Дело № 2-1073/2023
УИД: 66RS0036-01-2023-000666-87
Решение в окончательной форме принято 13 декабря 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2023 года город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Фоменко Р.А.,
при секретаре судебного заседания Хаснутдиновой Т.В.,
с участием старшего помощника прокурора г.Кушва Певцовой Т.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Кушвы в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному учреждению средняя общеобразовательная школа № 10, управлению образования Кушвинского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения требований федерального законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Кушвы обратился с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному учреждению средняя общеобразовательная школа № 10 (далее – МАУ СОШ № 10), и управлению образования Кушвинского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения требований федерального законодательства путем выделения МАУ СОШ № 10 денежных средств для осуществления мероприятий по выполнению санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемым к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, а именно для выполнения работ по замене окон в спортивном зале и частичного ремонта участка кровли над спортивным залом и выполнения указанных работ.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города проведена проверка исполнения федерального законодательства о безопасности несовершеннолетних при осуществлении образовательного процесса, в ходе которой установлено, что МАУ СОШ № 10 не соблюдаются обязательные требования к обеспечению безопасности зданий школ в процессе их эксплуатации ввиду неудовлетворительного состояния окон в спортивном зале и участка кровли над спортивным залом.
Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на интернет-сайте Кушвинского городского суда Свердловской области www.kushvinsky.svd.sudrf.ru в соответствии со ст.ст.14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», ч.7 ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании заместитель прокурора г.Кушва Певцова Т.Х. исковые требования поддержала.
Представители ответчиков МАУ «СОШ № 10» и управления образования Кушвинского городского округа ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, при этом, представили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что с заявленными исковыми требованиями они согласны и просили продлить сроки исполнения обязанностей, возложенных решением суда (л.д.44-45).
Заслушав доводы прокурора и исследовав письменные материалы дела, оценив указанные доводы в совокупности с иными представленными суду доказательствами в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исследованные судом материалы свидетельствуют о ненадлежащем исполнении в образовательной организации требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, в частности, положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.
Так, покрытие оконных блоков в здании образовательной организации не позволяет качественное проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств, в частности, нарушена целостность покрытия откосов и подоконников. Откосы и подоконники имеют дефекты в виде глубоких трещин, разрушения окраски всей площади оконных блоков, стекло имеет трещины, что является нарушением положений пп.2.5.1, 2.11.2, 2.11.7 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Согласно п.2.5.1 указанных правил при отделке объектов применяемые строительные и отделочные материалы используют при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия, материалы должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств, устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Все помещения подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. Влажная уборка в спальнях проводится после ночного и дневного сна, в спортивных залах и групповых помещениях не реже 2 раз в день (п.2.11.2 СП 2.4.3648-20).
В силу п.2.11.2 санитарных правил во всех видах помещений не реже одного раза в месяц (в смену) проводится генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Кроме того, в спортивном зале школы имеются дефекты отделки на потолке в виде отшелушивания краски, следов протеканий, признаков поражений грибком, что не допускает качественно проводить влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств и не соответствует п.2.5.3 СП 2.4.3648-20.
Согласно п. 2.5.3 санитарных правил стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Санитарные правила 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28, направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми.
Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Частью 2 статьи 7 Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья, которое также гарантируется гражданам Российской Федерации общепризнанными принципами, международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие является, в силу ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», одной из целей государственной политики в интересах детей.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», основываются, в числе прочего, на принципах приоритета жизни и здоровья человека.
В силу ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п.15 ч.3 ст.28 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация создает необходимые для охраны и укрепления здоровья обучающихся условия.
Согласно ст. 41 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе организацию питания обучающихся; пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. Организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Установленные в ходе проверки нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии являются недопустимыми в дальнейшей деятельности МАОУ СОШ № 10 и требуют устранения поскольку нарушают права граждан, в том числе несовершеннолетних, на охрану жизни и здоровья, на обеспечение безопасных условий пребывания несовершеннолетних во время образовательного процесса.
В силу п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с Положением об управлении образования Кушвинского городского округа, утвержденного Решением Думы Кушвинского городского округа первого созыва № 624 от 20.10.2011, оно является отраслевым органом администрации Кушвинского городского округа, выполняющим полномочия по решению вопросов местного значения в сфере образования на территории Кушвинского городского округа.
Управление образования является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное в установленном гражданским законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами порядке на праве оперативного управления, отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь счета в кредитных организациях, гербовую печать со своим наименованием.
К полномочиям управления образования как отраслевого органа администрации городского округа относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В целях обеспечения полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории Кушвинского городского округа, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по организации предоставления дополнительного образования детей (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения), общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Кушвинского городского округа управление образования осуществляет материально-техническое обеспечение образовательных учреждений, финансово-экономическое обеспечение деятельности образовательных учреждений.
В целях обеспечения от имени администрации Кушвинского городского округа полномочий и функций учредителя муниципальных образовательных учреждений управление образования осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; осуществляет контроль за содержанием и использованием объектов муниципальной собственности, закрепленной в установленном законодательством порядке на праве оперативного управления за подведомственными учреждениями; осуществляет контроль за деятельностью учреждений, в том числе контроль за использованием бюджетных средств, в соответствии с порядком, предусмотренным действующими нормативными правовыми актами.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных до образовательной организации для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Кушвинского городского округа отвечает соответственно управление образования Кушвинского городского округа, осуществляющее бюджетные полномочия главного распорядителя денежных средств по подведомственным учреждениям.
В соответствии с Уставом школы ее учредителем является Кушвинский городской округа, а функции и полномочия учредителя образовательной организации осуществляются администрацией Кушвинского городского округа в лице ее отраслевого органа – управления образования Кушвинского городского округа.
Приведенные положения свидетельствуют о наличии у органов местного самоуправления городского округа обязанности принимать меры к исполнению действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе в сфере образовательной деятельности, а также меры, направленные на обеспечение здоровья обучающихся образовательной организации.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению соблюдения требований санитарных норм и правил является обязанностью не только МАУ СОШ № 10, но и управления образования Кушвинского городского округа, обеспечивающего финансирование учреждения.
Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований санитарно-эпидемиологического законодательства с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Учитывая, что в конкретном случае бездействием ответчиков нарушаются права несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации на безопасные условия пребывания, нарушаются требования санитарного законодательства, а также особую социальную значимость требований и принципы разумности, полагаю, что наиболее целесообразным сроком устранения нарушений закона является срок в течение четырех месяцев после вступления решения в законную силу для управления образования Кушвинского городского округа; и срок в течение трех месяцев с момента осуществления управлением образования Кушвинского городского округа финансирования мероприятий – для образовательной организации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Кушвы в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному учреждению средняя общеобразовательная школа № 10, управлению образования Кушвинского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения требований федерального законодательства удовлетворить.
Возложить на управление образования Кушвинского городского округа обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 10 денежные средства для осуществления мероприятий по выполнению санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемым к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, в соответствии с санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28, а именно для выполнения работ по замене окон в спортивном зале и частичного ремонта участка кровли над спортивным залом.
Возложить на муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 обязанность в течение трех месяцев с момента осуществления управлением образования Кушвинского городского округа финансирования мероприятий по выполнению санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемым к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, в соответствии с санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28, выполнить работы по замене окон в спортивном зале и частичный ремонт участка кровли над спортивным залом.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с подачей жалобы через Кушвинский городской суд.
Судья Фоменко Р.А.