Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Самара 21 ноября 2022 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Филатовой К.П.,
с участием представителя административного истца Сафиной В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-873/2022 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «ОДК-Кузнецов» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
публичное акционерное общество «ОДК-Кузнецов» (далее также ПАО «ОДК-Кузнецов», административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020: с кадастровым номером № – в размере 117 602 172 рублей, с кадастровым номером № – в размере 249 079 740 рублей, с кадастровым номером № – в размере 152 670 168 рублей, с кадастровым номером № – в размере 114 054 470 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником названных земельных участков, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования, кадастровая стоимость которых, установленная по результатам очередной государственной кадастровой оценки, существенно превысила размер их рыночной стоимости, определенной Отчетом об оценке, тем самым затронуты права и обязанности общества, как плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости участков.
С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке.
В судебном заседании представитель административного истца Сафина В.М., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр кадастровой оценки», администрация городского округа Самара не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В письменных пояснениях ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области оставляет разрешение требований на усмотрение суда.
Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр кадастровой оценки» представлены дополнительные пояснения, согласно которым, ознакомившись с результатами судебной экспертизы, оставляют принятие решения на усмотрение суда.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в адрес суда не направили.
В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», часть 2 статьи 3 Федерального закона от 03 июля 2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
Как следует из материалов дела, в собственности ПАО «ОДК-Кузнецов» находятся следующие земельные участки:
- с кадастровым номером №, площадью 515 799 кв.м, вид разрешенного использования – под испытательный комплекс, расположенного по адресу ориентира: <адрес>,
- с кадастровым номером №, площадью 1 270 815 кв.м, вид разрешенного использования – фактически занимаемый земельный участок промплощадкой внутри с охранной зоной, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, о чем представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 26.07.2021.
Кроме того, административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат земельные участки категории земель - земли населенных пунктов:
- с кадастровым номером №, площадью 713 412 кв.м, вид разрешенного использования – под испытательный комплекс, расположенный по адресу ориентира: <адрес>, образованный из земельного участка с кадастровым номером №,
- с кадастровым номером №, площадью 495 889 кв.м, вид разрешенного использования – фактически занимаемый земельный участок промплощадкой внутри с охранной зоной, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, образованный из земельного участка с кадастровым номером №, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 02.08.2021, 28.07.2021, 18.11.2022, свидетельствами о праве собственности на землю от 14.12.1992, 27.01.1994, кадастровыми паспортами от 02.07.2012, 23.12.2009, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 04.04.2012 № 922.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков определена постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2020 года № 935 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области» по состоянию на 01.01.2020 в размере: с кадастровым номером № – 320 728 632,84 рублей; с кадастровым номером № – 231 887 756,43 рублей; с кадастровым номером № – 571 320 299,55 рублей; с кадастровым номером № – 222 936 817,73 рублей; о чем представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 07.02.2022, 26.07.2021, 27.07.2021.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Являясь собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, № и владея на праве постоянно бессрочного пользования земельными участками с кадастровыми номерами №, №, административный истец уплачивает земельный налог в местный бюджет из их кадастровой стоимости, в связи с чем заинтересован в установлении действительной рыночной стоимости земельных участков.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке № 0206-1-01/21 от 12.11.2021, подготовленный оценщиком ООО «<данные изъяты>», согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2020 составляет:
- с кадастровым номером № – 152 670 168 рублей;
- с кадастровым номером № – 117 602 172 рубля;
- с кадастровым номером № – 249 079 740 рублей;
- с кадастровым номером № – 114 054 470 рублей.
В ходе судебного разбирательства удовлетворено ходатайство заинтересованного лица – администрации городского округа Самара о назначении судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости спорных земельных участков.
Из заключения экспертизы № 1124-К/22 от 20.10.2022, подготовленного экспертом ООО <данные изъяты>» ФИО1А., следует, что по состоянию на 01.01.2020 итоговая величина рыночной стоимости земельных участков определена в следующем размере: с кадастровым номером № - 154 810 404 рубля, с кадастровым номером № - 118 633 770 рублей, с кадастровым номером № - 246 538 110 рублей, с кадастровым номером № - 115 046 248 рублей.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что при оценке земельных участков эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на результатах осмотра и достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости земельных участков, описание качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализ рынка в сегменте объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объектов исследования, обоснование выбора объектов-аналогов и используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответы на поставленный вопросы с возможностью проверки их обоснованности.
Возражений, замечаний относительно выводов судебной экспертизы представителем административного истца и иными участвующими в деле лицами не заявлено.
Оснований для установления кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере, определенном отчетом об оценке ООО «<данные изъяты>», суд не усматривает и полагает, что экспертное заключение о рыночной стоимости объектов является наиболее полным и аргументированным, отвечает требованиям действующего законодательства, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, в исходе дела не заинтересован.
Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, в исходе дела не заинтересован.
Возражений относительно выводов судебной экспертизы сторонами не представлено, у суда сомнений в компетентности и объективности эксперта не имеется.
Оснований для установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере, определенном отчетом об оценке, суд не усматривает и полагает, что экспертное заключение является наиболее полным и аргументированным.
Таким образом, административный иск подлежит частичному удовлетворению.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 02.03.2022, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск публичного акционерного общества «ОДК-Кузнецов» удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 713 412 кв.м, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 154 810 404 рубля.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 515 799 кв.м, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 118 633 770 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 270 815 кв.м, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 246 538 110 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 495 889 кв.м, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 115 046 248 рублей.
Датой подачи ПАО «ОДК-Кузнецов» заявления в суд считать 02.03.2022.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья подпись О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 02.12.2022.
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья –
Секретарь –