УИД 74RS0039-01-2023-003276-98
Дело №2-228/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2024 года г. Троицк Челябинской области
Троицкий городской суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи Лавровой Н.А.,
при секретаре Ахмадуллиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Пановой М.Н. гражданское дело по иску прокурора города Троицка Челябинской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 6» о возложении обязанности в сфере пожарной безопасности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Троицка Челябинской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) обратился с иском (уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ) к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 6» о возложении обязанности в сфере пожарной безопасности и просил суд возложить обязанность на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6», расположенное по адресу: <адрес> устранить нарушения пожарной безопасности, а именно: установить эвакуационное аварийное освещение на путях эвакуации людей. Указанные нарушения устранить в срок до 30.06.2024.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведена проверка исполнения федерального законодательства, законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в ходе которой в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №6» (далее - МБОУ «СОШ №6»), расположенном по адресу: №, выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
В рамках проверки 27.11.2023 в деятельности МБОУ «СОШ №6» выявлены следующие нарушения закона.
Установлено, что в МБОУ «СОШ №6» отсутствует эвакуационное аварийное освещение на путях эвакуации людей.
Кроме того, в здании указанного учреждения высота ограждений лестниц, расположенных в школе, составляет менее 1,2 м.
Указанные нарушения создают угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся, сотрудников образовательного учреждения, а также сохранности имущества в случаях возникновения пожара. Выявленные нарушения закона влекут нарушения прав несовершеннолетних на благополучное развитие и подвергают риску их жизнь и здоровье.
Вместе с тем, 28.12.2022 года прокуратурой города директору МБОУ «СОШ №6» вынесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, в котором в том числе требовалось принять исчерпывающие меры к устранению вышеуказанных нарушений законодательства, и недопущению их в дальнейшей деятельности.
Однако на момент проведения проверки требования, изложенные в представлении об устранении нарушений закона, не выполнены, нарушения закона в полном объеме не устранены, эвакуационное аварийное освещение не установлено; высота ограждений лестниц, используемых обучающимися образовательного учреждения, составляет менее 1,2 м.
Учредителем МБОУ «СОШ №6» является муниципальное образование «Город Троицк» в лице Администрации города Троицка Челябинской области. Собственником имущества, закрепленного за Учреждением, является муниципальное образование «Город Троицк». Полномочия собственника в сфере управления и распоряжения имуществом Троицкого городского округа осуществляет Управление муниципальной собственности Администрации города Троицка (п.п. 5-6 Устава МБОУ «СОШ №6»», утвержденного распоряжением Администрации города Троицка Челябинской области от 29.03.2012 №239-р).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (п.п. 6, 9 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ).
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возлагается на собственника этого имущества.
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них для этого финансовой возможности.
Поскольку обучающиеся МБОУ «СОШ №6» являются несовершеннолетними, которые по возрасту не могут самостоятельно защитить свои права, их интересы в силу закона представляет прокурор.
В процессе рассмотрения дела ответчиком было добровольно исполнено требование об установлении ограждения лестниц, исходя из установленных норм высотой не менее 1,2 м, в связи, с чем исковые требования были уточнены в прядке ст. 39 ГПК РФ.
В судебном заседании прокурор Панова М.Н. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Ответчик Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» - представитель Волобоев Д.В., действующий по доверенности и Данильчук Е.В. с полномочиями директора образовательного учреждения в судебном заседании участвовали, просили в удовлетворении заявленных исковых требований с учетом уточнения отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление (л.д.78-79) и приведенные представителями при рассмотрении дела, указали, что одну обязанность, на которую было выдано предписание они устранили, вторая обязанность -установка эвакуационного аварийного освещения на путях эвакуации людей является правом, а не обязанностью ответчика, исполнить данное требование возможно только при строительстве либо капитальном ремонте здания. Кроме того, в случае удовлетворения требований, в срок установленный истцом данные работы не возможно будет провести, он не соответствует даже сроку, установленному в предписании пожарной инспекции (л.д.78-79).
Третье лицо администрация г. Троицка Челябинской области - представитель в судебном заседании не участвовал, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.151)
Третье лицо ОНДиПР по г. Троицку, Троицкому, Октябрьскому и Чесменскому районах УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области - представитель в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.152)
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца, ответчика, показания допрошенного в судебном заседании свидетеля, суд приходит к следующему:
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка определено, что государства-участники Конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 указанного закона образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования:
1) сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара;
2) ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара;
3) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения;
4) эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;
5) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения;
6) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;
7) возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Из материалов дела следует, что МБОУ «СОШ №6» является унитарной некоммерческой образовательной организацией, осуществляет образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, расположено по адресу: <адрес> (ИНН 7418009731, КПП 742401001, ОГРН № 1027401101991), (л.д. 9-24).
Учреждение создано на основании постановления Главы администрации г. Троицка Челябинской области от 07.07.19958 года № « О создании муниципального общеобразовательного учреждения « Школа № 6».
Учредителем МБОУ «СОШ №6» является муниципальное образование «Город Троицк» в лице Администрации города Троицка Челябинской области. Собственником имущества, закрепленного за Учреждением, является муниципальное образование «Город Троицк». Полномочия собственника в сфере управления и распоряжения имуществом Троицкого городского округа осуществляет Управление муниципальной собственности Администрации города Троицка (п.п. 5-6 Устава МБОУ «СОШ №6»», утвержденного распоряжением Администрации города Троицка Челябинской области от 29.03.2012 №239-р).
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются Уставом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» (л.д.28-40), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.41-56).
22.12.2022 года прокуратурой города совместно с инспектором ОНД № 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Челябинской области ФИО6 проведена проверка исполнения федерального законодательства, законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в ходе которой в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №6» (далее - МБОУ «СОШ №6»), расположенном по <адрес> выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в частности отсутствует эвакуационное аварийное освещение на путях эвакуации людей, высота ограждений лестниц, используемых детьми составляет менее 1,2 м, о чем был составлен акт проверки (л.д.7)
28.12.2022 года прокуратурой города директору МБОУ «СОШ №6» вынесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, в котором в том числе требовалось принять исчерпывающие меры к устранению вышеуказанных нарушений законодательства, и недопущению их в дальнейшей деятельности (л.д.11-13).
27.11.2023 года прокуратурой г. Троицка проведена повторная проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой были выявлены следующие нарушения отсутствует эвакуационное аварийное освещение на путях эвакуации людей, высота ограждений лестниц, используемых детьми составляет менее 1,2 м, о чем был составлен акт проверки (л.д.26)
В ответ на письмо прокуратуры МБОУ «СОШ № 6» направили ответ № от 27.11.2023 года, в котором указали, что устранить нарушения требований пожарной безопасности они не могут, в связи с отсутствием финансирования, при этом учреждение неоднократно направляли письма о потребности в финансирование данных мероприятий в бюджет, начиная с 2020 года по настоящее время (л.д.27).
Согласно предписанию № от 28.02.2022 года Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Троицку, Троицкому, Октябрьскому и Чесменскому районам в здании МБОУ «СОШ №6», расположенному по адресу: <адрес>, <адрес>, в нарушениип.9 ст. 82 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ и п. 7,8 СНИП II-65-73, п. 4.3.12 СП 1.13130 отсутствует эвакуационное аварийное освещение на путях эвакуации людей, срок устранения нарушения установлен до 01.02.2023 года, а также в нарушении п. 3 ст.4, п.1 ст. 89 ФЗ № от 22.07.2008 года, п. 4.3.5 СП 1.13130 высота ограждений лестниц, используемых детьми составляет менее 1,2 м, срок устранения нарушения установлен до 01.02.2023 года (л.д.142-144).
В рамках исполнения требований предписаний органа пожарного надзора и прокуратуры ответчиком МБОУ « СОШ № 6» г. Троицк был проведена работа, в результате которой был полностью выполнен п.2 предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности о высоте ограждений лестниц, используемых детьми, что подтверждается Решением Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Челябинской области от 30.0.12024 года № об отмене пункта 2 предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № от 28.02.2022 (высота ограждений лестниц, используемых детьми, составляет менее 1,2 м) (л.д.82-84).
Кроме того, решением по результатам рассмотрения ходатайства о продлении срока исполнения пункта 1 предписания № от 28.02.2022 года был продлён срок исполнение пункта 1 предписания № от 28.02.2022 года до 03.02.2025 года (включительно) (л.д.85).
Проведённые ответчиком мероприятия по попытке исполнения вышеуказанных предписаний органа пожарного надзора и прокуратуры в полном объеме подтверждаются планом МБОУ «СОШ № 6» финансово-хозяйственной деятельности на 2022 год и плановый период 2023-2024 гг. (л.д.86-105), письмами Начальнику Управления образования администрации г. Троицка Челябинской области о выделении денежных средств на исполнения предписаний по соблюдению требований пожарной безопасности (л.д.106-141).
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с требованиями статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требования пожарной безопасности, регламентированные Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», обязательны для исполнения при эксплуатации объектов защиты, в том числе при эксплуатации здания и помещений объектов здравоохранения.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение должно быть спроектировано и построено с соблюдением требований.
П. 3 ст.4 и п. 1 ст.89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также п. 4.3.12 СП 1.13130 предусматривает необходимость эвакуационного аварийного освещения на путях эвакуации людей.
Поскольку в настоящее время требования предписаний до конца не исполнены в части пункта об установлении эвакуационного аварийного освещения на путях эвакуации людей, соблюдение данных пунктов пожарной безопасности касаются интересов несовершеннолетних, тогда как ответчик является образовательным учреждением, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
Доводы представителей ответчика МБОУ « СОШ № 6) Волобоева Д.В. и Данильчук Е.В. приведенные ими при рассмотрении дела и отраженные в отзыве на исковое заявление в частности о том, что исполнение первого пункта предписания органа пожарного надзора и прокуратуры является их правом, а не обязанностью, опровергаются положениям действующего законодательства о пожарной безопасности, в частности Правилами противопожарного режима, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года №, показаниями допрошенного при рассмотрении дела свидетеля - заместителя начальника ОНДиПР по г. Троицку, Троицкому, Октябрьскому и Чесменскому районам УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области ФИО7
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенное действие, устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В соответствии с положениями части 1 статьи 107 ГПК РФ, если сроки не установлены законом, то они назначаются судом с учетом принципа разумности.
Учитывая, что нарушение требований пожарной безопасности в данном случае носят длительный характер, и нарушает права неопределенного круга (несовершеннолетних), суд полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда до 03.02.2025 г.
Согласно ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Руководствуясь ст. ст. 12,56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Троицка Челябинской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (несовершеннолетних), удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6», расположенное по адресу: <адрес>, устранить нарушение пожарной безопасности, а именно: установить эвакуационное аварийное освещение на путях эвакуации людей в срок до 03.02.2025 года.
Решение может быть обжаловано путем подачи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд.
Председательствующий:
Мотивированное решение суда изготовлено: 26 марта 2024 года