Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
уникальный идентификатор дела№ № (№) |
15 мая 2024 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания ЖАЛАДДИНОВОЙ А.К.,
с участием:
представителя истца ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к ФИО3 о признании недействительным государственного акта о праве собственности наследодателя на земельный участок и истребовании земельного участка из чужого незаконного владения;
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Севастополя, ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений Минобороны России», Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, нотариус г. Севастополя Смирнова Анна Вячеславовна, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя,
у с т а н о в и л:
В ДД.ММ.ГГГГ года истец Министерства обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском в котором просил недействительным государственный акт о праве собственности серии ЯИ №, выданный ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2, на земельный участок площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> (ранее учтенный кадастровый №), а также истребовать из незаконного владения данный земельный участок.
Согласно доводам иска распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р передан в собственность ФИО2 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 0,1000 га (кадастровый №). На основании данного распоряжения ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ выдан государственный акт серии ЯИ № на право собственности на земельный участок.
Распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РП в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе, военный городок №.
ДД.ММ.ГГГГ между Правительством Севастополя и Министерством обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России подписан акт приема-передачи имущества. При оформлении правоустанавливающих документов на военный городок №, стало известно о том, что фактически земельный участок, переданный в собственность ФИО2, является частью земельного участка военного городка №.
До передачи в федеральную собственность военный городок № использовался Российской Федерацией на основании Соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительством ФИО4 о параметрах раздела Черноморского флота, о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям наследственного дела №, находящегося в производстве нотариуса г. Севастополя Смирновой А.В., после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследником к имуществу наследодателя является ФИО3, который определением суда от ДД.ММ.ГГГГ привечен к участию в деле в качестве ответчика.
В судебном заседании представитель истца ФИО6, действующий также в интересах ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений Минобороны России», доводы искового заявления поддержал, указав на нарушение права государственной собственности образованием спорного земельного участка и передачей его в частную собственность физическому лицу.
Ответчик ФИО3 о времени и месте рассмотрения извещался в установленном порядке, судебная корреспонденция возвращена по истечению срока хранения в отделении связи. В связи с чем, в силу положений ч. 2 и 3 ст. 113 ГПК РФ, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, разъяснений содержащихся в п. 67 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», неявка ответчика не препятствует рассмотрению дела.
Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, нотариус г. Севастополя Смирнова А.В., Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, своих представителей в суд не направили и причинах неявки не известили, что в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие их представителей.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав доводы искового заявления и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 1 ГК РФ основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, ст. 60 ЗК РФ, каждое лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.
Согласно п. 2 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения.
Как разъяснено в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ними – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записей в ЕГРП.
В силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Статьей 305 ГК РФ определено, что права, предусмотренные ст. 301-304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Положения ст. 12 ГК РФ предусматривают такие способы защиты права, как признание судом недействительным акта государственного органа в связи с его несоответствием закону или иным правовым актам, а также нарушением гражданских прав и охраняемых законом интересов, истребования имущества из незаконного владения.
Распоряжением Правительства Севастополя №-РП от ДД.ММ.ГГГГ в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок № (№ «№» в прилагаемом перечне).
ДД.ММ.ГГГГ между Правительством Севастополя и Минобороны России, в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России, подписан акт приема-передачи имущества, в том числе и военный городок №, площадь земельного участка 194,2815 га. При этом в акте имеется ссылка на производство кадастровых работ по уточнению фактической площади земельного участка.
Пунктом 3 Распоряжения Правительства Севастополя №-№ от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России предложено обеспечить осуществление подготовки документации, необходимой для постановки передаваемого имущества на кадастровый учет и регистрации прав на него, иных фактических и юридических действий.
До передачи в федеральную собственность военный городок № использовался Российской Федерацией на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством ФИО4 о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством ФИО4 о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях № и № и картах № и № к Соглашению между Российской Федерацией и ФИО4 о параметрах раздела Черноморского флота.
Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством ФИО4.
В соответствии со ст. 2 Соглашения между Российской Федерацией и ФИО4 о параметрах раздела Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ, основная база Черноморского флота Российской Федерации находится в городе Севастополе. В основной базе Черноморского флота Российской Федерации размещаются его штаб и другие органы управления, а также воинские формирования, предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации. Перечень и параметры объектов, используемых Черноморским флотом Российской Федерации в городе Севастополе, содержатся в Приложении №.
Согласно Приложению № к указанному Соглашению в пользовании Черноморского флота Российской Федерации находился военный городок № общей площадью 191,3 га.
Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ года № утвержден Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
Пунктом 2 указанного Порядка определено, что безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации подлежит передаче имущество, в том числе к фактическому использованию которого Черноморский флот Российской Федерации приступил до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации на основании Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота на территории ФИО4 до ДД.ММ.ГГГГ; используемое Министерством обороны Российской Федерации, а также организациями и учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
В соответствии с п. 4 Порядка право собственности Российской Федерации, право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право постоянного бессрочного пользования на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Порядком, возникает с даты подписания передаточного акта.
Как усматривается из ответа Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № процессе оформления правоустанавливающих документов на земельный участок военного городка № ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России стало известно о том, что схема расположения земельного участка военного городка не может быть согласована, в том числе и по причине полной накладки на земельные участки по <адрес> и <адрес>, переданных в частную собственность.
Судом установлено, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ № передан в собственность ФИО2 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 0,1000 га (кадастровый №). На основании данного распоряжения ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ выдан государственный акт серии ЯИ № на право собственности на земельный участок.
С целью защиты имущественных прав и интересов государства, в 2017 году Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Гагаринский районный суд города Севастополя с исковым заявлением к ФИО2 о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером № (ранее присвоенный кадастровый №), площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.
Определением Гагаринского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу № прекращено в связи со смертью ответчика.
Согласно ответа президента Нотариальной палаты города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с данными раздела «Реестр наследственных дел ЕИС» информационной системы «еНот» установлено, что после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, заведено наследственное дело № нотариусом города Севастополя Смирновой А.В.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ данные о правообладателе земельного участка отсутствуют.
Согласно сведениям наследственного дела №, находящегося в производстве нотариуса г. Севастополя Смирновой А.В., после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследником к имуществу наследодателя является ФИО3, который определением суда от ДД.ММ.ГГГГ привечен к участию в деле в качестве ответчика.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В п. 1 ст. 1112 ГК РФ указано, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу положений ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 8 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
В силу положений Постановления Правительства Севастополя от 07.08.2014 N 202 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав» (вместе с «Перечнем документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации права») к документам, подтверждающим ранее возникшие права и необходимым для государственной регистрации прав относятся, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 1 марта 2014 года акты органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
То есть документом, который подтверждает ранее возникшее право собственности на спорный земельный участок, является выданный на имя ФИО2 государственный акт о праве собственности серии ЯИ № от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> (ранее учтенный кадастровый №), согласно распоряжению Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В ходе рассмотрения дела установлено, что фактически Севастопольской городской государственной администрацией принято решение о части земельного участка, находящегося в пользовании ЧФ РФ ВС РФ согласно Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 6 Соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, воинские формирования осуществляют свою деятельность в местах дислокации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти Украины уважают статус воинских формирований, принимают необходимые и согласованные с их командованием меры, обеспечивающие безопасность личного состава, защиту прав собственности и сохранность имущества воинских формирований, и не вмешиваются в их внутреннюю жизнь.
В соответствии со ст. 326 Гражданского кодекса Украины в государственной собственности находится имущество, которое принадлежит государству Украина. От имени и в интересах государства Украина право собственности осуществляют соответственно органы государственной власти. Управление имуществом, которое находится в государственной собственности, осуществляется государственными органами, а в случаях, предусмотренных законом, может осуществляться иными субъектами.
Распоряжением ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ «Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР» принято решение об образовании комиссии для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению, а также государственного имущества, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением ФИО4 № утвержден Порядок проведения инвентаризации недвижимого имущества, которое используется Черноморским флотом на территории ФИО4.
Порядок определял процедуру и особенности проведения инвентаризации земельных участков, целостных имущественных комплексов воинских частей, военных городков, предприятий, учреждений и организаций, отдельных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, нововыстроенных и реконструированных объектов, другого индивидуально определенного имущества, которое находится в фактическом пользовании Черноморского флота РФ, согласно приложению 2 и 3 к Соглашению между ФИО4 и Российской Федерации о параметрах раздела Черноморского флота, а также объектов, которые не включены в указанные приложения, но фактически используются Черноморским флотом.
В соответствии с п. 5 указанного Порядка по результатам инвентаризации земельных участков составляются согласованные с Российской стороной планы земельных участков, которые передаются Государственному агентству земельных ресурсов.
Пунктом 6 Порядка предусмотрено создание совместных рабочих групп в составе представителей Украинской и Российской сторон. Форма актов инвентаризации объектов, очередность и сроки проведения работ согласовываются представителями сторон и утверждаются председателем комиссии. По результатам инвентаризации составляются акты, которые подписываются членами совместных рабочих групп и передаются в региональное отделение Фонда госимущества в АРК и г. Севастополя для обобщения.
Пунктом 9 Распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ Фонду госимущества Украины поручено заключить от имени Правительства Украины договоры аренды государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению.
Установлено, что фактически процесс инвентаризации земель, находящихся в пользовании Черноморским флотом Российской Федерации до принятия Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации завершен не был в соответствии с достигнутыми межправительственными соглашениями.
В соответствии с п. 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность и земель, указанных в абзаце втором настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
В связи с изложенным у Севастопольской городской государственной администрации отсутствовали полномочия по распоряжению спорным земельным участком, поскольку он являлся предметом межправительственных соглашений по порядку пребывания ЧФ РФ на территории Украины.
Проанализировав исследованные доказательства, суд находит обоснованными доводы истца о вхождении спорного земельного участка на момент его предоставления в собственность ФИО2 в состав земель военного городка.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, учитывая, что в настоящее время спорный земельный участок передан в федеральную собственность в составе земель обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования о признании недействительным правоустанавливающего документа на недвижимое имущество - государственного акта о праве собственности наследодателя на земельный участок и о его истребовании в федеральную собственность Российской Федерации.
При этом суд исходит из того, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, фактически являлся на момент предоставления частью земельного участка военного городка № Черноморского флота Российской Федерации и предметом межправительственных соглашений об условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории г. Севастополя.
По делу установлено, что земли военного городка № фактически не выбывали из пользования Черноморского флота РФ. Земельный участок, на котором расположен военный городок № Черноморского флота использовался под размещение аэродрома Херсонес. Таким образом, спорный земельный участок не мог быть передан в частную собственность.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации к ФИО3 о признании недействительным государственного акта о праве собственности наследодателя и истребовании земельного участка из чужого незаконного владения - удовлетворить.
Признать недействительным государственный акт о праве собственности серии ЯИ №, выданный ДД.ММ.ГГГГ, на имя ФИО2, на земельный участок площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> (ранее учтенный кадастровый №).
Истребовать в федеральную собственность Российской Федерации из незаконного владения ФИО3 земельный участок с кадастровым номером №, площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.
Решение является основанием для исключения сведений из Единого реестра недвижимости и снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 20.05.2024 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>