Дело № 2-1129/2022
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"04" июля 2022 года г. Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края
в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В.,
при секретаре Жуковой Е.А.,
с участием: старшего помощника прокурора г. Ессентуки – Дмитриевой О.С.,
представителя ОМВД РФ по Новоалександровскому городскому округу Беляевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новоалександровского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации о признании немаркированной алкогольной продукции бесхозяйным движимым имуществом,
установил:
прокурор Новоалександровского района в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением, в котором просит признать алкогольную продукцию в виде 282 емкостей, общим объемом 1094 литров, изъятую в рамках исполнения уголовного дела № 123150500543, находящуюся на хранении в межрегиональном управлении Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо- Кавказскому федеральному округу по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Ленина, 3, кор. 13, бесхозным движимым имуществом, с обращением ее в собственность Российской Федерации и уничтожить ее в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района на основании информации ОМВД России по Новоалександровскому городскому округу установлено, что ранее в ОМВД России по Новоалександровскому городскому округу на ответственном хранении находилась немаркированная алкогольная продукция в виде 282 емкостей, общим объемом 1094 литров, изъятая в рамках исполнения уголовного дела № 123150500543.
Далее спиртосодержащая жидкость в виде 282 емкостей, общим объемом 1094 литров, изъятая в рамках исполнения уголовного дела № 123150500543, передана на ответственное хранение в межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу, где хранится до настоящего времени.
Судьба указанной алкогольной продукции не определена, решение в рамках материала проверки сообщения о преступлении о судьбе данной алкогольной продукции не принято. С целью истребования указанной алкогольной продукции в ОМВД России по Новоалександровскому городскому округу никто не обращался.
Учитывая, что документы на спорную продукцию, подтверждающие легальность ее производство и оборота, представлены не были, данная продукция подлежит изъятию из незаконного оборота.
Алкогольная продукция в виде 282 емкостей, общим объемом 1094 литров, изъятая в рамках исполнения уголовного дела № 123150500543 не имеет необходимых документов, следовательно, она не может находиться в собственности физического лица.
Дальнейшее хранение алкогольной продукции нецелесообразно и не соответствует задачам по контролю за оборотом алкогольной продукции.
В судебном заседании старший помощник прокурора города Ессентуки Ставропольского края Дмитриева О.С. поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель заинтересованного лица - ОМВД России по Новоалександровскому городскому округу Беляева Е.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица - Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на заявление прокурора, в котором просит требование прокурора удовлетворить. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, с учётом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть и разрешить дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления ввиду следующего.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.6 ч.1 ст.262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
Из материалов дела следует, что постановлением старшего дознавателя ОД ОМВД России по Новоалександровскому району от 30.10.2015 г. возбуждено уголовное дело № 123150500543 по ч.1 ст.175 УК РФ.
Прокуратурой Новоалександровского района СК на основании информации ОМВД России по Новоалександровскому городскому округу установлено, что ранее в ОМВД России по Новоалександровскому городскому округу на ответственном хранении находилась немаркированная алкогольная продукция в виде 282 емкостей, общим объемом 1094 литров, изъятая в рамках исполнения уголовного дела № 123150500543.
Далее спиртосодержащая жидкость в виде 282 емкостей, общим объемом 1094 литров, изъятая в рамках исполнения уголовного дела № 123150500543, передана на ответственное хранение в межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу, где хранится до настоящего времени.
Судьба указанной алкогольной продукции не определена, решение в рамках материала проверки сообщения о преступлении о судьбе данной алкогольной продукции не принято. С целью истребования указанной алкогольной продукции в ОМВД России по Новоалександровскому городскому округу никто не обращался.
Постановлением дознавателя ОД ОМВД России по Новоалександровскому району СК от 21.11.2017 г. производство по уголовному делу № 123150500543 по ч.1 ст.175 УК РФ прекращено в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Согласно ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации, акцизы относятся к федеральным налогам и сборам и зачисляются в соответствующий бюджет.
В соответствии со ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, признаются подакцизным товаром.
Алкогольная продукция, не имеющая соответствующих марок акцизного сбора и документов, не может находиться в обороте.
Часть 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), либо допускаются по специальному разрешению, должны быть прямо указаны в законе.
Частью 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Из содержания ст. 212, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что Российская Федерация является субъектом права собственности наравне с гражданами, юридическими лицами, субъектами РФ и муниципальными образованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно части 1 статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации, брошенные вещи поступают в собственность лица вступившего владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозными.
В соответствии с ч. 2 ст. 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции » этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствие документов, считаются продукцией, находящейся в нелегальном обороте.
Учитывая, что документы на спорную продукцию, подтверждающие легальность ее производства и оборота, представлены не были, данная продукция подлежит изъятию из незаконного оборота.
При этом с учетом необоротоспособности названных вещей установление факта их принадлежности определенному лицу правового значения не имеет (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 25, ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ изъятие и конфискация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В области производства и оборота этилового спирта, запрещается: оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия, либо без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками или региональными специальными марками.
Государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Следовательно, оборот алкогольной продукции, с нарушением установленных законом требований причиняет действительный ущерб Российской Федерации.
Алкогольная продукция в виде 282 емкостей, общим объемом 1094 литров, изъятая в рамках исполнения уголовного дела № 123150500543 не имеет необходимых документов, следовательно, она не может находиться в собственности физического лица.
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 171-ФЗ изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 названной статьи, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции » утверждены «Правила уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции », а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона» (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 5.3.5 (1) Положения о федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 154, федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет организацию переработки или уничтожения изъятых из незаконного оборота в установленном порядке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не отвечающих обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов и уничтожения конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п. 2 Правил уничтожение продукции и (или) предметов осуществляется организацией, привлекаемой Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - организация).
В силу п. 3 Правил орган, уполномоченный на исполнение вступившего в законную силу судебного акта, предусматривающего уничтожение изъятой, конфискованной продукции и (или) предметов (далее - судебный акт), в течение 5 рабочих дней со дня поступления в указанный орган судебного акта направляет его копию в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, расположенный на наименьшем расстоянии от местонахождения продукции (далее - территориальный орган).
С учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает заявленные требования прокурора Новоалександровского района Ставропольского края обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 262, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора Новоалександровского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации о признании немаркированной алкогольной продукции бесхозяйным движимым имуществом, - удовлетворить.
Признать алкогольную продукцию в виде 282 емкостей, общим объемом 1094 литров, изъятую в рамках исполнения уголовного дела № 123150500543, находящуюся на хранении в межрегиональном управлении Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Ленина, 3, кор. 13, бесхозяйным движимым имуществом, с обращением ее в собственность Российской Федерации и уничтожить ее в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 11 июля 2022 года.
Председательствующий Е.В. Иванова