Дело №2-100/2023
УИД:46RS0027-01-2023-000093-67
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Черемисиново
Черемисиновского района
Курской области 29 июня 2023 года
Черемисиновский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи - Баркова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем - Хмелевской С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Стакановского сельсовета Черемисиновского района Курской области (далее по тексту Администрация Стакановского сельсовета) к Министерству имущества Курской области о признании права муниципальной собственности на объект культурного наследия,
у с т а н о в и л:
Администрация Стакановского сельсовета Черемисиновского района Курской области обратилась в суд с иском Министерству имущества Курской области о признании права муниципальной собственности на объект культурного наследия, указав в иске, что на территории муниципального образования «Стакановский сельсовет» находится историческое сооружение - «Братская могила воинов Советской армии, погибших в период Великой Отечественной войны» год завершения строительства 1966 года, площадь объекта недвижимости 8,4 кв.м., номер кадастрового квартала, в пределах которого расположен объект недвижимости 46:27:030201, находящегося по адресу: РФ, Курская область, Черемисиновский район, Стакановский сельсовет, с. Исаково, что подтверждается решением исполнительного комитета Курского областного Совета народных депутатов №382 от 14.06.1979 регистрационный номер 461510380680005.
Указанный объект не имеет собственника, на балансе в администрации поселения или администрации муниципального района не находится, а отсутствие у воинских захоронений собственника препятствует организации их учета, государственной охран, реставрации и ремонта, контролю за их состоянием, чем нарушаются права и интересы как Российской Федерации, так и неопределенного круга лиц, в том числе в сохранении памятника для будущих поколений.
Учитывая, что в силу ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности поселений могут находиться объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения, а согласно ст.9.3 ФЗ от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» к полномочиям органов местного самоуправления… отнесены: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений и городских округов…», просил признать право собственности за муниципальным образованием «Стакановский сельсовет» Черемисиновского района Курской области на вышеуказанный объект недвижимости.
Представитель истца - администрации МО «Стакановский сельсовет» Черемисиновского района Курской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно письменному заявлению главы администрации Стакановского сельсовета – Маслова С.В., исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить и рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика – Министерства имущества Курской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно письменному отзыву сведения об историческом сооружении «Братская могила воинов Советской армии, погибших в период Великой Отечественной войны» год завершения строительства 1966 г., площадью 8,4 кв.м., номер кадастрового квартала, в пределах которого расположен объект недвижимости 46:27:03201, расположенного по адресу: Курская область, Черемисиновский район, Стакановский сельсовет, с. Исаково, в реестре имущества Курской области не содержится. Просит суд рассмотреть дело без участия представителя министерства.
Третьи лица: администрация Черемисиновского района Курской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области, МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Согласно письменному заявлению представителя администрации Черемисиновского района, по доверенности - Павличенко Н.И., последняя указала, что не возражает против требований истца, просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Согласно письменному мнению представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области по доверенности - Кулевой О.Е., последняя мнение по иску не представила, просила о рассмотрении дела без ее участия.
МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях в судебное заседание своего мнения не представило.
Руководствуясь ст.167 УПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон и их представителей.
Исследовав письменные материалы дела и документальные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
Согласно ст.218 Гражданского кодекса РФ (далее о тексту - ГК РФ), в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со статьей 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Пунктом третьим части первой ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В силу ст.3 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об объектах культурного наследия») к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Памятники – это отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
Согласно ст.4 Федерального закона «Об объектах культурного наследия» объекты культурного наследия подразделяются, в том числе, на объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации и объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Исходя из положений ст. 9.2, 9.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится, в том числе, и государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, а к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится, в том числе, и государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Согласно ст.15 Федерального закона «Об объектах культурного наследия» в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. Реестр представляет собой государственную информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра.
Статьей 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия» определено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия» установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (часть первая). Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (часть третья).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Администрация Стакановского сельсовета Черемисиновского района Курской области является самостоятельным муниципальным образованием в составе Черемисиновского района Курской области Российской Федерации. На ее территории в полном объеме осуществляется местное самоуправление, предусмотренное действующим законодательством и Уставом муниципального образования, в редакции Устава от 10.06.2016.
Муниципальное образование Администрация Стакановского сельсовета Черемисиновского района Курской области зарегистрировано в качестве юридического лица 22.12.2005 за государственным номером 2054635011715.
В состав муниципального образования «Стакановский сельсовет» входит, в том числе, с.Исаково, на территории которого расположен объект недвижимости - историческое сооружение «Братская могила воинов Советской армии, погибших в период Великой Отечественной войны» год завершения строительства 1966 года, площадь объекта недвижимости 8,4 кв.м., номер кадастрового квартала, в пределах которого расположен объект недвижимости 46:27:030201, который, по состоянию на 19.04.2021, не внесен в реестр муниципальной собственности Стакановского сельсовета Черемисиновского района Курской области, право собственности на него, а также на земельный участок, на котором он расположен в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано.
Несмотря на отсутствие регистрации спорного объекта, на территории с. Исаково Черемисиновского района Курской области, согласно учетной карточке воинского захоронения №5 от 05.11.2015 с фотофиксацией, схемой захоронения, в парке у здания Исаковской неполной средней школы имеется воинское захоронение, вид захоронения «Братская могила», краткое описание памятника: Скульптура «Солдат со знаменем».
Как следует из сведений, представленных Комитетом по охране объектов культурного наследия Курской области объект, братская могила, расположенный по адресу: Курская область, Черемисиновский район, Стакановский сельсовет, село Исаково, является объектом культурного наследия «Братская могила воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной войны. Захоронено 293 человека, установлено фамилий на 22 человека. Скульптура установлена в 1966 году», 1966 г., включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании Решения исполнительного комитета Курского областного Совета народных депутатов от 14.06.1979 №382, регистрационный номер 461510380680005, в статусе регионального. Границы территории утверждены приказом комитета по охране объектов культурного наследия Курской области от 11.08.2022 № 05.4-08/953. Предмет охраны не утвержден.
Защитная зона рассматриваемого объекта установлена на основании ст.34.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Приказом комитета по охране объектов культурного наследия Курской области от 11.08.2022 №05.4-08/962 утверждено графическое описание местоположения границ защитной зоны рассматриваемого объекта. Защитная зона данного объекта внесена в ЕГРН 02.09.2022 - 46:27-6.333. Историко- культурная экспертиза на рассматриваемый объект не проводилась.
Согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте Комитета по охране объектов культурного наследия Курской области, в раздел Объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, в том числе включена «Братская могила воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной войны (Решение исполнительного комитета Курского областного совета народных депутатов от 14.06.1979 №382, рег. №461510380680005).
Согласно письму Министерства имущества Курской области, сведения об историческом сооружении «Братская могила воинов Советской армии, погибших в период Великой Отечественной войны» год завершения строительства 1966 г., площадью 8,4 кв.м., номер кадастрового квартала, в пределах которого расположен объект недвижимости 46:27:03201, расположенного по адресу: Курская область, Черемисиновский район, Стакановский сельсовет, с. Исаково, в реестре имущества Курской области не содержится.
С целью постановки на государственный кадастровый учет, истцом был заказан технический план сооружения, согласно которому указаны характеристики объекта недвижимости: вид объекта недвижимости – сооружение; местоположение – Курская область, Черемисиновский район, Стакановский сельсовет, с.Исаково; назначение – сооружение историческое; площадь объекта – 8,4 кв.м, год завершения строительства – 1966. Сооружение располагается в кадастровом квартале 46:27:030201 и на земельном участке с кадастровым номером 46:27:030201:303. Сведения о сооружении указаны на основании декларации об объекте недвижимости (декларация от 11.05.2023).
Начиная с 1966 года и по настоящее время органы местного самоуправления: «Стакановский сельский совет» и его правопреемник - Администрация МО «Стакановский сельсовет» добросовестно, открыто и непрерывно владеют и пользуются памятниками истории как своими собственными, осуществляя содержание и ремонт за счет собственных средств, что подтверждается платежными поручениями по оплате за приобретение хозяйственных и строительных материалов, товарными накладными к ним, а также договором от 18.05.2020 №2, заключенным между МО «администрация Стакановского сельсовета» и ИП Смирновым Н.Н. по проведению ремонтных работ памятников воинских захоронений.
Отсутствие правоустанавливающих документов о приобретении права собственности на братские захоронения, являющиеся сооружениями, препятствует в регистрации права собственности в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015г №218 «О государственной регистрации недвижимости»», что обусловило обращение в Черемисиновский районный суд Курской области с настоящим заявлением.
При этом судом принимается во внимание, что отсутствие у воинских захоронений собственника препятствует организации их учета, государственной охране, реставрации и ремонту, сохранению объектов на постоянной основе, контролю за их состоянием, чем нарушаются интересы Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц, направленные на сохранение памятника в надлежащем виде, в том числе, для последующих поколений.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003№131-«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) в собственности поселений могут находиться: объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 14.01.1993г. №4292-1 «Об увековечении памяти при защите Отечества» (далее - Закон №4292-1) воинские захоронения подлежат государственному учету.
Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.
Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления. Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование могиле, фотографиями, расходными документами, подтверждающими ремонт скульптуры и содержание братской могилы.
Учитывая изложенное, а также отсутствие возражений ответчика и третьих лиц относительного указанного иска, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Согласно п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 1966 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 8,4 ░░.░., ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 46:27:030201, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░.░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 05.07.2023.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░