Гражданское дело № 2-268/2022
(04RS0001-01-2022-000657-11)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2022 года с. Курумкан
Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Ивахиновой Э.В.,
при секретаре Марусенко Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курумканского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Курумканский район» о возложении обязанности обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, прокурор Курумканского района РБ просит обязать Администрацию МО «Курумканский район» обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме, в срок до 31.12.2022.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Курумканский район» законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в -ходе реализаций национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации».
Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» являются предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление. Одной из задач Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» является обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде. Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права. Согласно ст. 4 Федерального закона № 210 от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный Закон № 210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг являются возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской федерации, по выбору заявителя. Согласно ст. 5 Федерального Закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Согласно пп. 1 и 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 10 Федерального Закона № 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной, услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 1.2 ч. 4 ст. 29 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 1 июля 2012 года органами местного самоуправления требований п. 3 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993- Р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде (далее - Распоряжение № 1993-р).
Согласно Распоряжению № 1993-р переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен в 2013 году.?Вместе с тем установлено, что администрацией МО «Курумканский район» не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме. На федеральном портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru) и региональном портале государственных и муниципальных услуг Республики Бурятия (https://03.gosuslugi.ru/) отсутствует информация о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией МО «Курумканский район» в электронной форме, что нарушает права субъектов малого и среднего предпринимательства.
В ходе судебного заседания помощник прокурора Курумканского района РБ Нуриева В.И. по доверенности исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Содномов Д.В. по доверенности в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, направил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений против заявленных требований не имеют, решение оставляют на усмотрение суда.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований. Данный закон регулирует порядок организации предоставления государственных и муниципальных услуг, то есть общие принципы и условия организации работы по предоставлению этих услуг.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" одним из основных принципов организации предоставления этих услуг является возможность их получения в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Пунктом 3 статьи 5, названного Федерального закона предусмотрено право заявителя на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя
В силу п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" на органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, возложена обязанность обеспечить возможность получения заявителем государственной и муниципальной услуги в электронной форме, то есть с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 10 Закона N 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется: подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 настоящегоФедерального закона, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Согласно п. 1 ст. 12 Закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Судом установлено, что прокуратурой района в ходе проведения проверки установлено, что администрацией МО «Курумканский район» не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме, а именно на федеральном портале государственных услуг и региональном портале государственных и муниципальных услуг Республики Бурятия отсутствует информация о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией МО «Курумканский район», что нарушает права субъектов малого и среднего предпринимательства.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство возлагает на ответчика обязанность обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме, чего ответчиком сделано не было.
Необеспечение доступа к информации (независимо от цели ее получения) в данном случае нарушает права заявителей.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц и во исполнение действующего законодательства, суд считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить.
Суд полагает, что срок для исполнения решения суда, указываемый прокурором, по мнению суда, будет являться разумным, в который возможно реальное исполнение требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Курумканского района РБ в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на администрацию МО «Курумканский район» обязанность обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемыхадминистрацией МО «Курумканский район», в электронной форме, в срок до 31.12.2022.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Баргузинский районный суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья Э.В. Ивахинова