Судья Зубков Г.А. дело № 7-6/2024
(I инст. № 5-1331/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
06.02.2024 г. Майкоп
Судья Верховного суда Республики Адыгея Шишев Б.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Межрегиональной природоохранной и правозащитной общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» в лице координатора ФИО3 на постановление судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 27.10.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.33 КоАП РФ в отношении Межрегиональной природоохранной и правозащитной общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу»
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 27.10.2023 Межрегиональная природоохранная и правозащитная общественная организация «Экологическая вахта по Северному Кавказу» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.33 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе и дополнении к ней, поданной в Верховный суд Республики Адыгея, Межрегиональная природоохранная и правозащитная общественная организация «Экологическая вахта по Северному Кавказу» в лице координатора ФИО3 ставит вопрос об отмене постановления судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 27.10.2023, считая его незаконным, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства вины в совершении инкриминируемого организации деяния, а, кроме того, ссылается на ненадлежащее извещение судьей городского суда о времени и месте судебного заседания и рассмотрение дела в его отсутствие.
В судебном заседании координатор ФИО3 поддержал доводы жалобы, просил постановление судьи от 27.10.2023 отменить и производство по делу прекратить.
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, полагая доводы, изложенные в ней необоснованными.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, выслушав объяснения явившихся участников процесса, изучив доводы жалобы и дополнения к ней, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 20.33 КоАП РФ участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ) деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 3.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ деятельность иностранной или международной неправительственной организации признается нежелательной на территории Российской Федерации со дня обнародования информации об этом в порядке, установленном настоящей статьей.
Частью 2 статьи 3.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ предусмотрено, что признание нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой, в том числе запрет на распространение информационных материалов, издаваемых иностранной или международной неправительственной организацией и (или) распространяемых ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также производство или хранение таких материалов в целях распространения (пункт 3).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проведения ОУР УМВД России по г. Краснодару проверки материалов КУСП № 39914 от 25.07.2023 органом дознания получены сведения о распространении Межрегиональной природоохранной и правозащитной общественной организацией «Экологическая вахта по Северному Кавказу» информационных материалов, изготовленных иностранными неправительственными организациями, которые Генеральной прокуратурой Российской Федерации признаны нежелательными в Российской Федерации и включены в реестр Минюста России нежелательных на территории Российской Федерации иностранных и международных неправительственных организаций.
Указанные материалы направлены в орган, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.33 КоАП РФ - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея.
По данном факту уполномоченным органом проведена проверка, по результатам которой 07.09.2023 в отношении Межрегиональной природоохранной и правозащитной общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.33 КоАП РФ.
Так, согласно указанному протоколу установлено, что на официальном сайте Межрегиональной природоохранной и правозащитной общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» (http://www.ewnc.org/) размещены материалы организаций, включенных в Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, включающие ссылки на их официальные сайты:
1. <данные изъяты> (Экологический фонд «Беллона», Экологическое объединение «Беллона») (Королевство Норвегия) (признана нежелательной решением Генеральной прокуратуры Российской Федерации о признании деятельности организации нежелательной 17.04.2023, включена в Перечень распоряжением Минюста России № 574-р от 02.05.2023):
<данные изъяты> - дата публикации на официальном сайте Общественной организации (http://www.ewnc.org/) - 31.05.2008.
<данные изъяты> - дата публикации на официальном сайте Общественной организации (http://www.ewnc.org/) - 31.05.2008;
<данные изъяты> - дата публикации на официальном сайте Общественной организации (http://www.ewnc.org/) 31.05.2008;
<данные изъяты> - дата публикации на официальном сайте Общественной организации (http://www.ewnc.org/) - 02.12.2011;
<данные изъяты> («Гринпис Интернешнл», «Фонд Гринпис Совет», «ГРИНПИС») (Нидерланды) (признана нежелательной решением Генеральной прокуратуры Российской Федерации о признании деятельности организации нежелательной 18.05.2023, включена в Перечень распоряжением Минюста России № 703-р от 29.05.2023):
<данные изъяты> - дата публикации на официальном сайте Общественной организации (http://www.ewnc.org/) 22.01.2009;
- <данные изъяты> - дата публикации на официальном сайте Общественной организации (http://www.ewnc.org/) не отражена;
<данные изъяты> - дата публикации на официальном сайте Общественной организации (http://www.ewnc.org/) не отражена;
<данные изъяты> - дата публикации на официальном сайте Общественной организации (http://www.ewnc.org/) не отражена;
<данные изъяты> - дата публикации на официальном сайте Общественной организации (http://www.ewnc.org/) не отражена;
<данные изъяты> «Всемирный фонд природы») (Швейцария) (признана нежелательной решением Генеральной прокуратуры Российской Федерации о признании деятельности организации нежелательной 20.06.2023, включена в Перечень распоряжением Минюста России № 925-р от 05.07.2023):
<данные изъяты> - дата публикации на официальном сайте Общественной организации (http://www.ewnc.org/) - 14.11.2007;
<данные изъяты> - дата публикации на официальном сайте Общественной организации (http://www.ewnc.org/) - 30.01.2007;
<данные изъяты> - дата публикации на официальном сайте Общественной организации (http://www.ewnc.org/) - 12.10.2009;
<данные изъяты> - дата публикации на официальном сайте Общественной организации (http://www.ewnc.org/) не отражена.
Одновременно при проведении внеплановой документарной проверки в ходе анализа официального сайта Общественной организации (http://www.ewnc.org/) установлено, что указанный сайт отключен администратором сервера. Однако, 10.08.2023 данный сайт был доступен для просмотра. При направлении уведомления о проведении внеплановой документарной проверки на электронный адрес Общественной организации, данные электронного адреса взяты непосредственно с сайта http://www.ewoc.org/. Учитывая отсутствие возможности ознакомления с данными размещенными на сайте в отношении поступивших материалов сайт Общественной организации просмотрен с помощью сайта веб-архив.ру (https://web-arhive.ru/), в ходе изучения которого обнаружен факт размещения Общественной организацией материалов и ссылок на официальные сайты иностранных неправительственных организаций <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, признанных Генеральной прокуратурой Российской Федерации нежелательными на территории Российской Федерации и включенных Минюстом России в Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации (распоряжения № 703-р от 29.05.2023, № 574-р от 02.05.2023, № 925-р от 05.07.2023).
Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения судьей Майкопского городского суда Республики Адыгея постановления от 27.10.2023 о привлечении Межрегиональной природоохранной и правозащитной общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» к административной ответственности по статье 20.33 КоАП РФ и назначении ей административного наказания в соответствии с указанной нормой закона.
Вместе с тем с постановлением судьи городского суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ определено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В силу пунктов 2, 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, иной орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, обязаны установить факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или его представителя, а также выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Изложенные требования действующего законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Межрегиональной природоохранной и правозащитной общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» судьей Майкопского городского суда Республики Адыгея соблюдены не были.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.33 КоАП РФ в отношении Межрегиональной природоохранной и правозащитной общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» назначено судьей городского суда на 13.10.2023 в 10 часов 00 минут, однако в связи с неявкой представителя Общественной организации судебное заседание отложено на 27.10.2023 в 14 часов 30 минут (л.д. 1, 92).
13.10.2023 от представителя Общественной организации координатора ФИО3 на электронный адрес суда поступило ходатайство об отложении судебного заседания, назначенного на 13.10.2023 в связи с болезнью представителя (л.д. 90-91).
Сопроводительным письмом от 17.10.2023 в адрес Общественной организации – <адрес> направлено соответствующее извещение о дате, времени и месте проведения судебного заседания (л.д. 93).
В судебном заседании, состоявшемся 27.10.2023, судья, посчитав Межрегиональную природоохранную и правозащитную общественную организацию «Экологическая вахта по Северному Кавказу» извещенной о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Следует отметить, что документальным доказательством, подтверждающим факт извещения о дате и времени слушания дела должно являться уведомление о вручении, а в случае возврата - возвращенный конверт и уведомление с соответствующей отметкой.
Вместе с тем согласно данным внутрироссийского почтового идентификатора, размещенным на официальном сайте АО «Почта России» (38500085384079), вышеуказанное извещение после неудачной попытки вручения возвращено отправителю из-за истечения срока хранения 01.11.2023 и получено отправителем 06.11.2023.
При этом как видно из материалов дела от представителя Общественной организации координатора ФИО3 в суд поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, датированное 27.10.2023. Сведений об оставлении данного ходатайства без удовлетворения обжалуемое постановление и материалы дела не содержат (л.д. 98-100).
Из пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку указанный Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
13.10.2023 в направленном суду ходатайстве об отложении судебного заседания представителем Общественной организации координатором ФИО3 указан номер сотового телефона для извещения (л.д. 90).
Однако, несмотря на наличие номера сотового телефона для извещения координатор ФИО3 не был уведомлен судьей городского суда о дате и времени судебного заседания, назначенного на 27.10.2023 по указанному номеру телефона телефонограммой. При этом ходатайство об отложении рассмотрения дела, датированное 27.10.2023 не было разрешено.
Таким образом судьей Майкопского городского суда Республики Адыгея данные обстоятельства при принятии решения о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя Межрегиональной природоохранной и правозащитной общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» не учел, необходимые условия для реализации права лица, привлекаемого к административной ответственности на защиту не создал, допустив существенное нарушение требований КоАП РФ, в связи с чем постановление судьи городского суда нельзя признать законным.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Из правовой позиции, выраженной в абзаце 8 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что по смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
При таких обстоятельствах постановление судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 17.05.2023 по настоящему делу об административном правонарушении, подлежит отмене, а учитывая, что срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел (2 года) не истек, дело - возвращению в Майкопский городской суд Республики Адыгея на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении данного дела судье следует принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств, имеющих значение для дела, предоставить лицу, в отношении которого ведется производство по делу, возможность реализации предусмотренных КоАП РФ процессуальных прав.
Учитывая, что постановление судьи городского суда подлежит отмене, приведенные в настоящей жалобе доводы о несогласии с выводами, изложенными в постановлении судьи, рассмотрению не подлежат, поскольку оспариваемый судебный акт отменен и указанные в жалобе доводы подлежат проверке судьей городского суда.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
жалобу Межрегиональной природоохранной и правозащитной общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» в лице координатора ФИО3 удовлетворить в части.
Постановление судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 27.10.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.33 КоАП РФ в отношении Межрегиональной природоохранной и правозащитной общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» отменить, дело об административном правонарушении направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея подпись Б.А. Шишев
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея Б.А. Шишев