Судья Курмаева А.Х. гр. дело № 33-8171/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 июля 2015 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего- Сивохина Д.А.
судей - Лазаревой М.А. и Подольской А.А.
при секретаре- Бирюковой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара в лице представителя Ермолаевой А.Г. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 13 мая 2015 года, которым постановлено:
«Заявление Пожидаева А.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара № 15-07-10/39024 от 29.09.2014 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, площадью 25 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> занимаемого нежилым зданием-киоском с прилегающей территорией.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, площадью 25 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, занимаемого нежилым зданием-киоском с прилегающей территорией.
Решение Министерства имущественных отношений Самарской области № 12-1/1352/14 от 05.11.2014 об отказе в предоставлении земельного участка, площадью 25 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, занимаемого нежилым зданием-киоском и прилегающей территорией в собственность за выкуп - отменить.
Обязать Администрацию г.о. Самара рассмотреть по существу заявление Пожидаева А.А. № 12-1/1352/14 от 11.06.2014 о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, площадью 25 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> занимаемого нежилым зданием-киоском с прилегающей территорией.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
установила:
Пожидаев А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, признании незаконным отказа Департамента управления имуществом г.о. в утверждении схемы расположения земельного участка.
В обоснование своего заявления указал, что он является собственником нежилого здания-киоска, расположенного по адресу: г.Самара, промышленный район, Московское шоссе, около дома №284.
Уведомлением об отказе от 05.11.2014г. Министерство имущественных отношений самарской области отказало ему в предоставлении в собственность земельного участка площадью 25,00 кв.м, занимаемого нежилым зданием – киоском по указанному адресу. Основанием для отказа послужило заключение Департамента управления имуществом г.о.Самара о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка из-за расположения участка в двух территориальных зонах
Считает, что отказ Министерства нарушает его права и интересы.
Просил суд признать отказ Министерства имущественных отношений по Самарской области в предоставлении земельного участка площадью 25 кв.м. по адресу: <адрес> незаконным. Признать отказ Департамента управления имуществом г.о.Самара в утверждении схемы расположения указанного земельного участка незаконным. Обязать Министерство возобновить работу по его заявлению № 12-1/1352/14 от 11.06.2014 и продолжить работу по предоставлению земельного участка площадью 25 кв.м. занимаемого нежилым зданием - киоском и прилегающей территорией в собственность за выкуп. Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, площадью 25 кв.м. по указанному адресу.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Ермолаева А.Г. просит отменить решение суда, в удовлетворении требований Пожидаева А.А. отказать.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности Сараев И.С. просил удовлетворить апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара по доверенности Вершинина А.Н. поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель заявителя по доверенности Арсланова И.А. просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда без изменения.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст.254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Статья 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относит коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством, с 01.07.2006г. были возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Законом Самарской области, принятым Самарской Губернской Думой 24.02.2015 г. № П-ГД, вступившим в силу 01.03.2015г., «О внесении изменений в Закон Самарской области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов РФ, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в ст. 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» и ст. 5.1 Закона Самарской области «О земле» внесены изменения в Закон Самарской области от 29.12.2014г. № 134-ГД в части указания на органы местного самоуправления как уполномоченные по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре.
Судом установлено, что Пожидаеву А.А. на праве собственности принадлежит нежилое здание-киоск, площадью 6,6 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 63-АМ № 034696 от 27.01.2014 г.
11.06.2014г. Пожидаев А.А. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность за выкуп земельного участка, площадью 25 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
Уведомлением об отказе в предоставлении земельного участка от 05.11.2014г. Министерство имущественных отношений Самарской области отказало заявителю в предоставлении указанного земельного участка, сославшись на то, что согласно представленному заключению Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 18.06.2014 № САМВ -122764 часть испрашиваемого земельного участка распложена в зоне многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (Ж-4), часть - в зоне центров регионального и городского значения (Ц-2) по Карте правового зонирования, действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей на дату обращения заявителя с заявлением и дату вынесения оспариваемого отказа министерства, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии со статьей 36 ЗК РФ, действовавшей на дату обращения заявителя с заявлением и дату вынесения оспариваемого отказа министерства, граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно положениям Закона Самарской области от 11.03.2005 года № 94-ГД «О Земле», земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в данном законе, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования пожизненного наследуемого владения.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти - Министерство имущественных отношений Самарской области.
Разрешая заявленный спор и признавая отказ Министерства имущественных отношений от 05.11.2014г. в предоставлении земельного участка необоснованным, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно технического паспорта, составленного по состоянию на 13 апреля 2011г. вышеуказанное нежилое здание-киоск, принадлежащее Пожидаеву А.А. на праве собственности, является 1986 года постройки. Правила землепользования и застройки в г.Самара, установившие территориальные зоны приняты в 2001г., а Градостроительный кодекс РФ, нормами которого установлен запрет на формирование одного земельного участка из нескольких, расположенных в различных территориальных зонах принят в 2004г.
Разрешая спор, суд правильно указал,что введение в действие изменений в законодательстве в части предоставления для оформления в собственность земельных участков не может ущемлять права граждан, которые возникли у них до принятия указанных изменений в законодательстве, в связи с чем, использование объекта недвижимости и земельного участка может продолжаться в прежнем режиме.
Правилами землепользования и застройки в зонах Ж-4 и Ц-2 такой вид разрешенного использования, указанный заявителем как «занимаемый нежилым зданием - киоском и прилегающей территорией» не предусмотрен.
Требование заявителя о признании незаконным решения министерства об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, поскольку Министерство при принятии решения действовало в рамках своих полномочий, в соответствии с порядком предоставления земельных участков и регламентом взаимодействия с другими госорганами, основывая свой отказ на решении Департамента управления имуществом г.о. Самара.
В апелляционной жалобе Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара в лице представителя ЕрмолаевойА.Г. ссылается на то, что судом первой инстанции при вынесении решения не дана оценка следующим обстоятельствам.
Размер испрашиваемого земельного участка – 25 кв.м более чем в три раза превышает площадь недвижимости - киоска, принадлежащего Пожидаеву А.А. на праве собственности.
Спорный земельный участок расположен в охранных зонах канализации и теплотрассы, что свидетельствует об ограничении его использования.
Испрашиваемый земельный участок согласно сведениям ИСОГД расположен во дворе жилого дома, на благоустроенной территории, чем могут быть затронуты права и законные интересы собственников жилых помещений многоквартирного дома №284.
Эти доводы не могут служить основанием для отмены решения суда по следующим основаниям.
В оспариваемым Пожидаевым А.А. уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка от 05.11.2014г. указано, что причиной отказа послужило заключение Департамента управления имуществом г.о.Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, поскольку часть испрашиваемого земельного участка распложена в зоне многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (Ж-4), часть - в зоне центров регионального и городского значения (Ц-2) по Карте правового зонирования, действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61.
Следовательно, приведенные в апелляционной жалобе вышеуказанные основания и доводы не были предметом обжалуемого отказа в предоставлении спорного земельного участка Пожидаеву А.А., равно как и предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Обстоятельства на которые ссылается в своей апелляционной жалобе Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара могут быть приняты во внимание при возобновлении рассмотрения заявления Пожидаева А.А. по существу во исполнение решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г.Самары от 13 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи -