Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-389/2024 ~ М-293/2024 от 25.06.2024

Дело № 2 – 389/2024

УИД 42RS0030-01-2024-000738-29

Р Е Ш Е Н И Е

                     Именем Российской Федерации

    пгт. Яшкино                                                                                      09 июля 2024 года

Яшкинский районный суд Кемеровской области

в составе председательствующего Безбородовой И.В.,

при секретаре Киприяновой Т.В.

с участием представителя истца ст.помощника прокурора Ивановой Ю.А.,

представителя ответчика Гальцовой В.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Яшкинского района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Шахтерская основная общеобразовательная школа Яшкинского муниципального округа» о понуждении к совершению действий,

                                                        У С Т А Н О В И Л:

            Прокурор Яшкинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Шахтерская основная общеобразовательная школа Яшкинского муниципального округа» с иском о понуждении к совершению действий, мотивируя свое обращение следующим.

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности в общеобразовательных учреждениях, а также в сфере социальной защиты прав инвалидов. Проверкой установлено, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шахтерская основная общеобразовательная школа Яшкинского муниципального округа» (далее – учреждение, МБОУ «Шахтерская ООШ») осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного начальником Управления образования администрации Яшкинского муниципального округа от 27.02.2020 (с учетом изменений, утвержденных приказом Управления образования 08.04.2024) и лицензии на право осуществления образовательной деятельности Серия 42ЛО1 №0004538. В ходе проверки установлено, что беспрепятственный вход для инвалидов-колясочников в образовательную организацию не обеспечен, ни один вход технически не оборудован пандусом либо пологим спуском, либо другими средствами подъема инвалидов, в том числе детей-инвалидов, которые лишены возможности свободного беспрепятственного доступа в здание. Согласно Уставу школы, утвержденному начальником Управления образования администрация Яшкинского муниципального округа от 27.02.2020, ее учредителем является администрация Яшкинского муниципального округа. От имени администрации Яшкинского муниципального округа права учредителя осуществляет Управление образования администрации Яшкинского муниципального округа. Предметом деятельности образовательной организации является реализация основных образовательных программ начального общего, основного общего образования. Учреждение обязано осуществлять деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения и воспитания. В соответствии с п.п.2, 3 п. 7.4 Устава школы учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе, создавать безопасные условия для обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, создавать безопасные условия для работы работникам учреждения. В соответствии с п.п 3 п. 7.5 учреждение несет ответственность за жизнь и здоровья обучающихся и работников учреждения во время образовательной деятельности. Согласно п. 8.1 Устава собственником имущества учреждения является муниципальное образование - Яшкинский муниципальный округ. Проверкой с выездом на место установлено, что в нарушение ст. 12 Закона №384-ФЗ, п.2 ч.6 ст.28 Закона №273-ФЗ, ст. 15 Закона №181-ФЗ в МБОУ «Шахтерская ООШ» не организован беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения (инвалидов) к образовательному объекту. Учреждение имеет крыльцо, которое не оборудовано пандусом либо иными подъемными устройствами. Здание МБОУ «Шахтерская ООШ», пандусом в соответствии с требованиями указанных норм для беспрепятственного входа в здание детей-инвалидов, инвалидов не оборудовано, что подтверждается паспортом доступности объекта, результатами осмотра. Таким образом, нарушаются права граждан, детей-инвалидов на равный доступ к получению образовательных услуг. 29.03.2024 прокурором района директору МБОУ «Шахтерская ООШ» внесено представление об устранении указанных нарушений, которое рассмотрено, выявленные нарушения признаны обоснованными, однако, не устранены ввиду отсутствия финансирования. Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое значение. Вместе с тем, прокурор Яшкинского района обращается в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц несовершеннолетних обучающихся МБОУ «Шахтерская ООШ» и иных участников образовательного процесса (администрация школы, родители, опекуны, попечители, иные родственники и т.п.), определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в связи с неисполнением ответчиками законодательства об обеспечении безопасных условий обучения и воспитания в деятельности общеобразовательных учреждений, не представляется возможным. Просит: обязать МБОУ «Шахтерская основная общеобразовательная школа Яшкинского муниципального округа» оборудовать вход в здание школы, расположенное по адресу: ул. Центральная, д. 1 «А», п. Шахтер Яшкинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса специальным приспособлением (пандусом) для обеспечения беспрепятственного доступа детей - инвалидов и других маломобильных групп населения, в соответствии с требованиями законодательства в срок до 01.09.2026.

    Представители третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Яшкинского муниципального округа, в судебное заседание не явились, уведомленные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.

    В силу ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

    В судебном заседании представитель истца – ст. помощник прокурора Яшкинского района Иванова Ю.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, не возражала в принятии судом признание иска представителем ответчика.

    Законный представитель ответчика директор МБОУ «Шахтерская ООШ» Гальцова В.А. в судебном заседании исковые требования истца признала полностью, добровольно, без принуждения, последствия признания иска ей разъяснены и понятны. Указанное заявление приобщено к материалам дела (л.д.35).

    Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Пунктом 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» определено, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Согласно ч.2 ст. 4 и ч.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 №328-ФЗ) государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципах ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

Согласно п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ч.7 ст.28 Закон № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п.2 ч.3 ст.28 Закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями и образовательными стандартами.

Исходя из содержания пункта 8 части 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

Статья 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п.п. 3, 13 ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; 13) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно п. 3 части 1 статьи 17 Закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – Закон №181-ФЗ), определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Закона №181-ФЗ, социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 Закона № 181 – ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

В силу статьи 9 Конвенции «О правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Для инвалидов-колясочников беспрепятственный доступ подразумевает наличие пандуса или иного оборудования, к которому относятся специальные подъемные устройства.

Кроме того, пунктами 3 и 4 Приказа Министерства образования и науки РФ N 1309 от 9 ноября 2015 года "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" установлено, что руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности. Ими же должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.

Доступность для инвалидов различных инфраструктур общества и окружающей среды является условием обеспечения их прав и свобод и определяется уровнем ее возможного использования.

В соответствии с частями первой и второй статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ) объекты инженерной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Несмотря на то, что данные требования, как указано в части 1 статьи 42 Закона № 384-ФЗ, также не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 указанного Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия «Свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр "Об утверждении СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения " утвержден свод правил в котором отражены основные требования к зданиям и сооружениям с учетом потребностей маломобильных групп населения.

В силу ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности и изданию в соответствии с ним нормативных правовых актов, является принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

На основании статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 6.1.2 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» установлено, что входные площадки кроме лестниц, должны иметь пандусы. Разделом 6.1. СНиП 35-01-2001, определены требования к установке пандусов.

Согласно ч. 6 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

В соответствии с п. 6.11.4 "СП 251.1325800.2016. Свод правил. Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 17.08.2016 N 572/пр) лестницы и пандусы на участке территории оборудуются согласно "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001" (далее - СП 59.13330) (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр).

Согласно п. 5.1.12 СП 59.13330 ширина лестничных маршей внешних лестниц на участках проектируемых зданий и сооружений должна быть не менее 1,35 м. Для таких лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м (или кратно этим значениям), высоту ступеней - от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон ступеней должен быть не более 200/00.

Параметры лестниц следует принимать:

- продольный уклон ступеней - не более 100/00;

- поперечный уклон ступеней - не более 200/00.

В соответствии с п. 5.6 "СП 118.13330.2022. Свод правил. Общественные здания и сооружения. СНиП 31-06-2009" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 19.05.2022 N 389/пр) при перепаде высот в общественном здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные средства.

Параметры лестниц и лестничных клеток на путях эвакуации следует принимать с учетом требований разделов 4 - 8 СП 1.13130.2020.

Параметры пандусов для остальных групп посетителей следует принимать по пункту 7.1.2 СП 1.13130.2020 или по заданию на проектирование. Лестницы и пандусы должны иметь нескользкое покрытие.

5.7 Размер проступей лестниц, постоянно используемых посетителями, должен быть 0,3 м (допускается от 0,28 до 0,35 м), а размер подступенок - 0,15 м (допускается от 0,13 до 0,17 м).

Ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м.

Применение в пределах марша ступеней с разными параметрами высоты и глубины не допускается. Допускается изменять рисунок трех нижних ступеней главной лестницы.

     Таким образом, нарушаются права граждан, детей-инвалидов на равный доступ к получению образовательных услуг.

Учитывая изложенное, у суда нет оснований не принять признание иска представителем ответчика, так как данное процессуальное действие не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.

    Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Часть 4 статьи 198 ГПК РФ предусматривает, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

     Таким образом, суд считает возможным удовлетворить требования прокурора Яшкинского района действующего в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Шахтерская ООШ» о понуждении к совершению действий.

     В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истец от уплаты государственной пошлины освобожден.

    Иск прокурора Яшкинского района Кемеровской области-Кузбасса подан в интересах неопределенного круга физических лиц, которые при подаче иска неимущественного характера оплачивали бы государственную пошлину в размере 300 рублей, если бы не были освобождены от ее уплаты в силу закона. В связи с этим, в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика – МБОУ «Шахтерская ООШ», не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию именно эта сумма в качестве государственной пошлины.

    На основании ст. ст. 39,173, 194 – 198 ГПК РФ, суд

                                      Р Е Ш И Л:

           Принять признание иска муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Шахтерская основная общеобразовательная школа Яшкинского муниципального округа» в лице директора Гальцовой Виктории Александровны.

                  Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шахтерская основная общеобразовательная школа Яшкинского муниципального округа» (ИНН 4247003185), расположенное по адресу: ул. Центральная, д. 1 «А», п. Шахтер Яшкинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса, оборудовать вход в здание школы специальным приспособлением (пандусом) для обеспечения беспрепятственного доступа детей - инвалидов и других маломобильных групп населения, в соответствии с требованиями законодательства в срок до 01.09.2026 г.

                   Взыскать с МБОУ «Шахтерская основная общеобразовательная школа Яшкинского муниципального округа» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

            Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Яшкинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

    Председательствующий:                       подпись                             И.В. Безбородова

    Копия верна судья-

2-389/2024 ~ М-293/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Яшкинского района
Ответчики
МБОУ "Шахтерская основная общеобразовательная школа Яшкинского муниципального района"
Другие
Администрация Яшкинского муниципального округа
Суд
Яшкинский районный суд Кемеровской области
Судья
Безбородова И.В.
Дело на сайте суда
yashkinsky--kmr.sudrf.ru
25.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.06.2024Передача материалов судье
25.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2024Подготовка дела (собеседование)
09.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2024Судебное заседание
09.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2024Дело оформлено
12.09.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее