Дело № 2-50/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2021 года
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Анисимовой B.C.,
при секретаре судебного заседания Штебнер Н.Н.,
с участием истца Вотиновой Р.Ф.,
представителя истца Евдокимовой Н.В.,
представителя ответчика Каменских О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино гражданское дело по исковому заявлению Вотиновой Раисы Федоровны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Верещагинском районе Пермского края о включении периодов работы в стаж для назначения страховой пенсии по старости,
установил:
Истец Вотинова Р.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Верещагинском районе Пермского края (далее ГУ УПФР в Верещагинском районе) о возложении обязанности исчислить и включить в стаж периоды работы с 14.12.1984 по 20.10.1985, с 10.10.1988 по 04.04.1990, с 01.06.1990 по 01.09.1990; о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что 31.07.2020 в возрасте 55 лет истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. 01.09.2020 решением ГУ УПФР в Верещагинском районе ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, из-за отсутствия требуемого стажа работы 37 лет, при этом по данным ответчика общий стаж на дату обращения составляет 32 года 6 месяцев 1 день. В стаж не включено 2 года 8 месяцев 11 дней, периоды с 14.12.1984 по 20.10.1985, с 10.10.1988 по 04.04.1990, с 01.06.1990 по 01.09.1990, когда она находилась в отпусках по уходу за ребенком. Однако при получении сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 01.07.2020 указано, что ее стаж 35 лет 2 месяца 15 дней, по состоянию на 01.10.2020 стаж указано – 35 лет 8 месяцев 4 дня.
В ходе судебного заседания Вотинова Р.Ф. на удовлетворении исковых требованиях настаивала, пояснила, что ее коллеге по работе, пенсия назначена и периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком включены в трудовой стаж. Кроме того, в период с 17.07.1985 по 20.03.1986 она на полставки работала в должности старшего библиотекаря в Талицкой сельской библиотеке. У нее есть периоды трудовой деятельности, когда работа проходила в тяжелых условиях: в бригаде каменщиков, санитаркой инфекционного отделения. На удовлетворении исковых требований настаивает.
Представитель истца Евдокимова Н.В. исковые требования доверителя поддержала в полном объеме.
Представитель Управления Пенсионного фонда в Верещагинском районе Каменских О.Н. исковые требования не признала, пояснила, что 31.07.2020 истец обратилась за назначением страховой пенсии по старости, в установлении пенсии отказано по ч.1 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях», так как она не достигла установленного законом возраста, оспариваемые периоды учитываются при решении вопроса при определении общего трудового стажа. Истцу не может быть назначена пенсия также по ч.1.2 ст.8 указанного закона, так как у Вотиновой Р.Ф. нет 37 лет страхового стажа. Документы о работе в Талицкой сельской библиотеке в период с 17.07.1985 по 20.03.1986 ранее Вотиновой Р.Ф. не предоставлялись, с учетом включения указанного периода в страховой стаж составит 32 года 9 месяцев 4 дня.
Суд, выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации определено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 19 Конституции Российской Федерации определяет, что равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
В целях пенсионного обеспечения в Российской Федерации приняты Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральный закон №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» и другие нормативные акты, которые предусматривают право граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на трудовую пенсию в случае приобретения необходимого страхового стажа в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
На момент обращения истца за пенсией и по настоящее время действует Федеральный закон №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.80 указанного закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Частями 2 и 3 указанной статьи предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Приложением 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что в 2020 году имеют право выхода на пенсию женщины достигшие возраста 57 лет (возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8, пунктами 3 и 4 части 2 статьи 10, пунктом 21 части 1 статьи 30 и пунктом 6 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года + 24 месяца).
В силу ч.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Размер страховой пенсии по старости за периоды работы до 01.01.2015 определяется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон № 173-ФЗ) и зависит от продолжительности страхового стажа до 01.01.2002, заработной платы до 01.01.2002, суммы страховых взносов, обязательных для оплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с работы с 01.01.2002 по 31.12.2014.
Как установлено в судебном заседании, 31.07.2020 Вотинова Р.Ф. обратилась в ГУ УПФР в Верещагинском районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д.79-83).
01.09.2020 ГУ УПФР в Верещагинском районе принято решение №377944/20 от 01.09.2020 об отказе в установлении пенсии, в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа (37 лет). При этом в страховой стаж Вотиновой Р.Ф. не включены следующие периоды: с 14.12.1984 по 20.10.1985 - 10 месяцев 6 дней, с 10.10.1988 по 04.04.1990 – 1 год 5 месяцев 24 дня, с 01.06.1990 по 01.09.1990 – 3 месяца 1 день, в связи с отпуском по уходу за ребенком, с 01.01.2003 по 08.02.2003 – 1 месяц 8 дней, с 01.01.2005 по 02.01.2005 – 2 дня, в связи с нахождением в отпуске без сохранения заработной платы. Итого не включено в страховой стаж 2 года 8 месяцев 11 дней. Определено, что продолжительность страхового стажа Вотиновой Р.Ф. по ч.1.2 ст.8 закона №400-ФЗ на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составила 32 года 6 месяцев 1 день (л.д.6-7,8).
Судом установлено, что на момент обращения за пенсией возраст истца составлял 55 лет, тогда как право на пенсию у Вотиновой Р.Ф., с учетом действующего законодательства (п.1 ст.8 Закон №400-ФЗ) возникает 29.09.2021 (29.03.1965+ 55 лет + 2 года – 6 месяцев).
По сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета истца по состоянию на 01.07.2020 стаж, учитываемый для целей назначения пенсии, составил 35 лет 2 месяца 15 дней (л.д.15-23), при этом, периоды с 14.12.1984 по 20.10.1985, с 10.10.1988 по 04.04.1990, с 01.06.1990 по 01.09.1990 ответчиком учтены в подсчете стажа, так как периоды работы в совхозе «Талицкий» с 16.02.1984 по 21.10.1986 и в Очерское МСО Пермагропромстрой с 22.07.1987 по 05.09.1990 включены в стаж в полном объеме (л.д.19).
Частью 1.2 ст.8 закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии с ч.9 ст.13 закона №400-ФЗ определено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
В силу ч.1 ст.11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу п.2 ч.1 ст.12 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Согласно записям в трудовой книжке с 05.09.1990 истец работала в совхозе «Талицкий» в должности техника-нормировщика. 17.11.1990 переведена, в связи с реорганизацией совхоза в АО ЗТ «Талицкое» техником-нормировщиком. 31.12.1992 переведена в подсобное хозяйство «Талицкое». С 01.01.1993 работала в ПХ «Талицкое» техником по оплате труда. 16.07.1997 уволена по собственному желанию (л.д.10)
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец родила сына ФИО2 (л.д.30), и с 14.12.1984 года по 20.10.1985 находилась в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1 года, в силу приказа № 165.К параграф 6 от 28.12.1984 (л.д.32, 36).
Из трудовой книжки истца следует, что 22.07.1987 истец была принята в Очерскую МСО объединения «Пермагропромстрой» каменщиком 3 разряда, 05.09.1990 уволена (л.д.10).
ДД.ММ.ГГГГ истец родила второго ребенка, сына ФИО3 (л.д.31).
Из архивной справки МБУ «Архив Очерского городского округа» следует, что Вотинова Р.Ф. с период с 22.07.1987 по 05.09.1990 работала в Очерской МСО объединения «Пермагропромстрой» в должности каменщика 2 разряда. В лицевых счетах с октября 1988 по август 1989 ей начислено пособие по уходу за ребенком. Приказом № 14-К от 10.03.1990 Вотиновой Р.Ф. разрешено продлить отпуск без содержания с 22.02.1990 по 04.04.1990, как матери имеющей ребенка в возрасте до полутора лет. На основании приказа № 33-к от 15.06.1990 истцу разрешено использовать отпуск без содержания с 01.06.1990 по 01.09.1990 как матери имеющей ребенка в возрасте до 3-х лет. Подтвердить приказ о предоставлении декретного отпуска не возможно (л.д.50-51,52,53,54,55).
Доводы истца и его представителя, что при определении права на пенсию по ч.1.2 ст.8 закона №400-ФЗ подлежат включению периоды отпусков по уходу за ребенком являются заблуждением.
Указанными нормами права (часть 1 статьи 11, пункт 2 части 1 статьи 12) Федерального закона "О страховых пенсиях" не предусмотрены периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста года и трех лет, так как при определении права на пенсию по ч.1.2 ст.8 закона №400-ФЗ, учитываются лишь периоды трудовой деятельности.
В тоже время суд не может согласиться с мнением ответчика по определению периода, когда истица находилась в отпуске по уходу за ребенком, работая в Очерском МСО объединения «Пермагропромстрой».
В соответствии со ст.165 К3оТ РСФСР женщинам предоставлялся отпуск по беременности и родам продолжительностью пятьдесят шесть календарных дней до родов и пятьдесят шесть календарных дней после родов с выплатой за эти периоды пособия по государственному социальному страхованию. В соответствии со ст.167 КЗоТ РСФСР кроме отпусков по беременности и родам женщине, по ее заявлению, предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста полутора лет (Указ Президиума Верховного Совета РФ от 19.11.1982).
Согласно Архивной справке №450 от 10.08.2020 в августе 1988 истице начислен больничный лист за 9 дней октября в сумме 74,25 рублей, ответчик определил начала отпуска по уходу за ребенком - 10.10.1988, тогда как начисление производится за рабочие дни, в связи с чем, начало отпуска по уходу за ребенком у Вотиновой Р.Ф. начинается с 14.10.1988.
Судом установлено, что находясь в отпуске по уходу за первым ребенком, истец работала в Талицкой сельской библиотеке на 0,5 ставки в период с 17.07.1985 по 20.03.1986 (л.д.39-49), ранее данные сведения Вотинова Р.Ф. ответчику не предоставляла. В связи с чем, он не имел возможности провести корректировку страхового стража.
С учетом полученных судом сведений стаж истца, на момент подачи заявления, при определении права на пенсию по ч.1.2 ст.8 закона №400-ФЗ составляет 32 года 9 месяцев 8 дней (32 года 6 месяцев 1 день + 3 месяца 3 дня + 4), то есть меньше требуемых 37 лет.
В связи с чем, суд не находит основании для удовлетворения исковых требований Вотиновой Р.Ф.
В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Следовательно, требование о взыскании с ответчика в пользу истца государственной пошлины, уплаченной им при подаче искового заявления, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197,199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Вотиновой Раисы Федоровны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верещагинском районе Пермского края о включении в стаж, для определения права на пенсию по ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов с 14.12.1984 по 20.10.1985, с 10.10.1988 по 04.04.1990, с 01.06.1990 по 01.09.1990, взыскании государственной пошлины за рассмотрения дела - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.С.Анисимова
Мотивированное решение изготовлено – 01.02.2021.