К делу № 2-2568/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июня 2023 года г.Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Волковой Е.В.
при секретаре судебного заседания Коховой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2568/2023 по иску ПАО «Россети Юг» к Родионовой Т.В. о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения,
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально истец обратился в Советский районный суд г.Ростов-на-Дону с иском к Родионовой Т.В. о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения, в обоснование иска указал, что между ПАО «МРСК Юга» (сетевая организация) и Родионовой Т.В. (заявитель) заключен договор об осуществлении технологического присоединения от ДД.ММ.ГГГГ №.
ПАО «МРСК Юга» переименовано в ПАО «Россети Юг», о чем ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
Отношения между заявителем, имеющим намерение осуществить технологическое присоединение к электросетям, и сетевой организацией регламентированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
По условиям п. 1 Договора сетевая организация приняла на себя обязательство по осуществлению технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя - РУ-0,22 кВ, а заявитель обязался выполнить мероприятия, предусмотренные техническими условиями, а также оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора.
Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу - <адрес> в границах квартала № на территории Елизаветинского сельского поселения, кадастровый номер земельного участка №
Пунктом 5 договора предусмотрено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет не более 6 месяцев со дня заключения договора.
В этот срок сторонами договора на технологическое присоединение должны быть осуществлены все мероприятия по технологическому присоединению, указанные в п. 18 Правил технологического присоединения, а именно: подготовка и выдача сетевой организацией технических условий; выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией; проверка сетевой организацией выполнения заявителем технических условий; осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).
Порядок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, установленный п. 18 Правил технологического присоединения, ставит соблюдение сроков технологического присоединения со стороны сетевой организации в зависимость от выполнения технических условий со стороны заявителя.
Согласно п. 8 договора заявитель обязан надлежащим образом выполнить мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя. После выполнения мероприятий он обязан уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий.
Уведомление о выполнении технических условий от заявителя в адрес сетевой организации не поступало.
Согласно п. 12 технических условий к договору срок действия технических условий составлял 2 года со дня заключения договора.
В период действия технических условий ответчиком не приняты меры по выполнению мероприятий. Неисполнение условий договора ответчиком влечет невозможность для сетевой организации исполнить договор в целом. При этом, у ПАО «Россети Юг» возникает риск наступления негативных последствий, в виде гражданско-правовой и административной ответственности за несвоевременное исполнение договора технологического присоединения.
В то же время договор технологического присоединения не прекращается истечением срока выполнения мероприятий и срока действия технических условий.
Истец указывает, что расторжение договора является надлежащим способом защиты, с учетом существенного нарушения условий договора заказчиком, а именно неисполнения мероприятий по технологическому присоединению.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № истцом в адрес ответчика направлено соглашение о расторжении договора, однако ответа от ответчика не последовало.
На основании изложенного, истец просит расторгнуть договор об осуществлении технологического присоединения от ДД.ММ.ГГГГ №; взыскать с Родионовой Т.В. в пользу ПАО «Россети Юг» расходы по уплате госпошлины в размере 6 000 рублей.
Определением Советского районного суда г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по исковому заявлению ПАО «Россети Юг» к Родионовой Т.В. о расторжении договора передано для рассмотрения по подсудности в Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону.
Истец ПАО «Россети Юг» в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом.
Ответчик Родионова Т.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена судом надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление о вручении судебного извещения.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Исследовав представленные письменные доказательства и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства, с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между ПАО «МРСК Юга» (сетевая организация) и Родионовой Т.В. (заявитель) заключен договор об осуществлении технологического присоединения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ПАО «МРСК Юга» переименовано в ПАО «Россети Юг», о чем ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
Согласно п. 1 договора сетевая организация приняла на себя обязательство по осуществлению технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя - РУ-0,22 кВ, а заявитель обязался выполнить мероприятия, предусмотренные техническими условиями, а также оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора.
Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу <адрес> в границах квартала № на территории Елизаветинского сельского поселения, кадастровый номер земельного участка №
Пунктом 5 договора предусмотрено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет не более 6 месяцев со дня заключения договора, который истек ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 8 договора заявитель обязан надлежащим образом выполнить мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя. После выполнения мероприятий он обязан уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий.
Уведомление о выполнении технических условий от заявителя в адрес сетевой организации не поступало. Доказательств обратного ответчиком не предоставлено.
Согласно п. 12 технических условий к договору срок действия технических условий составлял 2 года со дня заключения договора, то есть истек ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № истцом в адрес ответчика направлено соглашение о расторжении договора, однако ответа от ответчика не поступило.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями, истец ссылается на то, что расторжение договора является надлежащим способом защиты, с учетом существенного нарушения условий договора ответчиком, а именно неисполнения мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также установлены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с пунктами 3 и 6 Правил технологического присоединения N 861, сетевая организация на основании заявки заявителя обязана заключить с ним договор на технологическое присоединение, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств заявителя мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил технологического присоединения.
Согласно пункту 16 Правил технологического присоединения N 861 договор о технологическом присоединении должен содержать перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению, а также срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать установленной данным пунктом продолжительности.
Пунктом 24 Правил технологического присоединения N 861 предусмотрено, что срок действия технических условий не может составлять менее 2 лет и более 5 лет.
Пунктом 7 Правил технологического присоединения N 861 предусмотрено, что технологическое присоединение - это состоящий из нескольких этапов процесс, целью которого является создание условий для получения электрической энергии потребителем через энергоустановки сетевой организации, завершающийся фактической подачей напряжения и составлением акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акта об осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 18 Правил технологического присоединения N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией.
Таким образом, предмет договора об осуществлении технологического присоединения может быть реализован только путем выполнения сторонами взаимных обязательств по осуществлению комплекса мероприятий, предусмотренных техническими условиями для заявителя и для сетевой организации, а именно: подготовка и выдача сетевой организацией технических условий; выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией; проверка сетевой организацией выполнения заявителем технических условий; осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).
Порядок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, установленный п. 18 Правил технологического присоединения, ставит соблюдение сроков технологического присоединения со стороны сетевой организации в зависимость от выполнения технических условий со стороны заявителя.
Пунктом 19 Правил технологического присоединения N 861 предусмотрено, что по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения.
Согласно пункту 27 Правил технологического присоединения N 861 при невыполнении заявителем технических условий в согласованный срок и при наличии на дату окончания срока их действия технической возможности технологического присоединения сетевая организация по обращению заявителя вправе продлить срок действия ранее выданных технических условий.
При изменении условий технологического присоединения по окончании срока действия технических условий сетевая организация вправе выдать заявителю новые технические условия, учитывающие выполненные по ранее выданным техническим условиям мероприятия. В этом случае выдача новых технических условий не влечет за собой недействительность договора при условии согласования сроков выполнения сторонами мероприятий по технологическому присоединению.
Таким образом, наличие действующих технических условий является непременным условием осуществления технологического присоединения. При этом обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению должны быть выполнены в установленные договором сроки и в пределах срока действия технических условий.
По истечении срока действия выданных заявителю технических условий, выполнение мероприятий по технологическому присоединению не представляется возможным, поскольку технические условия содержат существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения - перечень мероприятий по технологическому присоединению.
Вместе с тем, ответчик с заявлением о продлении срока действия ранее выданных технических условий не обращался. Доказательств обратного суду не предоставлено.
Положения статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и пунктов 6, 7 Правил технологического присоединения N 861 регулируют доступ к электрическим сетям и предусматривают в целях технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителя заключение соответствующего договора по инициативе лица, которое имеет намерение на осуществление технологического присоединения, посредством подачи заявки.
Публичный характер договора не означает, что он не может быть расторгнут лицом, для которого его заключение является обязательным по причине существенного нарушения договора другой стороной. Обязательность публичного договора для такого лица относится именно к его заключению.
Правила технологического присоединения N 861, выделяя право заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре, как возможность защиты более слабой стороны в процедуре согласования условий договора, так же как и положения Закона об электроэнергетике не содержат запрета на расторжение договора технологического присоединения по инициативе исполнителя.
Напротив, в пункте 15 Правил технологического присоединения N 861 предусмотрено, что договор может быть расторгнут по требованию одной из сторон по основаниям, предусмотренным ГК РФ.
Таким образом, договор технологического присоединения может быть расторгнут или прекращен по инициативе сетевой организации (исполнителя) в связи с нарушением условий договора со стороны потребителя (заказчика), что возможно, как в судебном порядке по правилам подпункта 1 пункта 2 статьи 450 ГК РФ, так и во внесудебном порядке путем одностороннего заявления сетевой организацией об отказе от исполнения договора.
Мероприятия по технологическому присоединению относятся к существенным условиям договора технологического присоединения.
В силу статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В пункте 2 статьи 452 ГК РФ определено, что требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 Кодекса).
Принимая во внимание, что в течение более 3 лет ответчиком не принято мер по выполнению мероприятий, согласно техническим условиям, срок выполнения которых истек еще ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о нарушении ответчиком существенных условий договора и требований действующего законодательства. Неисполнение ответчиком мероприятий, предусмотренных техническими условиями, свидетельствует об отсутствии намерения в нормативно установленный срок осуществить технологическое присоединение и, тем самым, о злоупотреблении правом на получение услуги по технологическому присоединению.
Длительное неисполнение договора от ДД.ММ.ГГГГ № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенного с Родионовой Т.В., влечет невозможность для сетевой организации заключить договор об осуществлении технологического присоединения в части выделенной заявителю мощности с иными потребителями. Также сетевая организация лишается возможности получать плату за услугу по передаче электрической энергии с Родионовой Т.В., либо с иных потенциальных потребителей, с которыми сетевая организация не может заключить договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в связи с наличием договора с Родионовой Т.В.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь требованиями законодательства, регулирующего спорные отношения, учитывая выбор истцом способа защиты в виде расторжения договора в судебном порядке, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ПАО «Россети ЮГ» к Родионовой Т.В. о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма государственной пошлины, уплаченная истцом при подаче иска в размере 6000 рублей (л.д.10).
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ПАО «Россети Юг» к Родионовой Т.В. о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям удовлетворить.
Расторгнуть договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным между ПАО «МРСК Юга» и Родионовой Т.В. .
Взыскать с Родионовой Т.В. (паспорт гражданина РФ №) в пользу ПАО «Россети Юг» (ИНН 6164266561) расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Волкова
Решение в окончательной форме изготовлено 27 июня 2023 г.