области строительной и кадастровой деятельности, в связи с чем, экспертное заключение №/ЭЦ от ДД.ММ.ГГГГ, принимается судом в качестве допустимого, достоверного и относимого доказательства.
В ходе экспертного исследования, в том числе установлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66 по фактическому пользованию составляет 1368 кв.м., по данным кадастрового учета (по сведениям ЕГРН) соответствует площади, указанной в правоустанавливающих документах и составляет 1200 кв.м. Фактические границы земельного участка ФИО1 с кадастровым номером 50:28:0020408:66 не соответствуют реестровым границам, внесенным в ЕГРН. Имеется наложение на земли государственной (неразграниченной) собственности, площадь наложения составляет 609 кв.м. Эксперт отмечает, что имеется наложение ранее установленных реестровых границ земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66 на земли общего пользование (дорогу), площадь наложения составляет 472 кв.м.
Внутри фактических границ, по периметру земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66 растут многолетние деревья, а за пределами забора указанного участка стоит столб ЛЭП, которые являются подтверждением существования на местности пятнадцать и более лет, закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка, фактических границ. Отсюда следует, что смещение границ земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66, внесенных в ЕГРН, относительно природных объектов (многолетних деревьев) и объектов искусственного происхождения (столб ЛЭП) доказывает наличие реестровой ошибки в сведениях об описании границ земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66.
Рассмотрен вариант исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66. По южной и восточной границам указанного земельного участка принимаются реестровые границы смежных земельных участков с кадастровыми номерами: 50:28:0020403:51, 50:28:0020402:53. Северная граница принимается по существующему забору. Западная граница выстраивается в соответствии с декларативной площадью земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66, указанной в правоустанавливающем документе.
На земли, государственная собственность на которые не разграничена, земли общего пользования, имеется наложение фактических границ. А именно, землях государственной неразграниченной собственности располагается забор из профилированного листа, принадлежащий ФИО1 Указанный забор не является объектом капитального строительства (объектом недвижимого имущества) т.к. ограждение - забор не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям.
Эксперт предлагает два варианта освобождения земель, государственная собственность на которые не разграничена, земель общего пользования. По варианту 1, исправить реестровую ошибку в сведениях об описании границ земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66. Излишки площади, занимаемой землями государственной неразграниченной собственности (140 кв.м.), оформить в собственность путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66. По варианту 2, исправить реестровую ошибку в сведениях об описании границ земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66. Перенести забор ФИО1, находящийся на землях, государственная собственность на которые не разграничена, землях общего пользования в соответствии с реестровыми границами земельного участка с кадастровымм 50:28:0020408:66 после исправления.
Также эксперт отмечает, что капитальные объекты недвижимости на землях общего пользования, на которые накладываются фактические границы земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66, отсутствуют, в связи с этим, заключения по строительно-технической экспертизе не требуется.
Опрошенная в судебном заседании эксперт ФИО7 представленное заключениеэксперта №/ЭЦ от ДД.ММ.ГГГГ поддержала. Пояснила в том числе, что был осуществлен выезд на земельный участок, и была выявлена реестровая ошибка. Реестровая ошибка видна также по сведениям, содержащимся в ЕГРН. В ограждении общая площадь земельного участка составляет1 368 кв.м., а по сведениям ЕГРН площадь составляет 1200 кв.м., таким образом, превышение составляет на 168 кв.м. Фактическое ограждение выходит на смежный земельный участок на 28 кв.м., а на земли государственной собственности – на 140 кв.м. Таким образом, сначала необходимо исправить реестровую ошибку, а потом, если имеется желание, произвести перераспределение 140 кв.м. Границы со смежными землепользователями имеются, также имеется наложение на земельный участок с кадастровым номером 50:28:0020402:53.
Суд соглашается с выводами экспертов, оснований не доверять представленному заключению эксперта у суда не имеется, поскольку оно проведено лицами, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов. Заключение подготовлено с использованием нормативно-технической литературы, с непосредственным осмотром объектов исследования. Представленное заключение эксперта другими материалами дела не опровергнуто, какого-либо иного заключения, из которого можно сделать выводы о недостоверности предоставленного заключения, суду сторонами по делу не представлено.
Ходатайств о проведении по делу дополнительной или повторной судебной экспертизы сторонами не заявлялось. Доказательств, указывающих на недостоверность экспертного заключения, либо ставящих под сомнение выводы экспертов, суду не представлено.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
При рассмотрении настоящего дела, судом установлено, что имеется реестровая ошибка в определении границ спорного земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66, которая выразилась в несоответствии фактических границ, обозначенными на местности смещением границ спорного земельного участка внесенных в ЕГРН, относительно природных объектов (многолетних деревьев) и объектов искусственного происхождения (столб ЛЭП). Исходя из этого, границы спорного земельного участка подлежат исправлению для исключения реестровой ошибки, в части описания местоположения их границ.
Между тем, при рассмотрении настоящего дела стороной ответчика (истца по встречному иску) ФИО1 не представлено доказательств, свидетельствующих об освобождении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и приведения фактических границ спорного земельного участка в соответствие с юридическими границами. При рассмотрении дела сторона ответчика (истца по встречному иску) ФИО1 не оспаривала данное обстоятельство (факт занятия спорного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена).
Таким образом, суд, установив, что ФИО1 заняла часть спорного земельного участка, относящегося к землям, государственная собственность на который не разграничена, приходит к выводуо возложении на ФИО1 обязанности по освобождению спорного земельного участка.
Доказательства наличия у ФИО1 какого-либо вещного права пользования спорным земельным участком, последней суду не представлено. Каких-либо доказательств, опровергающих указанные выводы суда, суду представлено не было и судом не установлено.
В материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие факт заключения договора аренды, договора купли-продажи, договора безвозмездного пользования, решения органа местного самоуправления, или на других законных основаниях, между Администрацией г.о. <адрес> и ФИО1 в отношении спорного земельного участка.
Таким образом, при установленных фактических обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований Администрации г.о. <адрес> к ФИО1, и встречных исковых требований ФИО1 к Администрации г.о. <адрес> в полном объеме. При этом перенос (демонтаж) забора из профилированного листа возлагается на ФИО1, в собственности которой находятся земельный участок примыкающий к незаконно занятой земле неразграниченной собственности.
На основании ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ФИО1 в доход бюджета г.о. <адрес> государственная пошлина в размере 6 000 руб., от уплаты которой Администрация г.о. <адрес> была освобождена при подаче иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации г.о. <адрес> к ФИО1 - удовлетворить.
Встречные исковые требования ФИО1 к Администрации г.о. <адрес> – удовлетворить.
Признать реестровой ошибкой и исключить из ЕГРН сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66, площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Востряково, <адрес>.
Установить следующие координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020408:66, площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Востряково, <адрес>:
Обозначение точки | X, м | Y, м |
1 | 428714,67 | 2208181,86 |
2 | 428713,39 | 2208185,56 |
3 | 428705,11 | 2208210,02 |
4 | 428704,95 | 2208210,12 |
5 | 428665,68 | 2208196,69 |
6 | 428668,83 | 2208185,73 |
7 | 428672,67 | 2208170,88 |
1 | 428714,67 | 2208181,86 |
Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт сери 4518 № за свой счет освободить незаконно занятый земельный участок площадью 140 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, расположенный по адресу: <адрес>, мкр. Востряково, <адрес>, согласно следующим координатам:
№ п/п | Обозначение точки | X, м | Y, м |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | н1 | 428671,84 | 2208170,17 |
2 | н2 | 428716,58 | 2208176,32 |
3 | 3 | 428714,67 | 2208181,86 |
4 | 4 | 428672,67 | 2208170,88 |
5 | н5 | 428671,70 | 2208170,68 |
н1 | 428671,84 | 2208170,17 |
Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт сери 4518 № за свой счет перенести забор из профилированного листа находящегося на землях государственной неразграниченной собственности, согласно следующим координатам:
№ п/п | Обозначение точки | X, м | Y, м |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | н1 | 428671,84 | 2208170,17 |
2 | н2 | 428716,58 | 2208176,32 |
3 | 3 | 428714,67 | 2208181,86 |
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт сери 4518 № в доход бюджета г.о. <адрес> государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московской областной суд через Домодедовский городской суд в месячный срок со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья П.П. Рытов
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.