Дело №12-3/2019 г. Мировой судья Пашкевич Д.Э.
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
21 февраля 2019 года р.п. Шаранга
Судья Шарангского районного суда Нижегородской области Матвеева А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лесниковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в р.п.Шаранга Нижегородской области жалобу представителя филиала №10 Государственного учреждения – Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Волковой И. А. на постановление мирового судьи судебного участка Шарангского судебного района Нижегородской области от 5 октября 2018 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Глушкова А. А. прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, и ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы,
проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, заслушав объяснения Глушкова А.А., изучив представленные материалы,
установил:
Согласно протоколу № об административном правонарушении от 20 сентября 2018 года страхователем <данные изъяты>» в территориальный орган ГУ НРО ФСС РФ представлены недостоверные сведения для начисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности: ДД.ММ.ГГГГ – застрахованному лицу ФИО5; 23 сентября 2015 года – застрахованному лицу Киселеву Р.Л.; 11 января 2017 года – застрахованному лицу Целищеву В.М..
Постановлением мирового судьи судебного участка Шарангского судебного района Нижегородской области от 5 октября 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.33 КоАП РФ, в отношении должностного лица <данные изъяты>» Глушкова А. А. прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе представителя филиала №10 Государственного учреждения- Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Волковой И. А. ставится вопрос об отмене постановления мирового судьи судебного участка Шарангского судебного района Нижегородской области от 5 октября 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Глушкова А.А., возвращении дела на новое рассмотрение мировому судье. Мотивирует это тем, что часть 4 статьи 15.33 КоАП РФ предусматривает ответственность за представление сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации в неполном объеме или в искаженном виде.
Пунктом 3 «Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года №294, установлено, что страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом заявления и документов, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия.
Пунктом 4 указанного Положения установлено, что страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, представляют в сроки, установленные пунктом 3 Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее — реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом.
Согласно пункту 16 вышеуказанного Положения расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации. Контроль за полнотой и достоверностью сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, осуществляют территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 Положения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.14 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон №125-ФЗ) территориальные органы страховщика проводят выездные проверки страхователей на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок страхователей.
В силу пункта 7 статьи 26.16 Закона № 125-ФЗ в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.
Нарушение, допущенное должностным лицом <данные изъяты>» Глушковым А.А., было обнаружено в ходе выездной проверки, которая была проведена в соответствии с планом проверок на 2018 год и на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ №/ПДС. По результатам проверки был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ №/ПДС, в котором отражены факты нарушения.
По результатам проверки в отношении директора <данные изъяты> Глушкова А.А. был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с представлением Глушковым А.А. сведений, влияющих на размеры пособий застрахованным лицам, в установленный законом срок, но в неполном, искаженном виде. До дня обнаружения этого вида правонарушения Глушков А.А. не исполнял требование закона, регламентирующего предоставление достоверных сведений, то есть инкриминируемое ему правонарушение выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Санкция ч.4 ст.15.33 КоАП РФ применима в отношении должностного лица в случае неисполнения им обязанностей, возложенных на него законодательством, то есть представление достоверных сведений, необходимых для назначения страхового обеспечения в полном объеме.
Поскольку Глушков А.А. представил в Филиал № ГУ-НРО ФСС РФ недостоверные сведения для назначения государственного пособия своим работникам, к нему должна быть применима часть 4 статьи 15.33 КоАП РФ.
Считает постановление мирового судьи судебного участка Шарангского судебного района Нижегородской области от 5 октября 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Глушкова А.А. необоснованным, поскольку мировой судья необоснованно применил пункт 6 часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Также просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу жалобы на постановление мирового судьи судебного участка Шарангского судебного района Нижегородской области от 5 октября 2018 года.
В судебное заседание представитель филиала № Государственного учреждения – Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом и своевременно, в своем заявлении просит рассмотреть жалобу без его участия, жалобу поддерживает (л.д.48).
Должностное лицо <данные изъяты>» Глушков А.А. с жалобой не согласен, возражает против восстановления пропущенного процессуального срока на подачу жалобы.
Выслушав объяснения Глушкова А.А., изучив доводы жалобы представителя филиала №10 Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Волковой И.А., проверив и исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства каждое в отдельности и в совокупности, суд приходит к выводу о том, что ходатайство представителя филиала № ГУ Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обоснованное и подлежит удовлетворению, а постановление мирового судьи судебного участка Шарангского судебного района Нижегородской области от 5 октября 2018 года является законным, и оно не подлежит отмене.
В силу ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Доводы представителя филиала №10 Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Волковой И.А. об уважительной причине пропуска срока на обжалование постановления мирового судьи от 5 октября 2018 года суд считает состоятельным, поскольку судом установлено, что постановление мирового судьи судебного участка Шарангского судебного района Нижегородской области от 5 октября 2018 года получено представителем ГУ – НРО Фонда социального страхования РФ только 25 января 2019 года (л.д.29).
В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судом проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 4 статьи ст.15.33 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством либо отказ от представления в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или их должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за правомерностью осуществления и правильностью определения размера расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, а также необходимых для назначения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованному лицу соответствующего вида пособия или исчисления его размера, возмещения расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, социального пособия на погребение, стоимости услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Судом установлено, что страхователем <данные изъяты> в территориальный орган ГУ НРО ФСС РФ представлены недостоверные сведения для начисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности: ДД.ММ.ГГГГ – застрахованному лицу ФИО5; ДД.ММ.ГГГГ – застрахованному лицу ФИО6; ДД.ММ.ГГГГ – застрахованному лицу ФИО7.
Из представленных материалов следует, что правонарушение ФИО1 было совершено в результате совершения конкретного действия – предоставления недостоверных сведений для начисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности.
В соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона №255-ФЗ от 29 декабря 2006 года «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (далее - заболевание или травма).
Нижегородская область с 1 января 2012 года по 31 декабря 2020 года участвует в реализации пилотного проекта по назначению и выплате пособий по временной нетрудоспособности и в порядке, установленном постановлением Правительства РФ №294 от 21 апреля 2011 года. Данным постановлением утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.
Согласно п.п.2, 3 вышеуказанного Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается Фондом.
Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
Таким образом, указанными нормативно-правовыми актами установлены конкретные сроки предоставления документов.
Суд приходит к выводу о том, что нарушение было допущено Глушковым А.А. непосредственно при предоставлении документов (в неполном объеме), на основании которых были начислены недостоверные суммы пособия.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, доводы жалобы суд отвергает, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении №5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемого постановления, судом не установлено.
Согласно п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
С учетом того, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении срок давности привлечения Глушкова А.А. к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ истек, мировой судья обоснованно пришел к выводу о необходимости прекращения производства по данному делу на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления мирового судьи о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.33 КоАП РФ, в отношении Глушкова А.А. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.4.5, п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка Шарангского судебного района Нижегородской области от 5 октября 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Глушкова А. А. оставить без изменения, а жалобу представителя филиала №10 Государственного учреждения – Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Волковой И.А. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Копию настоящего решения направить Глушкову А.А., в филиал №10 Государственного учреждения – Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в течение трех дней со дня вынесения настоящего решения.
Судья А.Г. Матвеева