Решение по делу № 33-898/2016 (33-15854/2015;) от 30.12.2015

Судья: Косенко Ю.В. Гр.д. № 33-15854/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 января 2016 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Емелина А.В.

судей – Набок Л.А., Сафоновой Л.А.,

с участием прокурора – Устиновой Т.А.

при секретаре – Татариновой Г.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 03 ноября 2015 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Красноглинского района г. Самары - удовлетворить.

Обязать администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить ФИО2 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м общей площади жилого помещения».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Емелина А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Красноглинского района г. Самары обратился в Ленинский районный суд г. Самары с исковым заявлением в интересах ФИО2 к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения. В обоснование своих требований истец указал, что ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. ФИО2 включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения по договору социального найма по г.о. Самара в соответствии с поданным им заявлением ДД.ММ.ГГГГ года. До настоящего времени органами местного самоуправления г.о. Самара жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в установленном законом порядке ФИО2 не предоставлено, чем нарушаются его права. Прокурор просил обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенное для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения, которая составляет не ниже 33 кв.м. общей площади жилого помещения.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самары в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и постановить по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска в полном объеме. В апелляционной жалобе представитель ответчика указывает на то, что Департамент управления имуществом г.о. Самары не наделен отдельными государственными полномочиями, а лишь обеспечивает ведение учета лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из муниципального фонда.

Терехин А.С. в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы.

В заседание суда апелляционной инстанции представители Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самары, Министерства строительства Самарской области, Департамента семьи, опеки и попечительства г.о. Самара, не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Проверив материалы дела, обсудив доводы заявителей жалобы, мнение прокурора считающего решение законным и обоснованным и неподлежащим изменению либо отмене, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя требования прокурора Красноглинского района г. Самары суд пришел к правильному выводу, что к правоотношениям, сложившимся между сторонами должны быть применены нормы Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года №15-ФЗ), Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД (в ред. от 10.04.2013 г.) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», поскольку действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции вышеуказанного Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции вышеуказанного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Закона Самарской области от 05.03.2005 года № 77-ГД (в ред. от 29.12.2012 г.) «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения».

В соответствии со статьей 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которой ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в другой редакции, а именно, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце п. 1 ст. 8 указанного закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу ст. 1 ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции закона от 29.02.2012 г.

В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 1 Закона Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" от 20.12.2012 г. N 135 ГД органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 22 Устава г.о. Самара Самарской области (в редакции решения Думы г.о. Самара от 17.11.2014 года) в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара входят: Дума г.о. Самара – представительный орган г.о. Самара; председатель Думы г.о. Самара – глава городского округа Самара, избираемый Думой г.о. Самара из своего состава; Администрация г.о. Самара – исполнительно-распорядительный орган г.о. Самара; Контрольно-счетная палата г.о. Самара – постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля; Департамент управления имуществом г.о. Самара и Департамент Строительства и архитектуры г.о. Самара.

В соответствии с Уставом г.о. Самара Самарской области органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.

При разрешении вопроса о предоставлении жилья из средств бюджета Самарской области детям-сиротам и детям. Оставшимся без попечения родителей задействованы в пределах своей компетенции Администрация г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара. Органы государственной власти субъекта в пределах своей компетенции являются органами, контролирующими использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органов местного самоуправления.

Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Из материалов дела следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Его мать – ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением администрации Красноглинского района г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был передан на полное государственное обеспечение в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находился в «<данные изъяты>», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в Социальном приюте для детей и подростков «<данные изъяты>», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>».

Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принят на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления помещения по договору специализированного жилищного фонда по г.о. Самара по личному заявлению, поданному ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда истцу не предоставлено.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, связанных с предоставлением ФИО2 жилого помещения на условиях специализированного найма.

При разрешении вопроса о предоставлении жилья из средств бюджета Самарской области детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей задействованы в пределах своей компетенции Администрация г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара (осуществляет предоставление гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения). При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что в данном случае судом привлечены надлежащие ответчики по делу.

Таким образом, привлечение вышеуказанных муниципальных органов и должностного лица по данному делу в качестве ответчиков и возложение на них обязанности по предоставлению жилого помещения является законным и обоснованным. Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено бездействие ответчиков, следовательно, именно указанные органы и должностное лицо г.о. Самары, должны совершить совокупность действий по обеспечению истца жилым помещением.

Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Ссылка ответчиков на недостаточность средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, не может являться основанием для отказа в иске.

По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилого фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Ответчики указывают на то, что нормами действующего законодательства не установлено в течение какого периода времени с момента включения в список нуждающихся, жилое помещение должно быть предоставлено. Вместе с тем указанные обстоятельства не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку в соответствии с положением статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ право ребенка, оставшегося без попечения родителей и вставшего на учет нуждающихся, на обеспечение жилым помещением, зависит от факта приобретения им полной дееспособности.

Поскольку ФИО2 такое право приобрел, но до настоящего времени органы местного самоуправления не обеспечили истца соответствующим жильем, доводы апелляционной жалобы о том, что законные интересы ФИО2 нарушены не были, являются несостоятельными.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 03 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента управления имущества г.о. Самары – без удовлетворения.

Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий:

Судьи:

33-898/2016 (33-15854/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Терехин А.С.
Прокурор Красноглинского района г.Самара в интересах Терехина А.С.
Ответчики
Администрация г.о.Самара
Департамент управления имуществом г.о.Самара
Другие
Департамент семьи опеки и попечительства администрации г.о.Самара
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Емелин А. В.
28.01.2016Судебное заседание
09.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее