Дело № 2-337/2019 10 апреля 2019 года
29RS0022-01-2019-000305-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Лощевской Е.А.,
при секретаре Аксеновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Приморского районного суда Архангельской области в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности заместителя Приморского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования «Катунинское» об обязании создать условия для бытового обслуживания населения,
установил:
и.о. Приморского межрайонного прокурора обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Катунинское » об обязании создать условия для бытового обслуживания населения.
В обоснование требований указал, что проведенной проверкой выявлен факт нарушения прав жителей д.<адрес> в сфере обеспечения бытового обслуживания. Установлено, что в границах д.<адрес> проживает 668 человек, в границах населенного пункта находится 124 неблагоустроенных жилых дома, из них 2 - в муниципальной собственности, в которых не имеется водоснабжения. Бани в поселке отсутствуют, услуги общественных бань и душевых на территории поселения не оказываются. Отсутствие бани нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленные в ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и может способствовать распространению инфекционных и паразитарных болезней. Данное обстоятельство подтверждено Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области в письме от 14.09.2018 № 7960/02-1. Неисполнение органом местного самоуправления предусмотренной законом обязанности по созданию условий для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны жизни и здоровья, права на благоприятные и безопасные условия проживания. Наличие домов с полным благоустройством и личных бань не исключает потребность жителей в общественной бане, тем более в условиях, когда возможность воспользоваться личными банями и душевыми комнатами может отсутствовать. Просит суд обязать администрацию МО «Катунинское» создать условия для бытового обслуживания населения д.Лахта Приморского района Архангельской области в виде предоставления услуг общественной бани с обеспечением необходимого количества помывочных мест в срок до 01.09.2019.
В судебном заседании старший помощник прокурора Серебренников А.И. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, уточнив срок исполнения решения суда – до 1 июля 2020 года.
Представитель ответчика администрации МО «Катунинское» в судебное заседание не явился, согласно телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие.
С учетом мнения сторон, в порядке ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав старшего помощника прокурора Серебренникова А.И., исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности с действующим законодательством, суд приходит к следующему.
Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ч.3 ст.27 ФЗ «О прокуратуре РФ», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и гарантии его осуществления определены в Федеральном законе от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Частью 3 указанной нормы предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что в результате проведенной Приморской межрайонной прокуратурой по заявлению гражданина Малышева А.В. проверки выявлен факт нарушения прав жителей д.<адрес> в сфере обеспечения бытового обслуживания. Установлено, что в границах д.<адрес> проживает 668 человек, в границах населенного пункта находится 124 неблагоустроенных жилых дома, из них 2 - в муниципальной собственности, в которых не имеется водоснабжения. Бани в поселке отсутствуют, услуги общественных бань и душевых на территории поселения не оказываются.
В соответствии с ч.1, 2 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья, в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья представляет собой систему различных мер, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами местного самоуправления, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья каждого человека.
Одним из способов профилактики возникновения и (или) распространения заболеваний является проведение санитарно-технических, санитарно-гигиенических мероприятий, в том числе посредством создания для населения условий для соблюдения правил личной гигиены.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 №1034/пр утвержден Свод правил 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Приложением «Д» СП 42.13330.2016 для сельских поселений установлено наличие бани из расчета 7 помывочных мест на 1 тысячу жителей. В поселениях, обеспеченных благоустроенным жилым фондом, нормы расчета вместимости бань и банно-оздоровительных комплексов на 1 тысячу человек допускается уменьшать до 3 мест.
Отсутствие бани нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленные в ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и может способствовать распространению инфекционных и паразитарных болезней. Данное обстоятельство подтверждено Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области в письме от 14.09.2018 №7960/02-1.
Неисполнение органом местного самоуправления предусмотренной законом обязанности по созданию условий для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны жизни и здоровья, права на благоприятные и безопасные условия проживания.
Наличие домов с полным благоустройством и личных бань не исключает потребность жителей в общественной бане, тем более в условиях, когда возможность воспользоваться личными банями и душевыми комнатами может отсутствовать.
По смыслу положений пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья представляет собой систему различных мер, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья каждого человека.
При этом одним из способов профилактики возникновения и (или) распространения заболеваний является проведение санитарно-технических, санитарно-гигиенических мероприятий, в том числе посредством создания для населения условий для соблюдения правил личной гигиены.
Учитывая полномочия органа местного самоуправления поселения, предусмотренные Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части создания условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания, требование о возложении на ответчика обязанности по устранению выявленных в рассматриваемой сфере нарушений прав граждан, являются обоснованными.
На основании установленных обстоятельств, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ч.2 ст.206 ГПК РФ, предусматривающей обязанность суда определить срок, в течение которого решение должно быть исполнено, с учетом установленного порядка размещения и исполнения муниципальных заказов, норм Бюджетного кодекса РФ, а также действий, которые следует совершить в целях устранения допущенных нарушений, с учетом уточнений иска, суд считает необходимым определить срок для исполнения решения суда до 1 июля 2020 года, т.к. данный срок является разумным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования исполняющего обязанности заместителя Приморского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования «Катунинское» об обязании создать условия для бытового обслуживания населения - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Катунинское» создать условия для бытового обслуживания населения д.<адрес> в виде предоставления услуг общественной бани с обеспечением необходимого количества помывочных мест в срок до 1 июля 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области, в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Лощевская