УИД 79RS0002-01-2024-002256-11
№ 12-121/2024
Р Е Ш Е Н И Е
19 июня 2024 года г. Биробиджан
Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Юртаева О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу областного государственного казенного учреждения здравоохранения «Противотуберкулезный диспансер» на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в ЕАО Усталова Н.В. от 09.04.2024 № 79/4-9-24-ППР/12-1090-И/81-3/22 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении областного государственного казенного учреждения здравоохранения «Противотуберкулезный диспансер»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного государственного инспектора труда Усталова Н.В. № 79/4-9-24-ППР/12-1090-И/81-3/22 от 09.04.2024 ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» подало жалобу, в которой указывает, что привлечение к административной ответственности ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» является незаконным и необоснованным, поскольку деяние совершенно в состоянии крайней необходимости. Основная цель деятельности ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» оказание специализированной противотуберкулезной медицинской помощи населению ЕАО. Учредителем ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» является департамент здравоохранения правительства ЕАО. Во исполнение требований ст. 220 Трудового кодекса РФ, ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер», 14.02.2022 направлено письмо в департамент здравоохранения правительства ЕАО о выделении дополнительных финансовых средств для проведения медицинского осмотра в 2022 году, ответа не получено. 10.05.2023 также направлено письмо о выделении денежных средств в размере 901 754 рубля, на проведение медицинского осмотра в 2023 году. Из полученного ответа следует, что вышеуказанные расходы включены в сводный реестр заявок на выделение дополнительных средств и будут рассмотрены бюджетной комиссией при поступлении дополнительных доходов. Средства на проведение медицинских осмотров до конца 2023 г. так и не поступили. 20.07.2023 направлено письмо с предоставлением расчетов расходов на очередной финансовый 2024 год и на плановый период 2025-2026 годы, в которых распределены, утверждены бюджетные средства и сформирована потребность в дополнительных финансовых средствах, в том числе и на медицинские осмотры. Однако дополнительные денежные средства на 2024 год не выделены. Для решения вопроса проведения периодического медицинского осмотра администрацией учреждения сокращены расходы на лабораторные исследования, сопровождения программных продуктов и другие аналогичные расходы. Высвобожденные средства направлены для оплаты периодических медицинских осмотров. В настоящее время сформирована потребность, получены коммерческие предложения от потенциальных поставщиков и запущена процедура закупки по прохождению медицинского осмотра в 2024 году. Следовательно, ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» не по своей инициативе не осуществляло прохождение медицинских осмотров. Вместе с тем приостановить деятельность учреждения, на тот как требует закон, не предоставлялось возможным, поскольку приостановление деятельности учреждения приведет к прерыванию лечения пациентов, что недопустимо в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Полагает ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» действовал в состоянии крайней необходимости и соответственно не подлежит административной ответственности за совершенное деяние. Просит суд отменить постановление должностного лица Государственной инспекции труда в ЕАО.
Представитель ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» Корнева Н.Н. в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
В судебном заседании помощник прокурора г. Биробиджана ЕАО Драгунов А.Г. не согласился с доводами жалобы, просил постановление о привлечении ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» оставить без изменения. Указал, что отсутствие у учреждения денежных средств не должно нарушать права работников на своевременные медицинские осмотры, с учётом специфики учреждения.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Согласно положениям ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из материалов дела следует, что постановление от 09.04.2024 получено представителем ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» 09.04.2024, жалоба на постановление поступила в суд 18.04.2024, то есть в установленный статьёй 30.3 КоАП РФ десятидневный срок, с даты, получения копии постановления.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.4 КоАП РФ).
В силу части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В судебном заседании установлено, что в связи с рассмотрением обращения Муборякшинова А.Р., работника ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер», прокуратурой г. Биробиджана проведены надзорные мероприятия о соблюдении ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» законодательства о труде и охраны труда. В нарушение Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 ТК РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, утвержденного Приказом Минздрава России от 28.01.2021, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, по состоянию на 31.12.2023 не проведены ежегодные периодические медицинские осмотры 134 работников ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер».
По результатам проверки прокурором г. Биробиджана вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер».
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении главным государственным инспектором труда Усталовым Н.В. 09.04.2024 вынесено постановление № 79/4-9-24-ППР/12-1090-И/81-3/22, которым ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Согласно приказу Минздрава России от 28.01.2021 N 29н порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливает правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Согласно ч. 12 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Наличие тяжелого имущественного положения ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» не свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица состава предъявленного правонарушения и основанием для освобождения от административной ответственности не является.
Административное наказание назначено, с соблюдением требований закона, с применением положений ст. 4.1 КоАП РФ, штраф назначен в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.4 - 30.9 КоАП РФ, -
Р Е Ш И Л:
Постановление главного государственного инспектора труда Усталова Н.В. от 09.04.2024 № 79/4-9-24-ППР/12-1090-И/81-3/22 по делу об административном правонарушении в отношении областного государственного казенного учреждения здравоохранения «Противотуберкулезный диспансер», предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ – оставить без изменения.
Жалобу областного государственного казенного учреждения здравоохранения «Противотуберкулезный диспансер» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии через Биробиджанский районный суд ЕАО.
Судья О.А. Юртаева