Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-54/2022 от 25.02.2022

УИД: 91RS0007-01-2022-000442-06

Дело №12-54/2022

    Р Е Ш Е Н И Е

    31 мая 2022 года                                                                       <адрес>

Судья Белогорского районного суда Республики Крым Балема Т.Г., рассмотрев жалобу директора ФИО6» ФИО3 на постановление главного специалиста отдела государственного контроля (надзора) <адрес> и <адрес> управления государственного контроля (надзора) Центрально-Крымского региона государственного инспектора Республики Крым ФИО2 .3-2022 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ч.3 ст. 8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Директор ФИО7 ФИО3 обратился в суд с жалобой на постановление главного специалиста отдела государственного контроля (надзора) <адрес> и <адрес> управления государственного контроля (надзора) Центрально-Крымского региона государственного инспектора Республики Крым ФИО2 .3-2022 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ч.3 ст. 8.2 КоАП РФ.

Жалобу мотивирует тем, что постановлением .3-2022 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 401 000 рублей. Считает, что вышеуказанное постановление подлежит отмене, поскольку указанные обстоятельства не находят своего подтверждения: на земельном участке обнаружено превышение нефтепродуктов в результате складирования отходов V класса опасности (песчаные вскрышные породы практически неопасные). В месте обнаружения сползания складируется добываемая готовая продукция – песчаная смесь (отсев) – фракции 0-5 мм, что подтверждается топографическим планом и иными документами. Данные виды отходов, как отходы V класса опасности (песчаные вскрышные породы практически неопасные) в хозяйственной деятельности ФИО15 не образуются.

В судебном заседании представитель по доверенности ФИО4 просила жалобу удовлетворить, прекратить производство по делу по мотивам, изложенным в жалобе.

Главный специалист отдела государственного контроля (надзора) <адрес> и <адрес> управления государственного контроля (надзора) Центрально-Крымского региона государственного инспектора Республики Крым ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен, причины неявки суду не известны.

В судебном заседании ФИО5 допрошенный в качестве свидетеля пояснил, что в постановлении об административном правонарушении отходы (товар) были не верно квалифицированы и отнесены к V классу опасности; отбирали пробы в разных местах, где присутствуют нефтепродукты отбирали пробы не в районе территории предприятия.

Выслушав представителя заявителя, допросив свидетеля, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела по жалобе, материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО16 по ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

На основании ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке. Неустранимые сомнения в виновности этого лица толкуются в пользу этого лица. Указанное лицо не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность доказать факт совершения административно-наказуемого деяния и вину привлекаемого к ответственности лица возложена законом на должностное лицо, возбудившее дело об административном правонарушении.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 10 минут в результате участии в проверке, проводимой Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства в области использования и охраны недр, выполнения требований земельного законодательства ФИО17 на территории участка 1 Северо-Баксанского месторождения известняков», расположенного в 4 км. южнее <адрес> Республики Крым установлен факт неустойчивости отвалов карьера, выраженный в сползании отходов производства и потребления (песчаных выраженных пород практических неопасных) под действием атмосферных осадков на рельеф (местности/почву) земельного участка, прилегающего к территории карьера на площади 362 кв.м. Согласно протоколам инструментально - лабораторных измерений от ДД.ММ.ГГГГ -п на земельном участке обнаружено превышение нефтепродуктов – 21,1мг/кг (фон – 16,3 мг/кг) в результате складирования отходов V класса опасности (протоколы измерений от ДД.ММ.ГГГГ -б). За совершение указанного административного правонарушения предусмотрено привлечение нарушителя к ответственности в соответствии с ч.3 ст.8.2 КоАП РФ.

Постановлением о назначении административного наказания .3-2022 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования в области охраны безопасности, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.8.2 КоАП РФ, выразившиеся в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, повлекшее причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействия) не содержат уголовно наказуемого деяния, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 401 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ представителем ФИО10 ФИО4 направлено в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие вреда, причиненного ФИО11 окружающей среде, отсутствует причинно-следственная связь между загрязнением участка и хозяйственной деятельностью предприятия, по тем основаниям, что материалы не содержат доказательств, подтверждающих причины наличия превышения нефтепродуктов, а также природу происхождения нефтепродуктов в местах отбора проб почвы.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении вышеуказанного ходатайства. Кроме того протоколом измерений -б от ДД.ММ.ГГГГ предоставленным сотрудниками ГАУ РК «ЦЛАТИ», подтверждается, что отобранные пробы на земельном участке, расположенном на участка 1 Северо-Баксанского месторождения известняков», расположенного в 4 км. южнее <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым являются отходами V класса опасности (песчаные вскрышные породы практически неопасные).

В силу ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).

Согласно ст. 1 указанного Закона негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы (ст. 4.1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ст. 13.4 Федеральный закон "Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ).

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (ст. 12 ЗК РФ).

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами (ст. 42 ЗК РФ).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно протоколу измерений -б от ДД.ММ.ГГГГ предоставленному сотрудниками Государственным автономным учреждением Республики Крым «Центр лабораторного анализа и технических измерений» взятая проба отходов производства и потребления относится к V классу опасности по степени воздействия на окружающую природную среду.

Однако согласно содержанию указанного протокола нет указаний на содержание в пробах – нефтепродуктов. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие на основании чего взятые пробы относятся к V классу опасности (какие именно вещества присутствуют в пробе). Опровергнуть доводы заявителя, о том, что фракция песка (из которых взяты пробы) является товарным продуктом, а не отходом производства, исходя из содержания постановления не представляется возможным. Соответственно доводы представителя ООО «Белогорские известняки» оспариваемым постановлением также не опровергнуты.

Согласно статье 11 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в том числе, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В соответствии со статей 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Под обращением с отходами следует понимать следующие виды деятельности: деятельность по сбору отходов; деятельность по накоплению отходов; деятельность по использованию отходов; деятельность по обезвреживанию отходов; деятельность по транспортированию отходов; деятельность по размещению отходов.

Таким образом, достаточных доказательств вины ООО «Белогорские известняки» в совершении нарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ в материалах дела не содержится.

С учетом вышеизложенного, учитывая недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

жалобу директора ФИО12 ФИО3 - удовлетворить.

Постановление главного специалиста отдела государственного контроля (надзора) <адрес> и <адрес> управления государственного контроля (надзора) Центрально-Крымского региона государственного инспектора Республики Крым ФИО2 .3-2022 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО14 к административной ответственности по ч.3 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФИО13 прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Белогорский районный суд Республики Крым в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья:

12-54/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Истцы
Симферопольская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
ООО "Белогорские известняки"
Суд
Белогорский районный суд Республики Крым
Судья
Балема Т.Г.
Статьи

ст.8.2 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
belogorskiy--krm.sudrf.ru
25.02.2022Материалы переданы в производство судье
25.02.2022Истребованы материалы
14.04.2022Поступили истребованные материалы
12.05.2022Судебное заседание
31.05.2022Судебное заседание
31.05.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
31.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
28.06.2022Вступило в законную силу
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее