Р Е Ш Е Н И Е
7 августа 2023 года сл. Кашары
Судья Миллеровского районного суда Ростовской области Олейник В.Б., с участием помощника прокурора Кашарского района Ростовской области Сбродова А.И., рассмотрев протест прокурора Кашарского района Ростовской области Сенкиенко А.Н. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Благодарева М.А. № 061/04/7.29-1188/2023 от 14.04.2023 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, в отношении и.о. директора МКУ «Отдел заказчика» Кашарского района Осикова Ю.П.,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Благодарева М.А. от 14.04.2023 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении № 061/04/7.29-1188/2023 в отношении Осикова Ю.П. на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением, прокурор Кашарского района Ростовской области Сенкиенко А.Н. принес на него протест, в котором указал, что 15.11.2022 МКУ «Отдел заказчика» заключил 5 контрактов на осуществление закупки у единственного поставщика с ООО «Паллада» на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:
- договор от 15.11.2022 № 51 на поставку стульев в количестве 30 шт. на сумму 592 500,00 руб.;
- договор от 15.11.2022 № 52 на поставку музыкального оборудования на сумму 275 500,00 руб.;
- договор от 15.11.2022 № 53 на поставку флагов, флагштоков, герба России, цветов искусственных в горшках, цветов искусственных в горшках на подставку для цветов, цветочной композиции на стол на сумму 216 410,00 руб.;
- договор от 15.11.2022 № 54 на поставку комплекта мебели на сумму
544 650,00 руб.;
- договор от 15.11.2022 № 55 на поставку комплекта изделий: жалюзи, шторы, жалюзи рулонные, ковёр овальный 2500x5000, дорожка ковровая 6000x2000, дорожка ковровая 7300x2000 - на сумму 397 215,00 руб.
Общая сумма договоров составляет 2 026 275,00 руб.
Заказчиком поставленные товары ООО «Паллада» приняты, предоплата в размере 30% по указанным контрактам, а также окончательные расчёты произведены соответственно 25.11.2022 и 29.12.2022.
Все поставленные товары предназначены для размещения в помещении ЗАГСа, что подтверждается объяснениями Осикова Ю.П. и другими материалами проверки.
В ходе проведения проверки прокуратурой установлено, что Заказчиком с нарушением установленных правил осуществлена закупка у единственного поставщика, что является нарушением ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) и.о. директора МКУ «Отдел заказчика» Кашарского района Осикова Ю.П. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.
Также в протесте указывается, что в связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 27.03.2023 в отношении должностного лица - и.о. директора МКУ «Отдел заказчика» Кашарского района Осикова Ю.П. было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ. На основании ч. 1 ст. 23.66 КоАП РФ указанное постановление вместе с материалами проверки 23.03.2023 направлено для рассмотрения по существу в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области. При этом вопреки требованиям ч. 2 ст. 8, п. 4 ч. 1 ст. Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения го суд арстве иных и муниципальных нужд», а также ст. 24.1 КоАП РФ УФАС России по Ростовской области 14.04.2023 вынесено постановление №061 /04/7.29-1188/2023, которым производство по делу об административном правонарушении прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Вопреки содержания постановления прокурора Кашарского района о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ от 27.03.2023, а также материалов дела об административном правонарушении, из текста постановления №061/04/7.29-1188/2023 от 14.04.2023 УФАС России по Ростовской области следует, что муниципальные контракты с единственным поставщиком №51, №52, №53, №54, №55 от 15.11.2022, заключённые между МКУ «Отдел заказчика» Кашарского района и ООО «Паллада» не являются закупками одноимённых товаров,в связи с чем не образуют единую сделку, совершение которой должно осуществляться с применением конкурентных процедур.
Кроме того, УФАС России по Ростовской области проигнорирован факт того, что ООО «Паллада» ИНН 6155063043 не осуществляет розничную торговлю, согласно ОКВЭД и ОКПД, в связи с чем не может быть поставщиком по договорам №51, №52, №53, №54, №55 от 15.11.2022, подразумевающим розничную торговлю мебелью, коврами, текстильным оборудованием и иными непродовольственными товарами, которые относятся к группам раздела 47 ОКВЭД.
Кроме того, отражение в тексте постановления УФАС России по Ростовской области №061/04/7.29-1188/2023 от 14.04.2023 практики рассмотрения дел об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, а также ссылка на письма УФАС России и Министерства финансов РФ являются некорректными, так как отражают позицию судов и антимонопольного органа по закупкам одноимённых товарову единственного поставщика, совершаемых в разные даты.
На основании изложенного, просит постановление заместителя Ростовского УФАС России Благодарева М.А. № 061/04/7.29-1188/2023 от 14.04.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, в отношении должностного лица - и.о. директора МКУ «Отдел заказчика» Кашарского района Осикова Ю.П. отменить, дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в УФАС России по Ростовской области.
В судебном заседании помощник прокурора Миллеровского района Ростовской области Сбродов А.И. доводы протеста поддержал, просил удовлетворить по изложенным в нем основаниям, постановление Ростовского УФАС России отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, надлежащим образом уведомленное о месте и времени судебного заседания, просило рассмотреть дело без участия их представителя.
И.о. директора МКУ «Отдел заказчика» Кашарского района Осиков Ю.П., надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления (п. 8 ч. 2); судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч. 3).
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из Федерального закона № 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 44-ФЗ. При этом нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Федеральному закону № 44-ФЗ.
Статьей 6 Федерального закона № 44-ФЗ устанавливаются принципы контрактной системы в сфере закупок, которые основываются на открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечении конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулировании инноваций, единстве контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 указанной статьи конкурентными способами являются: конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс); аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион); запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
В силу части 6 указанной статьи заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Согласно материалам дела в ходе проверки прокуратурой Кашарского района Ростовской области установлено, что МКУ «Отдел заказчика» Кашарского района заключил с ООО «Паллада» муниципальные контракты с единственным поставщиком № 51, № 52, №53, № 54, № 55 от 15.11.2022 года. Все указанные контракты были заключены на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, в один день и без проведения торгов. Все поставленные товары предназначены для размещения в помещении ЗАГСа.
Общая стоимость данных сделок превышает предельно допустимый размер закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе - 600 000,00 руб. и составляет 2 026 275,00 руб.
Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона о контрактной системе, противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.
Для установления факта «дробления» предмета договоров (контрактов) необходимо одновременное соблюдение следующих условий:
1. предмет договоров (контрактов) предполагает поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся однородными или идентичными;
2. поставка таких товаров, выполнение работ либо оказание услуг направлены на удовлетворение единой нужды заказчика;
3. такие договоры (контракты) заключены с одним лицом.
Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (п. 17 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ).
Относительно второго условия признания «дробления» предмета договора, необходимо учитывать различные обстоятельства, такие как заключение договоров в короткий промежуток времени или в один день, доведение лимитов денежных средств до распорядителя (получателя) единым трансфертом, необходимость выполнения государственных (муниципальных) заданий, программ и т.п., место выполнения работ, срок их выполнения, а также иные обстоятельства, свидетельствующие о том, что нужда заказчика для удовлетворения который заключены договоры, является единой.
При этом выполняется и третье условие «дробления» предмета договоров - указанные контракты на оказание идентичной услуги, направленные на удовлетворение единой нужды заказчика, заключены только с ООО «Паллада».
По результатам рассмотрения заключенных между МКУ «Отдел заказчика» Кашарского района и ООО «Паллада» муниципальных контрактов установлено, что заказчиком фактически осуществлена закупка идентичного товара - мебель, ковры, текстильное оборудование и иные непродовольственные товары, предназначенные для размещения в помещении ОЗАГСа администрации Кашарского района на общую сумму 2 026 275,00 руб., а искусственное «дробление» закупки данных товаров свидетельствует об обходе ограничения установленного п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.
Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения контракта путем создания условий для выбора контрагента, предполагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению контракта всех заинтересованных лиц. Непроведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и как следствие о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.
В постановлении заместителя руководителя Ростовского УФАС России по Ростовской области № 061/04/7.29-1188/2023 от 14.04.2023 года надлежащая оценка указанным обстоятельствам не дана.
В постановлении указано, что заказчик заключил названные контракты с единственным поставщиком в соответствии с требованиями статьи 93 Закона и со своими потребностями на момент заключения. Такие контракты не образуют единую сделку, совершение которой осуществляется с использованием конкурентных процедур.
Также в постановлении указано, что в Федеральном законе № 44-ФЗ отсутствуют требования о недопустимости осуществления заказчиком нескольких закупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4 и 5 статьи 93 Закона, поэтому нарушение принципа обеспечения конкуренции при осуществлении таких закупок на основании указанных пунктов отсутствует, поскольку отсутствует требование, противоречие которому бы допустил заказчик. При этом принцип обеспечения конкуренции реализуется посредством установления в законе требований к максимально допустимой цене контракта, к максимальной стоимостной доле таких закупок от совокупного годового объема закупок заказчика, к их максимальному стоимостному объему в абсолютном выражении.
Постановлением заместителя руководителя Ростовского УФАС России по Ростовской области № 061/04/7.29-1188/2023 от 14.04.2023 года производство по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении Осикова Ю.П., прекращено в виду отсутствия события административного правонарушения на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Суд не может согласиться с указанным выводом заместителя руководителя Ростовского УФАС России по Ростовской области, основанном на разъяснении руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева о порядке применения пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не является нарушением требований Закона о контрактной системе (например, заключение трех договоров от 25.10.2019 на поставку бумаги формата А4 с единственным поставщиком на сумму 290 000 рублей каждый, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения), а также на разъяснениях заместителя директора Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России Куст И.Ю., что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки на сумму, не превышающую 600 000,00 руб., при этом годовой объем таких закупок не должен превышать 2 000 000,00 руб. или 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не составлять более чем 50 млн. руб. Иных ограничений на осуществление закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ не предусмотрено.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком на сумму не превышающую 600 000,00 рублей.
Общая стоимость контрактов превышает предельно допустимый размер закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ - 600 000,00 рублей и составляет 2 026 275,00 руб.
Во всех контрактах речь идет о непродовольственных товарах, предназначенных для размещения в помещении ОЗАГСа администрации Кашарского района, контракты заключены с одним поставщиком и искусственно раздроблены на несколько контрактов для уменьшения цены контракта.
Кроме того, при отмене постановления заместителя руководителя Ростовского УФАС России по Ростовской области Благодарева М.А. № 061/04/7.29-1188/2023 от 14.04.2023 года суд принимает во внимание, что в резолютивной части указанного постановления не указана статья КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении в отношении Осикова Ю.П. по которой прекращается, что является нарушением п. 5 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
С учетом изложенного, протест прокурора Кашарского района Ростовской области Сенкиенко А.Н. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Благодарева М.А. № 061/04/7.29-1188/2023 от 14.04.2023 г. подлежит удовлетворению, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Благодарева М.А. № 061/04/7.29-1188/2023 от 14.04.2023 г. подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Протест прокурора Кашарского района Ростовской области Сенкиенко А.Н. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Благодарева М.А. № 061/04/7.29-1188/2023 от 14.04.2023 г.- удовлетворить, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Благодарева М.А. № 061/04/7.29-1188/2023 от 14.04.2023 г. - отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вручения или получения в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд Ростовской области.
Судья В.Б. Олейник